Как питерские псковичам Колизей строили, и Псков их слезам верил

"Я называю его электровеник", - сказала про автора "Радости у Покрова" Льва Шлосберга вдова Всеволода Смирнова Наталья Рахманина. Сама она, по её же собственным словам, "хоть человек и пожилой, но, продвинутый".

21 января 2011 года на открытии фотовыставки в Псковском музее-заповеднике также присутствовали: главный архитектор проекта восстановления шатра Покровской башни Владимир Никитин – с "железной рукой", руководитель "ПГС-2" Егор Сёмочкин – с замёрзшей на щеке слезой и – незримо – ныне уже отошедший в мир иной Савва Ямщиков, "который ходил по этим коридорам, сидел на этих диванчиках и повторял: "ВосстанОвите шатёр Покровской башни - восстанОвите Псков" (это председатель регионального отделения общества охраны памятников Ирина Голубева вызвала его дух в уже и без того битком набитый посетителями коридор картинной галереи).

…Псков осиротел со смертью Всеволода Петровича Смирнова ровно пятнадцать лет назад. Почти сразу же после того, как пошло прахом дело всей его жизни - сгорел шатёр Покровской башни.

Всего обидней, что сами псковичи так и не смогли собственными силами восстановить утраченное. Ни второго Всеволода Смирнова у нас за эти годы не появилось, ни второго шатра Покровской башни (только дышащий ей в затылок мрачного вида многоэтажный дом на площади Героев-десантников).

 

Пока за дело не взялись люди, "подчас кажущиеся" новому председателю комитета по культуре администрации Псковской области Александру Голышеву "больше псковичами, чем сами здесь живущие". Вот им-то Покровская башня и "сдалась" (не в смысле "на кой она им сдалась", а в смысле "покорилась"), заявил Александр Иванович, предвкушая новые победы "на великом фронте работы с памятниками".

Первым Наталья Сергеевна Рахманина поблагодарила за Покровскую башню губернатора Андрея Турчака: "Хоть я и не люблю начальство хвалить! Всё-таки он отобрал этот проект от "Псковгражданпроекта" и отдал в институт "Спецпроектреставрация" - отобрал от людей несведущих в этом деле и отдал профессионалам".

 

И эти профессионалы смогли не только воссоздать проект Смирнова, но и улучшить его с учётом "33 лет печальной и очень сложной эксплуатации первого шатра"."Башня сгорела совершенно случайно", - на всякий случай подчеркнула Наталья Сергеевна и одобрила труд главного архитектора проекта шатра Покровской башни образца 2010 года Владимира Никитина, который, по её мнению, "спас" новый шатёр "от преждевременного разрушения".

 

Кстати, Никитин совершил кое-что существенное и для шлосберговской "Радости у Покрова". Когда Лев Шлосберг нащёлкал свои почти четыре тысячи снимков, стараясь запечатлеть поэтапное восстановление шатра Покровской башни, и получил от "ПГС-2" деньги на организацию этой фотовыставки, то он оказался не в состоянии отобрать для неё 100 лучших или наиболее важных для истории фотографий. А пришёл Владимир Евгеньевич, и как говорит Лев Маркович, "железной рукой" главного архитектора взял – и отобрал.

 

В том числе фотографию, на которой у продолжателя династии питерских реставраторов Сёмочкиных, Егора Сёмочкина, примёрзла к щеке непрошенная слеза.

"Это была скупая мужская слеза. От холода", - оправдывался "главный псковский зодчий"-2010, вспоминая, как в лютый мороз его рабочие только с третьей попытки установили на Покровке кованый прапор.

 

Сёмочкин на "Радости у Покрова" опять слегка взгрустнул, потому что "всегда опустошение небольшое присутствует после таких грандиозных построек", а шатёр Покровки является на сегодня величайшей постройкой его жизни ("Это ведь самая большая башня в Европе… Думаю, никто из моих современников не строил ничего подобного!").

 

- Я должен отдать дань гению Всеволода Петровича Смирнова, потому что мы-то что? Мы повторяли, а придумал-то он, - скромничал Егор Александрович. - Проект, конечно, гениальный, но всё гениальное просто. Поэтому нам было очень легко… Обидно, конечно, что больше такого не будет…

 

"Сёмочкин – да-а-а-а, Сёмочкин - это Покровская башня"… "Эту башню построил Егор!", "Мы говорим "Покровка" – подразумеваем "Сёмочкин", - повторяли один за другим и автор фотовыставки, и её первые посетители, и "самый скромный на этом мероприятии человек" - генеральный директор "ПГС-2" Николай Панарин.

 

Вот и Наталья Сергеевна Рахманина радовалась, что продолжателями дела её покойного мужа стали не только профессиональные архитекторы, но и "настоящие деревянщики" из хорошо ей знакомых и, считай, родных питерских реставраторов ("Ведь в современной России уже почти никто не умеет обращаться с топором!")

"Пользуясь случаем", Лев Шлосберг обратился к власти в лице присутствующих на открытии "Радости у Покрова" председателя комитета по культуре областной администрации Александра Голышева и спикера Псковского областного Собрания Бориса Полозова с призывом выдвинуть команду проектировщиков и строителей шатра Покровской башни на Госпремию РФ в области культуры. Ведь прошлая реставрация Покровки была признана лучшей в Советском Союзе. А новый шатёр не только не уступает прежнему, но даже превосходит его по качеству.

 

Представители власти закивали.

 

Тогда Лев Шлосберг ещё немного "попользовался случаем" и воззвал к присутствующему на выставке музею – "серьёзно задуматься, как насытить Покровскую башню", чтобы не было утрачено присущее ей "чувство свободы, величия и силы". Даже Всеволод Смирнов, напомнил Лев, в своё время был настолько впечатлён этим псковским Колизеем, что боялся хоть чем-нибудь нарушить его масштабность.

 

Наталья Сергеевна Рахманина как "продвинутая бабка" тоже умоляла музейщиков не пользоваться при музеефикации Покровской башни устаревшими технологиями –муляжами там всякими пушек. Сейчас же есть медиа! - "Не надо идти старым путём".

 

Тем более, что в следующем году исполнится 90 лет со дня рождения Всеволода Смирнова, поправил Лев Шлосберг Александра Голышева, который собирался праздновать эту дату уже через два месяца. И надо бы отметить предстоящий юбилей достойно – достойно памяти Всеволода Смирнова и достойно Пскова.

 

Потому что Всеволод Смирнов, как на этот раз очень точно заметил Александр Голышев, не просто реставрировал башни и не просто ковал прапоры. Он "создал образ сегодняшнего Пскова".

Всеволод Смирнов с прапором Власьевской башни в 1967 году. Фото Михаила Семёнова.

Ну да, это он напридумывал псковским твердыням всяких кованых флагов с пламенеющими языками, барсами-змееборцами и похожими на птицу Феникс голубями. Это он повесил на кремлёвские перси щит и меч. Это он решил, что восстановленный шатёр Покровки будет не стропильным, а именно рубленым в реж. Так что Псков моего детства был отчасти городом-мечтой одного очень большого художника, бородатое лицо которого проглядывало отовсюду – то из кладки кремлёвской стены, то из выпуклого тела самой Покровки (так псковские каменщики создавали Всеволоду Петровичу памятники ещё при его жизни). Эти выточенные из известняка лица исчезли как не бывало, но благодаря Смирнову и в нашей Каперне расцвела сказка, памятная надолго. А коммерческие застройщики и сегодня норовят украшать фронтоны самых пафосных псковских зданий нарочито выделанным под настоящего кованым голубком.

 

Когда же огонь пожрал у нас один за другим кованые прапоры Покровской, Средней, Власьевской и Рыбницкой башен, в псковском небе образовались прорехи. Это всё равно, как если бы над Санкт-Петербургом пропал кораблик адмиралтейской иглы, а над Таллином – "Старый Томас".

"Мне как культурологу особенно приятно, что он сделал Псков модным", - сказал про Всеволода Смирнова Александр Голышев.

 

Возвратившаяся мода на Всеволода Смирнова и его наследие обещает возродить из пепла всех его и не только его собственноручных птиц фениксов. Приехавшую на выставку "Радость у Покрова" вдову Всеволода Петровича уговорили написать о нём книгу, а она, в свою очередь, обратилась к председателю областного комитета по культуре с просьбой посодействовать в восстановлении церкви Сергия с Залужья.

 

Проект реставрации этого храма был готов у неё ещё в семидесятые годы прошлого века. Но тогдашние псковские начальники категорически воспротивились идее возведения в Пскове ещё одной церковной маковки. А маковка-то могла стать уникальной. Церковь Сергия с Залужья, рассказывает Наталья Сергеевна, – единственная из псковских храмов сохранила почти до середины 20 века крытую глазурованной зелёной черепицей главу. После войны реставраторы собрали с земли эту черепицу и сберегли до наших дней где-то в недрах института "Спецпроектреставрация". А забытый в одном из дворов Октябрьского проспекта обезглавленный храм превратился тем временем в несанкционированную общественную уборную. И не стал помойкой только благодаря созданной при нём общине, возглавляемой дочкой ещё одного безвременно ушедшего псковского реставратора – Бориса Степановича Скобельцына.

 

И на храм, и на книгу к юбилею Всеволода Смирнова нужны немалые деньги. А Егор Сёмочкин был бы рад отреставрировать и Варламовскую башню Псковского кремля (если бы, опять же, нашлись средства на её восстановление).

 

"Задумки есть – денег нет", - невесело улыбается Наталья Сергеевна, но уступать не собирается. Очень похоже, что электричества в ней ничуть не меньше, чем у беспроводного Шлосберга. Так что губернатор Андрей Турчак скоро получит от неё адресованное ему лично письмо. Возможно, оно будет начинаться теми же словами, что Наталья Сергеевна сказала на выставке "Радость у Покрова": "Я очень рада, что дожила до того момента, когда Покровская башня получила свою шляпу!"

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.


Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...