ПСКОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ

В недавнем разговоре с искусствоведом Ириной Голубевой я узнала немало интересного. Например, что сейчас наша псковская архитектура представляет собой «цыганско-мавританский» стиль индивидуальной застройки, и «большой советский» – в официальном строительстве. Что никто не оценивает новую стилистику. Диктует же моду заказчик – дилетант. Предпринимателям хочется иметь собственность в центре города. Это и престижно и выгодно. Пользу можно извлекать огромную, а платить за землю и аренду – гроши. Ирина Голубева считает, что современная застройка в историческом городе – это судьба города на многие годы. Речь, собственно, идет не только об архитектурной застройке, а об исторической среде Пскова, об историческом пейзаже. Быть ему или не быть.

Можно предположить, что сами архитекторы-проектировщики новых пряничных домиков не имеют элементарного понятия о городской среде, сохраняющей сложившуюся веками традицию. Именно поэтому очередной дом – монстр, построенный за типографией, закрыл перспективу Рижского проспекта на Троицкий собор. А богатый уютный коттедж за Гремячей башней весело выглядывает из-за нее, совершенно перечеркивая средневековый пейзаж. Мол, знай наших. Мы пришли. Пришли новые хозяева жизни. И с этим ничего не поделаешь. Правда, как долго продлится их хозяйственная деятельность, никто сказать не может. Но дело даже не в этом, а в культуре. В почтении, что ли, к городу редкой красоты и необычной истории, каким является Псков. Вот, собственно, об этом и шел серьезный и профессиональный разговор на очередном заседании клуба краеведов в научной универсальной библиотеке Пскова.

Основным был доклад И.Голубевой как раз по проблеме сохранения историко-культурной среды города, псковского пейзажа. Ирина Голубева просто и аргументировано обрисовала ситуацию, сложившуюся в нынешней застройке исторической части Пскова. Она говорила о том, что никто общей картины застройки Пскова, ее развития не видит и не контролирует. На фоне такой неразберихи легко строить, нарушая законодательство и культурную традицию места. А между тем, даже сама планировка города, само расположение улиц является исторической градостроительной ценностью. Главной градообразующей улицей по-прежнему остается Октябрьский проспект. И нынешняя его пестрота фасадов, их перепланировка в связи с появлением магазинов ставят существование классической улицы под вполне реальную угрозу. За какие–то три года проспект все меньше и меньше похож на улицу старого русского города. Ирина Голубева считает, что пора компетентным органам: ВООПИК, службе главного архитектора города, Спецпроектреставрации и другим скоординировать свои усилия, чтобы не превратить традиционный исторический пейзаж города в один торговый ряд.

В обсуждениях по проблеме выступил известный в городе архитектор В.Мухортов, обратив внимание собравшихся на отсутствие идеи развития строительства в Пскове. И сказал, что на профессиональные градостроительные советы нужно непременно приглашать представителей общественности. Не людей с улицы, надо полагать, а историков, краеведов, чтобы их независимый голос был услышан.

Профессор-историк Е.Иванов обратился к представителям органов архитектуры с резонным вопросом о размерах будущего костела на реке Пскове, который затмит своей величественностью весь православный пейзаж реки. Известный специалист по исторической топографии города, ученый И.Лабутина отметила, что набережную Псковы можно всю застроить, но тогда старая река может вовсе исчезнуть, обмелеть под напором коммуникационных систем и человеческой деятельности. Может, не надо так интенсивно строить на берегах?

Главный архитектор области В.Бессонов, принявший участие в полемике, также признал остроту проблемы современной застройки и использования зданий старого города. Он говорил об уважительном отношении современных архитекторов к прошлому и смирении творческой гордыни.

Действительно, прежде, чем делать проекты будущего здания для заказчика или фасада для магазина, надо соизмерять свои способности и возможности. Есть ли право так агрессивно вмешиваться в пейзаж, выстраиваемый веками?

Именно пейзаж доминирует в восхищенных оценках, которые оставляет Псков. Псковский пейзаж - это и непобедимая вертикаль Троицкого собора, и белеющие корабли церквей на уличных горках, и меланхолические набережные Великой и Псковы, заросшие старыми деревьями и романтическим кустарником.. Гармония строений, высотность и протяженность, колорит зданий, ритм фасадов, расстекловка окон, двери, отсутствие заводских труб и невыразительных строений – это все пейзаж, который складывался веками. Пейзаж – это то, что формирует общее впечатление и определяет лицо города. Именно пейзаж – самый важный феномен, несущий эмоциональную и эстетическую составляющую города. И ему нет цены. В давние времена это хорошо знали, и в планировании русских городов участвовали сами императоры, не отдавая такую ответственную миссию обычному человеку, пусть и профессиональному архитектору. Планировка города была задачей государственной. Нынче складывается впечатление, что город сошел с ума и, почти буквально, у него поехала крыша. В старом русском городе, который отмечен в истории великими подвигами защиты Отечества и православного святительства, фасады Октябрьского проспекта ломятся от магазинных вывесок с иностранными названиями, В этих претенциозных названиях реализуются самые смелые мечтания провинциального выскочки с кошельком. Новый хозяин прорубает, разрывает, перекрашивает, строит, устанавливает, преображает фасады зданий проспекта в соответствии со своим личным вкусом, деньгами и прагматическими надобностями. Кто за этим следит, кто определяет эту тонкую грань: что можно и что нельзя делать в старом русском городе? И почему у великолепного «дома Лидваля» (Октябрьской,42) появилась очередная будка – киоск, покрашенная в сиреневый цвет фантастического триллера? Где городской архитектор? Он застрелился? Где службы, которые контролируют охранные зоны? Их нет? Кто нам дал право так издеваться над городом, который строили и создавали не мы? Пресса остается равнодушной к яркой общественной проблеме, которая на самом деле не столь неразрешима как кажется.

Мы знаем псковскую школу архитектуры. Наш город не Набережные Челны и не Васюки, без истории и традиции. Почему же архитекторы идут на поводу у заказчика? Не потому ли, что просто не умеют проектировать? Не знают традицию и не чувствуют ее? Ведь невооруженным взглядом хорошо видно, что возможность решить проблему есть. Нужна концепция, местные законы, организованные специалисты, экономисты, землепользователи. Чтобы все контролировалось и четко проплачивалось: от получения места в центре города до разрешенного вмешательства в проект, строительство дома, реконструкцию фасада.

Вопросы, заданные в собрании псковских краеведов во многом остаются риторическими. На них может ответить только городская власть. Общественность, судя по бурному обсуждению проблемы на краеведческом собрании, готова сотрудничать. Совсем скоро юбилей города. Очень может быть, что мы к нему придем со сверкающими витринами «фараонов» и «джокеров», кусками раскрашенных фасадов и новыми городскими кварталами из сказок доброго Андерсена, который обернулся в нашем городе злым волшебником. Есть и еще одна проблема, как заметил В.Бессонов, отсутствие культуры. Вот с этим уже ничего не поделаешь. И все конструктивные предложения, которые были высказаны псковичами, могут быть похоронены.



Наталья Богомолова
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...