Тур-тур-потутур

Почему слово "экстремальный" считается у представителей псковского туристического бизнеса "чуть ли не ругательным"? Кто из инвесторов с завидным упорством всё ещё "старается изменить панораму Пскова", а кто стесняется заворачивать свой "жемчуг" в "рубище"? Как сделать курорт из асфальто-битумного завода, а из "просто хоровода" — анимацию? И как при всём при этом не спугнуть лебедей и сберечь глубокоуважаемый столб, который "культурное наследие", а не просто так сарай подпирает?

 

Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в минувшую пятницу на секции "Туризм и развитие туристской инфраструктуры" Международного бизнес-форума "Псков-2010", которая стала заседанием самых важных в турбизнесе людей — инвесторов.

 

Открывая работу этой секции, исполняющий обязанности председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Александр Голышев напомнил, что главной проблемой региональной туристической отрасли является "достаточный" конфликт между огромным историко-культурным потенциалом и его слабой востребованностью. Следующие три часа инвесторы только и делали, что сводили этот конфликт на нет.

 

И стены помогают

Например, представители компании "Каббалк-Интурист", дабы развеять нелепые слухи о том, что они навсегда свернули свою деятельность в Пскове, устроили поистине четырёхзвёздочную презентацию своего проекта: с раздачей глянцевых буклетов и модельной внешности девушкой в качестве основного докладчика.

 

По словам директора филиала ОАО "Каббалк-Интурист" Джамбулата Даурова, "Каббалк-Интурист" "постарается хотя бы изменить панораму Пскова" уже к концу 2011 года.

 

"Успеха вам! - отозвался с места Александр Голышев. - А то надоело, знаете ли, столько лет смотреть на эту безжизненную башню напротив Кремля".

 

В достроенной наконец-таки гостинице "Интурист" будет 151 номер, в том числе номера для людей с ограниченными возможностями, 20 люксов, один свадебный и один — президентский. А кроме этого два ресторана (на 150 и 70 мест), молодёжный клуб, кафе на террасе да детская площадка с фонтаном и каскадным бассейном. Плюс запроектированный специально по просьбе областной администрации конгресс-центр. Общая цена проекта — 500 миллионов рублей.

 

"А сами-то стены как? Выдержат? Им же уже по 30 лет!" - забеспокоился и. о. председателя комитета по культуре. Оказалось, что московские эксперты дали стенам самого пафосного псковского долгостроя "очень высокую оценку" и вообще хорошего мнения о качестве выполненных на этом объекте ещё в прошлом веке строительных работ.

 

- А сколько у вас будет стоить номер категории "стандарт"? - поинтересовались другие хотельеры.

 

- Не дороже, чем у конкурентов, - заверил их Джамбулат Дауров.

 

- А что будет с развалюхой, которая рядом с вашей гостиницей? А что будет с домом Батова? - зашумели собравшиеся.

 

Сотрудникам областного комитета по туризму пришлось в который раз объяснять, что дом Батова в аренде у Финэка, и что все вопросы о дальнейшей судьбе этого памятника - к Росимуществу, которое управляет своей исторической недвижимостью ...так, как управляет. Но есть и хорошие новости. Соседняя, неисторическая, развалюха в ближайшее время точно пойдёт под снос: на это уже имеется решение суда.

 

Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок...

"Литературная идея" Александра Проханова тоже мало-помалу обрастает всеми удобствами. Институт "Псковгражданпроект" представил вниманию участников секции проект туристского комплекса "У Священного холма" из двух гостиниц на 70 и 40 мест, которые снаружи будут выполнены в "традиционном" для псковской архитектуры стиле, а внутри — в стиле хай-тек.

 

Одна из этих гостиниц даже больше похожа на храм, чем на гостиницу, потому что является наполовину отелем с номерами повышенной комфортности, наполовину домовой церковью с куполом-луковичкой. Отдельно стоящие гостевые домики гостиничного комплекса "У Священного холма" (на 150 мест) тоже "традиционны" и будут напоминать терема.

 

Финансирует этот проект акционерное некоммерческое движение "Переправа" во главе с небезызвестным господином Нотиным. Строительство первой очереди гостиницы уже началось. По крайней мере, фундамент под часовню уже заложен. К юбилею Изборска инвесторы обещали управиться и со всеми остальными постройками.

 

Для тех, кто в танке

Беспечально известное "танковое училище" возле Вечного огня в Пскове может превратиться в "Покровский бастион". Психоневрологический диспансер оттуда уже съехал, а новые инвесторы планируют построить на этом месте грандиозный офисно-гостиничный центр на 100 спальных мест с сетью магазинов и кафе, с оздоровительным комплексом и творческими мастерскими, с мини-кинозалом и мини-лекторием, с бассейном и пунктом проката велосипедов-роликов.

 

Предполагаемая стоимость проекта — 300 миллионов рублей. А впрочем, знатоки считают его спорным и пообещали разработчикам "много вопросов" от градостроительного совета и органов охраны памятников. Но инвестор уже держит деньги наготове, поэтому Александр Голышев не стал никого пугать, а, наоборот, пообещал разработчикам всяческую поддержку: "Дело за нами!".

 

Старая мельница крутится-вертится

Компания "Белая Русь" тоже не стала мелочиться и обещает построить в Финском парке ещё одну четырёхзвёздочную гостиницу на 52 номера, собираясь потратить на эту затею 30 миллионов собственных средств и 150 миллионов — привлечённых. В рамках этого проекта инвестор обещает, к примеру, восстановить мельницу Кука, которая давно уже превратилась в груду развалин. Мельницу "заведут" в один из рукавов реки Псковы, которая и будут вращать колесо.

 

Участники секции поинтересовались только, а что станется с цыганской слободкой, которая находится в непосредственной близости от будущего четырёхзвёздочного отеля в Финском парке. "Слободку", как выяснилось, планируют к расселению.

 

И опыт, сын ошибок трудных

Открытое акционерное общество "Псковинком" как пионер современной застройки в историческом центре Пскова презентовало на туристической секции свой проект гостиницы на Гоголя, 24. Здание, по словам Юрия Брохмана, досталось его компании в "рухлом" состоянии, а следовательно, будет полностью реконструировано. Юрий Рафаилович не без гордости заметил, что опыта в таких делах ему не занимать, и пообещал, что к 12 году новая гостиница на Гоголя (всего на 15-16 номеров) будет выглядеть не хуже, чем гостиница на Золотой набережной. Он также воспользовался случаем, чтобы поблагодарить областную администрацию за внимание к вопросам туристической направленности и, со своей стороны, вызвался сделать всё от него зависящее, чтобы исторический центр Пскова привлекал туристов не только теоретически.

 

Юрий Брохман также не преминул заметить, что некоторые новостройки в центре Пскова, на его взгляд, только уродуют город, чего, конечно же, не скажешь про дома, которые построил "Псковинком". На правах самого многоопытного застройщика исторических кварталов генеральный директор "Псковинком" обращался к остальным инвесторам в несколько покровительственном тоне, намекая, что они даже не представляют себе, с чем им придётся столкнуться...

 

Вознёсся выше он главою непокорной...

ИП Сергей Верховцев тоже, по-видимому, не вполне представлял, когда брался за восстановление дома купца Белянина и усадьбы Гаршека в центре Изборска, чтобы сделать из них гостиницу на 67 мест (то есть, примерно, на один туристский автобус). Теперь он и сам признаётся: "Построить такую гостиницу в чистом поле вышло бы дешевле".

Гостиница «Изборск».

Ему достались прогнившая кровля, стены в заплатках и трещинах, а также разрушенный корнями деревьев фундамент. Но он аккуратнейшим образом восстановил даже оказавшийся "культурным наследием" сарайный столб из известняковых плит, хотя более опытные застройщики отреагировали на это сообщение дружным смехом.

Тот самый столб - «культурное наследие»!

- Зря смеётесь, - удивился ИП. И стал совершенно серьёзно объяснять всем собравшимся, как это важно — сохранить всё что можно сохранить. "Мы и ворота по историческим аналогам изготовили. Стараемся так же восстановить двери и лестницы, хоть и дороговато получается..."

А это глубокоуважаемый столб после реконструкции.

По поводу отделки стен в номерах инвестор даже успел посоветоваться с самим Савелием Ямщиковым: "Он мне сказал: "А и не надо ничего выдумывать, оставь стены белыми!". На окнах у нас — ситчик. В общем, интерьер — в купеческом стиле". И даже камин в холле не похож на камин, а стилизован под русскую печку.

Обратите внимание на камин.

Но дело не в стилизации. "Изборск – это правильная деревня", - подчеркнул Сергей Верховцев. И ему было важно, чтоб его гостиница тоже стала по-деревенски правильной. Он мог бы соорудить собственные очистные и сливать отходы жизнедеятельности своих постояльцев в реку. Но он подумал: "А не дай бог лебеди улетят?" И решил, что будет гораздо лучше, если специальная машина станет каждый день отвозить эти отходы на переработку в Псков.

 

Изборскому инвестору, конечно, нравится, что местные жители с удовольствием подрабатывают на строительстве его гостиницы за смешные по городским меркам зарплаты – от двух до пяти тысяч рублей – "и счастливы". Но он вовсе не хочет, чтоб она стала эдакой "жемчужиной в рубище": зачем всё это нужно, если вокруг будет безработица и нищета?

 

Оказывается, он не просто гостиницу в Изборске строит. Он рассчитывает поднять уровень жизни местного населения. А если местное население не справится с обслуживанием этой гостиницы или не захочет извлекать из неё пользу, то даже готов заняться улучшением местного генофонда с помощью федеральной миграционной службы.

 

Поставка экологически чистых продуктов для гостиничного общепита, стирка белья, развлечение приезжих, – всё это Сергей Верховцев готов доверить коренным изборянам. Он рассчитывает, что его гостиница будет привлекать в Изборск деньги, а назад уже не выпустит. Ведь местные жители на многое горазды. Там есть, к примеру, одна предприимчивая частница, которая поставляет в школу домашнее молоко, есть собственный театр "Балагуры", есть бабушки-певуньи, есть семьи с традициями, которые могли бы приглашать приезжих к себе на огонёк и знакомить с особенностями местного быта. "Да просто хоровод" - это же тоже анимация, было б кому водить. Сергей Верховцев уверен, что у него для всех работа найдётся. Тем более, что ему так и так придётся выдумывать, чем занимать своих постояльцев долгими зимними вечерами, когда на тридцать вёрст вокруг ни одного боулинг-клуба или хотя бы 3D-кинотеатра. А у этого хотельера большие планы и ему есть на что равняться. Он как-то побывал на театрализованной ночной экскурсии в Угличе и взял себе на заметку наработки тамошних массовиков-затейников. В той экскурсии было задействовано целых 12 аниматоров. В одном тёмном переулке на туристов вываливались из питейного заведения подзагулявшие купчики. В другом – жалобно плакал в ночи призрак убиенного царевича Дмитрия…

 

"В общем, финансовая сторона вопроса – это конечно, хорошо! – подытожил Сергей Верховцев. – Но не надо забывать ещё и о том, что отсюда Русь пошла!". Мы так поняли, что он теперь и сам готов стать для этих мест новым Трувором – лишь бы от его проекта всему Изборску польза была.

 

Есть "Идея"!

Тему лебедей продолжили инвесторы из московской компании "Идея", которая выкупили в семистах метрах от Изборска территорию бывшего асфальто-битумного завода.

 

Первоначальная идея москвичей состояла в том, чтобы устроить там склады временного хранения (фирма "Идея" как раз и занимается складским бизнесом). Но когда инвесторы побывали не месте и осмотрелись, то поняли, что чуть не совершили ужаснейшего кощунства.

 

- Это не картинка из Интернета! – восторженно повторял несколько раз в продолжение своей презентации заместитель генерального директора компании "Идея" Михаил Король. – Это настоящий лебедь, сфотографированный нашим директором в одном из карьеров!

 

Всего в собственности у "Идеи" оказалось два карьера, давно уже облюбованных местными жителями под купальни. Москвичи первым делом напустили туда тонну рыбы (карасей, плотвы, белого амура, толстолобика, щук) и занялись ландшафтными работами вокруг.

Вот таким бывший асфальто-битумный завод, а ныне «Бобровый хуторок» станет в ближайшем будущем.

Теперь они делают из бывшего асфальто-битумного завода новый изборский курорт под названием "Бобровый хуторок" (потому что обнаружили, что в их владениях водятся не только лебеди, но и бобры). "Ни на какую звёздность мы не замахиваемся", - успокоил потенциальных конкурентов Михаил Король. Но двухэтажная гостиничка (на двенадцать номеров), гостевые домики, кемпинг, место для палаточного городка, обширная автостоянка для туристических автобусов, несколько банек, оборудованный песчаный пляж, прокат удочек и аквалангов – всё это в "Бобровом хуторке" будет.

 

Кстати, дайверы туда уже заглядывали. Спустились на дно одного из карьеров и ахнули: там же теперь та-а-акие рыбины плавают. Москвичи мечтают также о собственном курятнике, где очарованные горожане могли бы собственноручно собирать себе на завтрак ещё тепленькие яички. А прибалтийские гости подкинули "Идее" ещё одну идею: построить под Изборском площадку для мини-гольфа. Мол, это сейчас очень модно и привлечёт туристов из-за рубежа.

 

"Наша территория вообще позволяет сделать столько всего!" – предвкушают московские инвесторы.

 

С экстремальным туризмом пора завязывать

"Мальская долина" теперь тоже презентует себя как "парк активного отдыха", тоже планирует построить гостиницу (на 39 мест), тоже разрабатывает всякие новые затеи, чтоб удерживать у себя туристов в любое время года по три, а то и по пять дней кряду, и тоже рассчитывает стать "точкой роста" для всей окрестной экономики. Там ведь теперь будет и вейк-трасса, и тайпарк, и мини-зоопарк с деревенскими домашними животными…

 

- А зону барбекю слабО сделать? – раздалось из зала.

 

- А не хотите купить зорбы, чтобы все желающие могли кататься в них с горки? Чем не экстремальный туризм?

 

 - Вообще-то мы уже стараемся не использовать этот термин. Слово "экстремальный" становится в турбизнесе чуть ли не ругательным, - признались сотрудники "Мальской долины".

 

- А не пора ли вам, в таком случае, оборудовать у себя на склоне трассу для начинающих? – снова спросили из зала. – А то для новичков там у вас слишком круто. И к тому же новичков часто сбивают…

 

Правда, тут же выяснилось, что самым "экстремальным" испытанием для туристов является даже не крутая лыжная трасса, а дорога к "Мальской долине":

- Дорогу-то когда сделаете?

 

- Это самый острый для нас вопрос. Власти обещали посодействовать.

 

Как вы яхту назовёте

Как видим, "Мальская долина" в рекламе уже почти и не нуждается. На секции "Туризм и развитие туристской инфраструктуры", похоже, ни одного непосвящённого в её туристический "экстрим" не было.

 

Индивидуальный предприниматель Артём Фомин провёл сравнительный анализ туристической привлекательности разных районов Псковской области. И выяснил, что больше всего туристы едут именно в Печорский, а потом по убывающей – в Гдовский, Себежский и Пушкиногорский районы. И почему-то меньше всего – в Псковский.

 

Чтоб как-то изменить ситуацию, а главное, чтобы под боком у жителей областного центра тоже появилась своя заимка, в деревне Подборовье Псковского района теперь строится "Поместье "Званское". Инвесторы очень рады тому обстоятельству, что никаких конкурентов они по соседству с собой не обнаружили. Зато обнаружили, что совсем рядом проходит ежегодный федеральный слёт байкеров. Так что у псковичей скоро появится новый маршрут выходного дня, а у столичных байкеров – новое пристанище.

 

Дедовичский эрмитаж

В Дедовичском районе с туризмом пока тоже не очень. Но стоило только индивидуальному предпринимателю Роману Егорову сколотить деревянную беседку – и питерские туристы тут как тут. Оказывается, им лишь бы крыша над головой была.

 

Роман очень стеснялся выступать с презентацией своего проекта на фоне всяких четырёхзвёздочных "интуристов" с бюджетом в полмиллиарда рублей, хотя его "Шелонская долина", в которую вложено пока "всего" лишь 700 тысяч, тоже дорогого стОит.

 

Это будет гостевой домик в сельской местности, где житель мегаполиса сможет по-настоящему отдохнуть от городской суеты. Там всё придумано нарочито по-деревенски. Желающие даже смогут попробовать себя на каких-нибудь сельхозработах. Уж во всяком случае, у них будет возможность половить рыбку или пособирать в лесу грибы-ягоды. А после трудов праведных их ждёт банька и накрытый без китайских церемоний стол. А кто захочет – сможет сам приготовить себе обед. Ну правда что, не в микроволновке, а в настоящей русской печке. В общем, это будет такой тихий уголок, своего рода сельский "эрмитаж".

 

"Нет, все блага цивилизации мы вам обещаем, и мобильный телефон останется на связи", - успокаивает Роман Егоров уж слишком зависимых от научно-технического прогресса туристов. Но если кто мечтает хоть на пару деньков отключить свой мобильник, и поваляться, вроде Емели, на русской печи да похлебать наваристых щец, которые томились, как это и полагается, за чугунной заслонкой, то "Шелонская долина" – это как раз то, что им нужно.

 

Кстати, не успел дедовичский предприниматель заложить фундамент будущего гостевого домика, как ему тут же начали названивать из Пскова и Питера: "А когда к вам можно будет приехать? В ближайшие выходные уже можно?"

 

Я ни разу не была в Малинках…

Напоследок хочу всё это проиллюстрировать выдержками из доклада руководителя администрации Латгальского региона планирования (Латвия) Иветы Малины-Табуне, с которым она выступала на пленарном заседании Международного бизнес-форума "Псков-2010". Речь в её докладе шла о развитии приграничных территорий за счёт международного сотрудничества.

 

Оказывается, маленькая Латгалия (это муниципальное образование, где проживает 150-200 тысяч человек) развивает у себя экологический туризм с таким размахом, что нам и не снилось. За последние годы там создано целых 13 рекреационных зон в самых прежде труднодоступных и малопопулярных местах. Теперь это так называемые центры активного туризма, куда с удовольствием приезжают на выходные жители Риги, Вильнюса и Санкт-Петербурга.

 

Латгальские власти разработали для отдыхающих 14 новых турпродуктов. Например, кулинарный, велосипедный, сакральный, приключенческий, ремесленнический туры, тур "Традиции", тур "Здоровый образ жизни"… Всех и не упомнишь. А кроме того они специально организуют и проводят в маленьких городках зрелищные празднества, которые потом становятся брендовыми. В частности, в городе Лудзе в прошлом году на деньги налогоплательщиков впервые был проведён День Нептуна. А уже в этом году День Нептуна по-лудзенски стал самоокупаемым и теперь обещает приносить в городскую казну ощутимый доход.

 

Для поддержки своих проектов латгальцы, разумеется, создали сайт. На минуточку, на пяти языках! И конечно, попутно разработали две больших программы поддержки малого и среднего бизнеса. Одна из этих программ направлена на развитие самого что ни на есть мелкого деревенского ремесленничества. Вот как-то так.

 

Мне очень нравится старинная русская загадка, которая не выходила у меня из головы, пока я писала этот текст: "Тур-потутур, потутурившись сидит: ждёт гостей из Нова-города". Скорей бы уже и наш "тур-потутур" научился ловить мышей: по-новгородски, по-латгальски… а ещё лучше – по-псковски!

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...