А у вас Интернет есть?
24 августа 2007 года в Псковской области завершилось подключение школ к Интернету в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Новый учебный год, как уверяли специалисты Главного управления образования Псковской области, 358 образовательных учреждений региона встретили в сети. После выхода информации об этом на сайте ПАИ появились высказывания родителей о том, что Интернет есть, но воспользоваться им школьники не могут. Вот некоторые цитаты форума:
(17.09.2007 13:14)
Только для кого этот Интернет - непонятно. Мой ребенок учится в техническом лицее. Тоже, вроде как, с Интернетом. Но за прошлый год на уроках информатики им ни разу не включили этот самый Интернет. И в этом году тоже предупредили сразу, что Интернета не будет.
(17.09.2007 13:41)
Ребята с "СЗТ" рассказывали после подключения школ. ADSL-модемы поставили, типа интернет есть, а компьютеров и сетки в помине не было. Типа пальцем на модем показывать и говорить - "там интернет". Не везде, но по области таких точек море.
(17.09.2007 17:19)
Ага, то-то директриса 18 школы хвастается, что у неё в кабинете теперь крутой безлимитный интернет. Учеников там и близко не лежало.
Специалисту ГУО (19.09.2007 10:53)
Тогда почему же в главной по технике школе области - в Псковском техническом лицее Интернет вот уже второй год не включают даже на уроках информатики? Я уж не говорю про какую-то там "точку доступа", про которую там, по крайней мере ученики, и не слыхивали???
Немного истории
Домашние компьютеры в России начали появляться с середины 90-х годов. Для сравнения, это на десятилетия позже, чем в Америке. Там в начале 90-х школьники уже пользовались ПК, когда у нас о том, что такое компьютер, знали только обеспеченные и любопытные. Интернет пришел ещё позже. 1994 год считается датой его официального появления в России. В то время как в США он зародился в конце 40-х годов и стал доступен гражданам уже в 80-ые.
В Пскове Интернет появился в середине 90-х годов. А в районных центрах и вовсе ближе к новому тысячелетию. К примеру, в не самом далеком от Пскова райцентре Печорах возможность подключиться к Интернету предоставилась в 98-ом, да и компьютеров в то время на весь район с населением около 25 тыс. человек набралось бы не больше десятка.
Интернет пришел?
Компьютерный класс технического лицея с гордостью показывает учитель информатики Алла Александровна Валентик. Доступ во "всемирную паутину" школа получила осенью 2006, компьютеры появились за несколько лет до этого. Лицей подключали по спецпрограмме нацпроекта "Образование" – в рамках интернетизации школ. Тогда специалисты объясняли, что сеть можно использовать в любое время и сколько угодно. Интернет безлимитный и бесплатный для школы. Финансируют федералы. Вот только при всем желании попасть в паутину информации не так просто.
"Хоть все и говорят - технический лицей, на информатику отведено 40 минут в неделю", – вздыхает учитель. "Да и ни времени, ни возможности у наших школьников нет сидеть в Интернете. Все учителя хотят, чтобы дети работали в сети, но класс занят - идут уроки информатики. С самого утра и до начала четвертого часа. К тому же в лицее учатся 375 человек, а компьютеров всего 10", - разводит руками учительница.
Я решила поинтересоваться, как обстоит дело с Интернетом в сельских школах? Позвонила в Рассветовскую школу Гдовского района. Там на 19 школьников приходится 2 компьютера. Учитель информатики радостно рассказал про то, что на его дисциплину в старших классах отводится по 2 часа в неделю. В Интернете школьники проводят 8 часов в год.
Также позитивно обстоит дело с сетью в Добычинской средней школе Палкинского района. 86 детей, в семи компьютерах живет Интернет. Школьники сами заходят в сеть. Учителя тоже не отстают - работают в специальном методическом кабинете.
Нужен ли в школе Интернет?
Я спросила у учащихся технического лицея, пользуются ли они Интернетом в своём учебном заведении? Опрос показал, что использовать сеть в школе нет необходимости, потому что Интернет есть дома. Это уже перестало быть редкостью. Да и учителя это знают, и поощряют. "Вот задала домашнее задание восьмиклассникам сделать доклад, так 25% класса нашли информацию в сети", - рассказывает Алла Александровна.
Но это в городских школах, а в сельских из 86 учеников только у 20 дома Интернет, а если школа основная, то там из 19 ни у одного нет сети. Учителя сами рассказывают, что "у одного мальчика был Интернет, но потом отключили".
Довольная Алла Александровна добавляет, что Интернет - вещь хоть и интересная и увлекательная, но цели у лицея - подготовить ребят к вузам и ЕГЭ. Здесь требуется знание теории, а не практики.
"Учебное заведение у нас с техническим уклоном, и высшее образование выпускники идут получать соответствующее, а для поступления мало уметь на клавиши нажимать. Требуются знания систем исчисления, алгебры, логики, алгоритмизации и программирования", - говорит учитель и показывает примерные вступительные задания в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова.
Школьники из села тоже, наверно, планируют поступать в вузы, и им также необходима практика и теория. Одна моя знакомая работала в Добычинской средней школе Палкинского района, в середине лета уволилась. Она знает ситуацию изнутри. Так вот по ее рассказам право выходить в Интернет есть только у учителя. На уроках информатики школьники за компьютеры не садятся, а внемлют историям педагога о всемирной паутине. Получают задание по использованию Интернета, делают его дома и приносят на проверку.
Школы подключили к Интернету для того, чтобы...
Сейчас в школах ждут федеральную специальную программу - фильтрацию. Спецпрограмма отследит любые отклонения от нацпроекта и прикроет доступ к развлечениям во всемирной паутине. В настоящее время в сети работают более 5 тыс. образовательных ресурсов по общеобразовательным предметам. К концу 2007 года их число превысит 10 тысяч. Это обеспечит учителей и учеников достаточным количеством новых учебных материалов.
В начале декабря 2006 года прошла Интернет-конференция со специалистами Россвязьнадзора, на которой они признались, что "подключённый Интернет по ПНП "Образование" предназначен только для обучающего процесса и имеет выход только к образовательным сайтам. Доступны будут только образовательные сайты. Провайдер установит фильтры, чтобы ограничить доступ к "вредным сайтам".
Изначально интернетизация школ предполагала свободный доступ во всемирную паутину, чтобы создать равные возможности для всех детей и усовершенствовать учебный процесс. Сайт Министерства образования и науки пишет: "Основной задачей данного направления нацпроекта является не столько подключение школ к сети Интернет, сколько обеспечение доступа школьников и учителей на всей территории России к современным информационным образовательным ресурсам. Создав доступ детям в "виртуальное пространство" в школах, общество в первую очередь обеспечивает равные образовательные возможности для всех ребят. Кроме того, с появлением бесплатного доступа к сети Интернет в школах появляются новые, уникальные возможности для преподавателей по повышению своего уровня, поиску и использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания".
Школьные грезы…
Технический лицей выиграл в этом году президентский грант в 1 млн. рублей. "На эти средства мы построим новый компьютерный класс, поставим 10 новых машин, и создадим интернет-клуб для школьников, чтобы ребята смогли заниматься", - радуется Алла Александровна.
Вот только не все победители потратят деньги на компьютеризацию и интернетизацию школ. Грант предполагает оснащение классов новым оборудованием (от пробирок до виртуальных досок), поддержку собственных новаторских образовательных программ и т.д. А если учесть условия получения гранта, то понадобится более 27 лет, чтобы каждое из 358 образовательных учреждений области получило свой миллион.
Но это в идеале, так как на конкурсе побеждают инновационные учебные заведения, до которых школам из села трудно дотянуться. Так, на сайте Министерства образования и науки приводится пример, что до программы интернетизации в школе одного из поселков Свердловской области даже не было телефона, а с приходом сети он появился. Вот только другая проблема: Интернет есть, а компьютеров нет.
На собственном примере знаю, что в наиболее отдаленных от Пскова районах дети и "мышкой" не умеют пользоваться. В университете моя одногруппница спрашивала у меня, где включить компьютер. Для меня - удивительно, а для нее - познавательно. Это было года два назад.
С того времени Интернет и компьютер стали еще более популярными и необходимыми. Сейчас ни у кого не появляется вопроса, где можно найти реферат, чей-то телефон или адрес - в сети. Вот только не все знают, как это делать и как этим пользоваться. Вы со мной согласитесь, что в этом случае вряд ли можно говорить о "равных образовательных возможностях для всех ребят", хотя именно это предусмотрено нацпроектом.
Валерия Соловьева,
Псковское агентство информации