Изобразительное искусство быть самим собой. КАРТИНА МАСЛОМ

Прощание псковитянки с выставкой митьков "Остановки по требованию" началось под сопровождение марша "Прощание славянки", который очень кстати грянул из мобильника Дмитрия Шагина и за отсутствием обещанной группы "Санкт-Петербург" всё-таки создал в нижнем зале Приказной палаты Псковского кремля соответствующий музыкальный фон.

Псков

Дмитрий Шагин Таисии Швецовой: "Сестрёнка! Сестрёнка ты моя..."

Собирательный образ драматично прощающейся с митьками псковитянки воплотила в себе псковская художница-наивистка Таисия Швецова, которая специально к торжественному закрытию митьковской выставки в кремле написала и подарила дорогим питерским гостям картину "Посвящение в митьки" – благо митьки всячески этому способствовали, заблаговременно обеспечив коллегу профессиональным грунтованным холстом. "Обычно-то я рисую на ДВП, на клеёнках, - в общем, на всяких отбросах, поэтому мне было очень страшно испортить это полотно и я вынашивала замысел картины долго-долго… наверное, неделю", - объяснила Таисия Александровна. При этом знакомые изо всех сил старались ей помочь и усердно подкидывали разные игривые сюжетцы, например: "Митьки врываются на свадьбу" или "Митьки пришли в музей Ленина" ("Но это я сразу отвергла, для меня это кощунство, так как в прошлом я всё-таки коммунист…")

 

АП! И ТИГРЫ У НОГ МОИХ СЕЛИ

В конце концов, Таисия Александровна "посвятила в митьки" любимого героя своих живописных произведений - то ли льва, то ли тигра (в митьковской тельняшке этот персонаж, конечно, больше смахивает на тигра), который на радостях танцует перед всем честным народом то ли лезгинку, то ли "яблочко".

Псков

А-А-А-А-А!

Псков

Дык, ёлы-палы...

Правда искусствоведы, по словам самой Таисии Швецовой, сразу же раскритиковали её произведение по всем статьям: мол, и лапа у льва торчит, как кость, и вообще… несовершенное оно какое-то. Но митьки с удовольствием узнавали себя среди населяющих полотно Швецовой котиков, зайчиков и бабочек и с детской непосредственностью тыкали в своих картинных двойников пальцем. Вдобавок им сразу же захотелось устроить в своём музее на улице Марата персональную выставку Таисии Швецовой под названием "Фото на память" и в залог этого они незамедлительно сделали всамделишное групповое фото на память вместе с Таисией Швецовой и на фоне её картины.

 

А ещё они поделились с собравшимися своей маленькой радостью: по словам музейщиков, за время псковской "Остановки по требованию" как минимум два посетителя выставки вознамерились срочно заняться живописью. "Они просили называть их "кандидатами в митьки", - уточнил псковский митёк Александр Бушуев. – "Эт можно!"

 

ФОРМА ОДЕЖДЫ - ПАРАДНАЯ

Самопосвятившихся в митьки среди псковских поклонников их творчества, как мы заметили, тоже хватает. Например, Таисия Александровна Швецова, как и её любимый лев, была на этот раз одета очень по-митьковски – в полосатую, совсем как тельняшка, блузку.

Псков

Оппаньки!

Да и сотрудники Псковского музея-заповедника, а точнее, сотрудницы, позволили себе в этот день некоторые, едва заметные, вольности, ухитрившись при этом соблюсти подобающий заведению "дресс-код".

Псков

Автор картины "Митьки в Пскове" Александр Бушуев со своим произведением на груди: "А хорошо бы собрать всех нас, митьков, одеть в такие майки и сфотографироваться!"

Хотя сами митьки, вопреки ожиданиям, нарядились в чёрные майки с репродукцией картины "главного псковского митька" Александра Бушуева "Митьки в Пскове" и, на первый взгляд, выглядели неканонически. Однако их истинная сущность потом всё-таки проявилась. Это когда Дмитрия Шагина задели за живое, и он начал прилюдно задирать майку, чтоб продемонстрировать, что у него поближе к телу не какой-нибудь там "костюм от Версаче", а всё тот же легендарный митьковский тельник.

 

"ПРОТИВ КОГО ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?"

Всё началось с предложения задавать вопросы. И пока журналисты раскачивались, благостную атмосферу торжественного закрытия выставки нарушил заведующий сектором хранения экспозиций Псковского музея-заповедника Владимир Галицкий. Он со знанием дела совершил короткий энциклопедический экскурс в историю митьковского движения, а возвратился оттуда с такими словами:

"Вы появились в 80-е годы, когда актуальность вашей оппозиционности была вне сомнений. Вам было чему противиться. А вот нынешние митьки чему-то оппозиционируют? Ваш знаменитый идеолог Владимир Шинкарёв утверждал, что главным достижением митьков - художественным достижением! - является их образ жизни. Могу напомнить: митьки одеваются как люмпены, носят тельняшки, ватники, валенки и комичные треухи, с утра до ночи пьют водку, и притом, самую плохую, закусывают исключительно плавлеными сырками, общаются цитатами из популярных телевизионных фильмов и т. д. и т. п. Но это было раньше, а теперь у вас есть собственные издательства, музеи, выставочные залы… Не как у вашего папеньки Владимира Шагина и его товарища Александра Арефьева, которые добровольно нищенствовали и ночевали чуть ли не в склепах. Я, конечно, понимаю, что сейчас другое время, всё изменилось… Так кто же вы теперь такие? Может быть, вы удачно бережёте однажды найденный бренд? Сами себя цитируете? А на самом деле вы уже давно совсем другие?

Псков

Дмитрий Шагин: "Ты... Фитилёк-то... Прикрути... Коптит!"

Дмитрий Шагин некоторое время собирался с мыслями и, как классический двоечник, тянул время ("Мне так же пространно отвечать?", "Ага, это вопрос, не относящийся к искусству, а относящийся к политике?"), но потом всё-таки посерьёзнел и нашел на этот трудный вопрос достойный ответ:

- Ну в двух словах. Когда, собственно, были первые выставки митьков, господствовал социалистический реализм. Теперь такого врага у митьков нету, но ему на смену пришли гламур, попса и всё, что нам навязывают с экранов телевидения. Можем ли мы с этим мириться? Вряд ли. Можем ли мы это победить? Тоже вряд ли, поскольку митьки как тогда никого не хотели победить, так и сейчас не хотят. Поэтому и проиграли. Сейчас мы тоже против, потому что – понимаете? - победить можно, только проиграв.

 

ВСЁ КАК ВСЕГДА

 - Нельзя сравнивать нашу популярность и востребованность с популярностью и востребованностью того же Никаса Сафронова или Шилова, - добавил Андрей Филиппов.

Псков

Андрей Филиппов: "Стоять!"

- То есть митьки как были некоммерческими художниками – так ими и остались! – подвёл черту Шагин. – Вы же понимаете, что мы делаем такие выставки не для того, чтобы эти картины кому-то там втюхать и на вырученные деньги купить себе виллы, машины и так далее. Как это делают не будем называть кто. В советские времена у нас были квартирные выставки, которые разгоняла милиция. Нам тогда портили работы и так далее. Примерно то же произошло два года назад, когда к нам опять ворвались и стали выгонять нас из нашего же помещения. И опять ломали картины, били художников… Ничего же не изменилось по большому счёту. Другое дело, что отношение к нам музеев (спасибо псковскому музею-заповеднику!) изменилось. Нас изучают в программе по истории искусств, о нас пишут в энциклопедиях. Так что теперь нас не так-то просто сбросить со счетов.

Псков

Дмитрий Шагин: "А одним судьба - карамелька, а другим - сплошные муки".

- Есть ли развитие нашего движения? Безусловно, есть. Я считаю, что искусство митьков стало более позитивным. А что касается… ну… таких мягких обвинений в том, что мы забронзовели, запопсели и там, не знаю, стали конформистами… То это досужие домыслы разных журналистов… А основная масса журналистов более добросовестны. Они ходят на наши выставки и видят, что мы по-прежнему в тельняшках. Я не одет в костюм от Версаче не потому, что он у меня висит в шкафу, а потому что у меня нету желания в него одеваться, даже если бы и были деньги. У нас свой стиль…

Псков

Дмитрий Шагин: "А вот так!".

- Но ведь ещё Пушкин говорил, что красная рубаха и овчинная шапка - это вовсе не показатель народности, - не унимался Галицкий, стараясь, как он сам объяснил, сознательно провоцировать, чтобы положить конец "сюсюканью", - Ну и вот точно так же и эти ваши внешние дела. Их нетрудно беречь, нетрудно нести на щите. Я-то имел в виду совсем другое…

 

- Я думаю, что наша выставка и мы сами своими произведениями за себя говорим, - отрезал главный митёк.

 

КАЖДОМУ - СВОЁ

На помощь ему опять пришёл Андрей Филиппов:

 - Тут очень важная реплика прозвучала, чтоб мы торопились любоваться Псковом, потому что скоро от него ничего не останется (это псковский художник Анатолий Елизаров питерцам по-доброму посоветовал, - прим. автора). Так вот, такое безответственное отношение к старине сейчас актуально не только для Пскова, но и для Питера, для многих других российских городов. Дмитрий постеснялся сказать, но его сегодняшняя деятельность во многом связана как раз-таки с защитой памятников культуры. А вообще, мне кажется, в живописи не надо ставить себе задачу противопоставления. Надо делать СВОЁ и быть верным СЕБЕ! Просто так получается, что наше искусство со многими вещами несовместимо. Например, с тем же гламуром. Но это не было нашей целью, а произошло как естественное следствие.

 

Вступился за митьков и Анатолий Елизаров, пытаясь объяснить публике, что они говорят на подлинном языке живописи и своим искусством утверждают её превосходство над цветной фотографией.

 

Потом ещё попросила слова искусствовед Римма Антипова и сказала, что главное достоинство митьков в том, что они себя не скрывают и являются такими, какие они есть на самом деле. Так же, как и Таисия Швецова, которая ничего в себе не приукрашивает. "В этом и есть их оппозиционность. Потому что искренность в искусстве – это всегда мужество. А без искренности нет искусства!".

 

ДРАКУ ЗАКАЗЫВАЛИ?

В общем, прощание псковичей с митьками получилось ещё красочнее, чем в самых смелых фантазиях Таисии Швецовой, которая, если помните, намеревалась натравить митьков на какую-нибудь свадьбу или запустить ради хохмы в музей Ленина.

 

- Я бы ещё сказал, что Митьки – это оппозиция воинствующей безвкусице, которая всё более и более захватывает и разлагает наши души, - разгорячился Дмитрий Шагин.

 

Тут и митёк Светлана Баделина, бесконечно стесняясь, добавила: "Есть такие попсовые направления искусства, которые считают себя негламурными, а оригинальными, якобы новыми "течениями", и занимаются распиливанием всяких рук-ног и запихиванием их в формалин. Так вот, я просто хотела сказать, что митьки и этому тоже противостоят".

 

После таких слов Шагин ещё к тому же как следует проехался на счёт современного "актуального" искусства – так что один из псковских посетителей этой церемонии закрытия митьковской выставки даже не удержался и порадовался вслух: "Не зря я всё-таки сегодня сюда пришёл!".

 

ОДЕЯЛО КАК АНТИДЕПРЕССАНТ

А тех, кто так и не дошёл до первой митьковской выставки в Пскове, митьки пригласили к себе в Санкт-Петербург, в музей на улице Марата, куда каждую субботу с четырёх до восьми пускают совершенно бесплатно. Помимо собственно митьковских произведений искусства, там можно увидеть много всякого всего. Например, сейчас там открыта выставка архангельских лоскутных одеял. Эту выставку митьки подсмотрели в Старой Ладоге, увидели – "восхитились" и теперь с помощью лоскутных одеял занимаются у себя в музее арттерапией ("модное слово" – оправдывается Шагин).

 

- На некоторых это лоскутное шитьё действует как настоящий антидепрессант. Я им даю краски, кисти и под впечатлением от наших одеял они такие коллажи рисуют! А потом уходят счастливые, может быть даже, просветлённые. Это тоже одна из наших задач. Всё-таки время нынче непростое, кризисы всякие...

 

НЕИЗБЕЖНЫЕ ТРЕНИЯ

На прощание митьки поделились своими планами организовать у нас под Псковом следующим летом настоящий митьковский пленэр. Во-первых, потому, что у многих из них именно на псковской земле начиналось всё самое интересное, а во-вторых, потому что они вычитали в одной из местных газет, что "Псков – это территория митьков".

Псков

Анатолий Елизаров: "А ведь это... ты, Мирон... Павла убил!"

- Андрюх! – тут же окликнул митька Андрея Филиппова псковский художник Анатолий Елизаров. – У меня предложение: провести этот пленэр с одним условием – вы будете использовать природные псковские пигменты…

 

- А Вы мне их разотрёте? - живо отозвался Андрей Филиппов, старательно поддерживая образ митька как существа многообещающего, но до подвигов не охочего. Анатолий Елизаров пробовал убеждать своего коллегу, что старые мастера делали это собственноручно, на что митёк заявил, что у старых мастеров на это всегда имелись подмастерья. Кто-то сразу же предложил использовать в качестве подмастерьев новоявленных "кандидатов в митьки"… Но в конце концов Елизаров сдался и пообещал митькам, что так уж и быть, - разотрёт для них уникальные псковские пигменты.

 

ПОСЛЕДНИЙ МАЗОК

Ненавязчиво отрекламированный Митьками двенадцатистраничный глянцевый (уж какой есть) буклет с выставки "Остановки по требованию" (в котором местные издатели добились "очень точной цветопередачи"), оказался кусючим: по сто рублей за штуку. Но я приобрела, чтобы тоже быть выше всяких меркантильных соображений.

 

А когда моя коллега решилась задержать Дмитрия Шагина подольше и сделать с ним "эксклюзивное" интервью, он ещё вдобавок попытался как-то уж очень неизячно заинтересовать её книжкой со своими литературными произведениями ("Я на всякий случай с собой из Питера прихватил – вдруг кому-то понадобится… Последний экземпляр").

 

Так что у некоторых не особо "добросовестных" журналистов впечатление от псковской "остановки по требованию" всё равно получилось смазанным. Правильно всё-таки Шагин сказал: время сейчас, действительно, непростое, у всех кризис…

 

Ольга Миронович,

Псковское агентство информации.

(В подписях к фотографиям использованы цитаты из очерка Владимира Шинкарёва "Митьки").

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...