Земля, которую у нас “украли”…
Сегодня любой пскович без особых проблем вспомнит, что в Псковскую область входят более 20 районов, а вооружась обычной картой, даже найдет искомые райцентры на местности. Однако, увы, не каждый знает, что наша родимая Псковская губерния была в несколько раз больше. Как минимум 200 лет назад в неё входили два замечательных города - Холм и Торопец, не говоря уже об исконных гдовских (ныне сланцевских) землях и Солецкой волости, всегда находившейся в составе Порховского уезда. В большинстве этих приграничных весей до сих пор считают себя псковскими и мечтают вернуться назад…
Чтобы добраться в одну из таких «исчезнувших» провинций, паломникам из воинского храма Александра Невского пришлось выехать на «Икарусе» в 3 часа ночи, к 8 утра попасть в город на Ловати, на повороте пробить колесо и застрять в Великолукском автопарке. Как оказалось, ради того, чтобы услышать о том, что любые территориальные разделы всегда выходят боком «младшему брату»...
Через полтора часа мы и на самом деле узнали цену этого вопроса. Речь идет о древнем купеческом городе Торопце. Он раскинулся около живописного озера Соломено, на неприступном острове в рукавах незамерзающей реки Торопы (впадающей в Западную Двину). Торопец на каких-то полторы сотни лет моложе Пскова, его корни уходят в языческие времена и городище Кривит. Но сегодня, куда ни бросишь взгляд, - всюду величественные главки церквей и шпили колоколен. На 18 тысяч населения - 14 храмов, до революции было на порядок больше, не говоря уже о действовавших монастырях и часовнях. Чего только стоят чудом сохранившиеся ныне дома с резными наличниками и уютными мезонинами, старинные улочки - Моховая, Широкая, Стрелецкая, Великолукская, Рощинская, Плавная (а улица Псковская стала Комсомольской). Куда бы ты ни пошел, всюду - художники с мольбертами и приветливые лица горожан. Здесь свой народный театр, свои артисты и даже свой цирк. Народные гулянья и тяга к прекрасному - чуть ли не со времен поселения кривичей…
Официально Торопец с 1971 года - исторический город-памятник, музей под открытым небом: 56 объектов относятся к федеральному значению, 96 - к местному, в районе 226 памятников археологии. У автора этих строк невольно возникло сравнение с Суздалем. Но там, на «Золотом кольце», в советские времена «вылизали» для интуристов все, что было возможно, здесь же - неподдельная благодать.
С Торопцом связаны имена патриарха Тихона, композитора Мусоргского, начальника Камчатки адмирала Рикорда, вице-адмирала Ротманова, генерала Куропаткина, участницы Парижской коммуны Томановской, именитых дворян Кушелевых и Болотниковых... Древний торопецкий вал в несколько раз превышает аналогичное городище в Порхове, основанное Александром Невским. Кстати, в Торопце также чтят великого полководца. Здесь он венчался с дочерью полоцкого князя Брячеслава; здесь в 1243 году одержал над литовцами знаковую победу; здесь хранится Ефесская (Корсуньская) икона Божией Матери из Византии работы евангелиста Луки; здесь - дом родителей патриарха-мученика Тихона (Беллавина), Преображенская церковь, в которой служил его отец, и семейный погост…
Кстати, еще два-три года назад кладбищенский храм Вознесения Господня должен был рухнуть от запустения и просадки грунта, но случилось чудо. Вероятно, впервые в современной истории поруганную святыню возродили к жизни коммунисты и священники. Как нам рассказали старожилы, к главе администрации района (человеку энергичному, принципиальному, но до сих пор не крещеному и придерживающемуся коммунистических убеждений) пришли святые отцы с просьбой о возрождении «патриаршего» храма. Глава обратился к предпринимателям, но в ответ услышал отказ, слова о безумстве этой идеи и о том, что никто не станет выбрасывать деньги на ветер.
В конце концов, за дело спасения взялись лишь районная администрация и немногочисленное священство. Итог этого духовного подвига нам с гордостью и волнением показал настоятель Вознесенской церкви отец Георгий: идеально отреставрированный храм, некогда осыпавшийся кладбищенский холм «оделся» в добротные бетонные пояса, а перед входом появилась новенькая часовня с (подпорной) трапезной… Главное - ожила церковь и в ней возродилась молитвенная жизнь. Чем не пример для наших властей?
Впрочем, на всю купеческую красоту у торопецкого начальства и священства сил не хватит. Здесь только три действующих храма, четвертый - приписной. Оставшиеся церкви требуют срочного вмешательства реставраторов, областного и федерального центров. Но до Твери 300 с лишним километров, а до Путина - как до неба… В двухъярусном Богоявленском соборе до сих пор размещается краеведческий музей, а на пустующей колокольне - смотровая площадка. Здесь, конечно, уютно, изумительный вид и отзывчивые сотрудники, но почему-то не покидает чувство вины за светское использование Божьего храма. Хотя, как говорят, это единственный пока способ сохранения исторического здания постройки 1771 года.
Испокон веков ориентирами для двух сотен крепких торопецких купцов были: Смоленск, Великие Луки, Полоцк и Псков, а в таких городах, как Кенигсберг, Рига, Данциг, Франкфурт-на-Майне самые настойчивые торопчане имели свои представительства, торговали также с Голландией, Англией и Китаем. Носили по две фамилии, временами плутовали, за что получили от Екатерины «в награду» чугунную медаль, но дело свое знали четко и приграничный город держали в справе. Теперь областной центр находится у черта на куличках - в Твери, к последней Торопец никогда не стремился - ни политически, ни экономически, ни духовно.
Что касается исторической связи с соседями, то на этот счет хорошо сказал историк Михаил Семевский в своем труде «Торопец. Уездный город Псковской губернии»: «В XIII столетии мы часто встречаем торопчан под общими стягами с новгородцами и псковичами; и не мудрено, к дружному действию увлекало их сходство народоправлений, общность веры, интересов и опасностей от чуди и ливов. В 1214 году торопчане, ведомые князем своим Давидом, братом псковского Владимира, вместе с новгородскими и псковскими дружинами опустошили чудь и привели много пленных». Пусть не сразу, а после долгих испытаний и литовского ига, Торопец в 1727 году вошел в Великолукскую провинцию, с 24 августа 1776 года, согласно указу Екатерины II, был окончательно включен в состав Псковской губернии. Период этот, по словам историков, был весьма позитивным, хотя город и лишился своего приграничного статуса из-за присоединения Белоруссии.
Однако самые страшные дни для Торопца, по утверждениям заведующей отделом государственного архива Псковской области Н. В. Коломыцевой (автора научных работ по территориальному делению псковских земель) наступили в советские времена. Так, в 1927 году уезд основательно обобрали, поделив земли между Новгородом, Тверью и Псковом. Город влился в состав Великолукского округа Ленинградской области, 17 июня 1929 года оказался в составе Западной области, с 29 января 1935 года - в Калининской, а с 22 августа 1944 года - в Великолукской области.
2 октября 1957 года, как считает Нина Владимировна, стало рубежной датой, прошедшей через человеческие судьбы, - столичные власти включили город в состав Калининской, ныне Тверской области (через год то же самое проделали и с Холмом, передав его Новгороду). Торопецкими и холмскими краеведами, учителями и музейными работниками это также расценивается как трагедия и беспредел властей. Но Псков, по-прежнему, для многих - родной дом, а Тверь - чужбина. В псковском архиве хранится большинство торопецких документов. Как признались торопчане, в Псковском музее-заповеднике и ГАПО их встречают с открытой душой, в Твери до «приемных детей» никому нет дела (Торопец обделен даже в последнем Тверском административно-территориальном справочнике)…
На мой вопрос: «Вероятно, столь теплое отношение к Пскову существует только у интеллигенции?», наш гид, бывший сотрудник музея, а ныне специалист местной администрации Светлана Модестовна Ермакова с чувством обиды заметила: «Что вы, у нас каждый торопчанин практически с рождения знает, что он псковский!». Не случаен и тот факт, что до Пскова в несколько раз проще добираться, чем до Твери, в том числе по железной дороге. Да и за мало-мальски приличными покупками горожане едут в Великие Луки, до которых рукой подать (80 верст).
Такое впечатление, что Торопецкое «княжество» никому не нужно и сегодня, что жизнь здесь остановилась 20 или даже 50 лет назад. В 70 километрах от Торопца по дороге в знаменитый Воронцовский монастырь, основанный Иоанном Кронштадтским, на наш «Икарус» смотрели, как на космический корабль пришельцев (зазевавшаяся бабулька от неожиданности даже свалилась у дома со скамейки)... А на одной из краеведческих конференций Тверскому начальству был задан наболевший вопрос: «Если Торопец не нужен Твери, почему его не отдадут Пскову?».
Ответа не последовало. Впрочем, не было на этот счет и официальных запросов. Между тем, как признались сами торопчане, они хоть сейчас готовы войти в состав Псковской области. То же самое мы слышали и в Холме. В свое время холмские депутаты отказывались заменить в историческом гербе псковского барса на новгородских медведей (не появилось тверского символа и у торопчан)… Во время поездки к Ольгиному Кресту на Нарову паломники единодушно отметили, что тянутся к Пскову и жители отторгнутых южных волостей Сланцевского района. Всё это зримые примеры пробуждения исторического самосознания.
Сейчас, когда политики беспардонно обсуждают вопрос очередного уничтожения регионов и, как результат, потенциального порабощения «младшего брата» (Псковской области) более пронырливыми соседями, вероятно, настала пора вспомнить о дедовских контрмерах - «сходстве народоправлений, общности веры, интересов и опасностей» - о возвращении древних псковских земель. Хотим мы того или нет, но рано или поздно вопрос этот осознают торопецкие, холмские, великолукские, порховские, сланцевские и гдовские районные власти, а также областной Псков...
Напрашивается логичный вывод: может, не будем дожидаться далекого завтра, новых Довмонта и Александра Невского, а опираясь на существующие хозяйственные связи с отторгнутыми регионами, на отношение людей и исторические документы (коих в псковских архивах пруд пруди) сами вспомним о соседях. Сначала станем приглашать их на областные общественные форумы, потом, смотришь, дело дойдет и до создания «Экономического и культурного союза породненных городов и земель бывшей Псковской губернии» (чем они хуже заграничных городов-партнеров?)…
Славный купеческий Торопец может стать первым в этом ряду. Тем самым он поднимет не только свой статус, но и значимость Великих Лук. Да и рядовые жители Богом забытых «заграничных» глубинок, спешащие сегодня за псковским хлебом, поймут и поддержат псковичей. Так, как поддержали паломников Александро-Невского храма во главе с отцом Олегом торопчане во время неповторимой совместной службы на могиле родителей и братьев псковского патриарха Тихона, объединив свои голоса в едином церковном хоре. С той лишь разницей, что было это всё же на «чужбине», в городе, который у нас украли…
Чтобы добраться в одну из таких «исчезнувших» провинций, паломникам из воинского храма Александра Невского пришлось выехать на «Икарусе» в 3 часа ночи, к 8 утра попасть в город на Ловати, на повороте пробить колесо и застрять в Великолукском автопарке. Как оказалось, ради того, чтобы услышать о том, что любые территориальные разделы всегда выходят боком «младшему брату»...
Через полтора часа мы и на самом деле узнали цену этого вопроса. Речь идет о древнем купеческом городе Торопце. Он раскинулся около живописного озера Соломено, на неприступном острове в рукавах незамерзающей реки Торопы (впадающей в Западную Двину). Торопец на каких-то полторы сотни лет моложе Пскова, его корни уходят в языческие времена и городище Кривит. Но сегодня, куда ни бросишь взгляд, - всюду величественные главки церквей и шпили колоколен. На 18 тысяч населения - 14 храмов, до революции было на порядок больше, не говоря уже о действовавших монастырях и часовнях. Чего только стоят чудом сохранившиеся ныне дома с резными наличниками и уютными мезонинами, старинные улочки - Моховая, Широкая, Стрелецкая, Великолукская, Рощинская, Плавная (а улица Псковская стала Комсомольской). Куда бы ты ни пошел, всюду - художники с мольбертами и приветливые лица горожан. Здесь свой народный театр, свои артисты и даже свой цирк. Народные гулянья и тяга к прекрасному - чуть ли не со времен поселения кривичей…
Официально Торопец с 1971 года - исторический город-памятник, музей под открытым небом: 56 объектов относятся к федеральному значению, 96 - к местному, в районе 226 памятников археологии. У автора этих строк невольно возникло сравнение с Суздалем. Но там, на «Золотом кольце», в советские времена «вылизали» для интуристов все, что было возможно, здесь же - неподдельная благодать.
С Торопцом связаны имена патриарха Тихона, композитора Мусоргского, начальника Камчатки адмирала Рикорда, вице-адмирала Ротманова, генерала Куропаткина, участницы Парижской коммуны Томановской, именитых дворян Кушелевых и Болотниковых... Древний торопецкий вал в несколько раз превышает аналогичное городище в Порхове, основанное Александром Невским. Кстати, в Торопце также чтят великого полководца. Здесь он венчался с дочерью полоцкого князя Брячеслава; здесь в 1243 году одержал над литовцами знаковую победу; здесь хранится Ефесская (Корсуньская) икона Божией Матери из Византии работы евангелиста Луки; здесь - дом родителей патриарха-мученика Тихона (Беллавина), Преображенская церковь, в которой служил его отец, и семейный погост…
Кстати, еще два-три года назад кладбищенский храм Вознесения Господня должен был рухнуть от запустения и просадки грунта, но случилось чудо. Вероятно, впервые в современной истории поруганную святыню возродили к жизни коммунисты и священники. Как нам рассказали старожилы, к главе администрации района (человеку энергичному, принципиальному, но до сих пор не крещеному и придерживающемуся коммунистических убеждений) пришли святые отцы с просьбой о возрождении «патриаршего» храма. Глава обратился к предпринимателям, но в ответ услышал отказ, слова о безумстве этой идеи и о том, что никто не станет выбрасывать деньги на ветер.
В конце концов, за дело спасения взялись лишь районная администрация и немногочисленное священство. Итог этого духовного подвига нам с гордостью и волнением показал настоятель Вознесенской церкви отец Георгий: идеально отреставрированный храм, некогда осыпавшийся кладбищенский холм «оделся» в добротные бетонные пояса, а перед входом появилась новенькая часовня с (подпорной) трапезной… Главное - ожила церковь и в ней возродилась молитвенная жизнь. Чем не пример для наших властей?
Впрочем, на всю купеческую красоту у торопецкого начальства и священства сил не хватит. Здесь только три действующих храма, четвертый - приписной. Оставшиеся церкви требуют срочного вмешательства реставраторов, областного и федерального центров. Но до Твери 300 с лишним километров, а до Путина - как до неба… В двухъярусном Богоявленском соборе до сих пор размещается краеведческий музей, а на пустующей колокольне - смотровая площадка. Здесь, конечно, уютно, изумительный вид и отзывчивые сотрудники, но почему-то не покидает чувство вины за светское использование Божьего храма. Хотя, как говорят, это единственный пока способ сохранения исторического здания постройки 1771 года.
Испокон веков ориентирами для двух сотен крепких торопецких купцов были: Смоленск, Великие Луки, Полоцк и Псков, а в таких городах, как Кенигсберг, Рига, Данциг, Франкфурт-на-Майне самые настойчивые торопчане имели свои представительства, торговали также с Голландией, Англией и Китаем. Носили по две фамилии, временами плутовали, за что получили от Екатерины «в награду» чугунную медаль, но дело свое знали четко и приграничный город держали в справе. Теперь областной центр находится у черта на куличках - в Твери, к последней Торопец никогда не стремился - ни политически, ни экономически, ни духовно.
Что касается исторической связи с соседями, то на этот счет хорошо сказал историк Михаил Семевский в своем труде «Торопец. Уездный город Псковской губернии»: «В XIII столетии мы часто встречаем торопчан под общими стягами с новгородцами и псковичами; и не мудрено, к дружному действию увлекало их сходство народоправлений, общность веры, интересов и опасностей от чуди и ливов. В 1214 году торопчане, ведомые князем своим Давидом, братом псковского Владимира, вместе с новгородскими и псковскими дружинами опустошили чудь и привели много пленных». Пусть не сразу, а после долгих испытаний и литовского ига, Торопец в 1727 году вошел в Великолукскую провинцию, с 24 августа 1776 года, согласно указу Екатерины II, был окончательно включен в состав Псковской губернии. Период этот, по словам историков, был весьма позитивным, хотя город и лишился своего приграничного статуса из-за присоединения Белоруссии.
Однако самые страшные дни для Торопца, по утверждениям заведующей отделом государственного архива Псковской области Н. В. Коломыцевой (автора научных работ по территориальному делению псковских земель) наступили в советские времена. Так, в 1927 году уезд основательно обобрали, поделив земли между Новгородом, Тверью и Псковом. Город влился в состав Великолукского округа Ленинградской области, 17 июня 1929 года оказался в составе Западной области, с 29 января 1935 года - в Калининской, а с 22 августа 1944 года - в Великолукской области.
2 октября 1957 года, как считает Нина Владимировна, стало рубежной датой, прошедшей через человеческие судьбы, - столичные власти включили город в состав Калининской, ныне Тверской области (через год то же самое проделали и с Холмом, передав его Новгороду). Торопецкими и холмскими краеведами, учителями и музейными работниками это также расценивается как трагедия и беспредел властей. Но Псков, по-прежнему, для многих - родной дом, а Тверь - чужбина. В псковском архиве хранится большинство торопецких документов. Как признались торопчане, в Псковском музее-заповеднике и ГАПО их встречают с открытой душой, в Твери до «приемных детей» никому нет дела (Торопец обделен даже в последнем Тверском административно-территориальном справочнике)…
На мой вопрос: «Вероятно, столь теплое отношение к Пскову существует только у интеллигенции?», наш гид, бывший сотрудник музея, а ныне специалист местной администрации Светлана Модестовна Ермакова с чувством обиды заметила: «Что вы, у нас каждый торопчанин практически с рождения знает, что он псковский!». Не случаен и тот факт, что до Пскова в несколько раз проще добираться, чем до Твери, в том числе по железной дороге. Да и за мало-мальски приличными покупками горожане едут в Великие Луки, до которых рукой подать (80 верст).
Такое впечатление, что Торопецкое «княжество» никому не нужно и сегодня, что жизнь здесь остановилась 20 или даже 50 лет назад. В 70 километрах от Торопца по дороге в знаменитый Воронцовский монастырь, основанный Иоанном Кронштадтским, на наш «Икарус» смотрели, как на космический корабль пришельцев (зазевавшаяся бабулька от неожиданности даже свалилась у дома со скамейки)... А на одной из краеведческих конференций Тверскому начальству был задан наболевший вопрос: «Если Торопец не нужен Твери, почему его не отдадут Пскову?».
Ответа не последовало. Впрочем, не было на этот счет и официальных запросов. Между тем, как признались сами торопчане, они хоть сейчас готовы войти в состав Псковской области. То же самое мы слышали и в Холме. В свое время холмские депутаты отказывались заменить в историческом гербе псковского барса на новгородских медведей (не появилось тверского символа и у торопчан)… Во время поездки к Ольгиному Кресту на Нарову паломники единодушно отметили, что тянутся к Пскову и жители отторгнутых южных волостей Сланцевского района. Всё это зримые примеры пробуждения исторического самосознания.
Сейчас, когда политики беспардонно обсуждают вопрос очередного уничтожения регионов и, как результат, потенциального порабощения «младшего брата» (Псковской области) более пронырливыми соседями, вероятно, настала пора вспомнить о дедовских контрмерах - «сходстве народоправлений, общности веры, интересов и опасностей» - о возвращении древних псковских земель. Хотим мы того или нет, но рано или поздно вопрос этот осознают торопецкие, холмские, великолукские, порховские, сланцевские и гдовские районные власти, а также областной Псков...
Напрашивается логичный вывод: может, не будем дожидаться далекого завтра, новых Довмонта и Александра Невского, а опираясь на существующие хозяйственные связи с отторгнутыми регионами, на отношение людей и исторические документы (коих в псковских архивах пруд пруди) сами вспомним о соседях. Сначала станем приглашать их на областные общественные форумы, потом, смотришь, дело дойдет и до создания «Экономического и культурного союза породненных городов и земель бывшей Псковской губернии» (чем они хуже заграничных городов-партнеров?)…
Славный купеческий Торопец может стать первым в этом ряду. Тем самым он поднимет не только свой статус, но и значимость Великих Лук. Да и рядовые жители Богом забытых «заграничных» глубинок, спешащие сегодня за псковским хлебом, поймут и поддержат псковичей. Так, как поддержали паломников Александро-Невского храма во главе с отцом Олегом торопчане во время неповторимой совместной службы на могиле родителей и братьев псковского патриарха Тихона, объединив свои голоса в едином церковном хоре. С той лишь разницей, что было это всё же на «чужбине», в городе, который у нас украли…
Олег КОНСТАНТИНОВ,
«Новости Пскова» № 161 от 27.08.03 г.