Взгляд с другой стороны: Подрыв моста Красной Армии в Пскове
Накануне Дня Победы Псковское агентство информации начинает публикацию серии авторских материалов Михаила Туха (aka Мефодий), посвященных событиям военных лет в Пскове и Псковской области. Особенность проекта "Взгляд с другой стороны" заключается в том, что даже хрестоматийные сюжеты Михаил открывает с неожиданной стороны благодаря использованию в качестве источников уникальных материалов. Это не только документы немецких и советских армейских подразделений, но и сделанные захватчиками фотографии из личных коллекций автора и его коллег. Эти снимки, десятилетиями хранившиеся в семьях бывших солдат вермахта, они приобретают на интернет-аукционах у их наследников, распродающих "дембельские альбомы" дедов. Первая публикация Михаила Туха посвящена взрыву псковского моста Красной Армии, произошедшему 8 июля 1941 года.
Трагедия начала войны - это тема, вызывающая неподдельный интерес практически у каждого и порождающая множество споров. Тема это сложная и неоднозначная. Что происходило на огромной территории, почему Красная армия не остановила врага, а отступала вплоть до Ленинграда и Москвы? Убедительные ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся событий лета-осени 1941 года, историкам ещё только предстоит найти.
Сегодня серьёзным подспорьем в этом для историков являются фотографии военных лет. В том числе – снятые оккупантами. Дело в том, что у многих немецких солдат были фотоаппараты и они активно снимали места, в которые заносила их судьба, для своих альбомов "В память о службе".
Долгое время эти фотографии были недоступны для российских историков, так как находились в семейных архивах в Германии. Однако в связи с развитием интернет-аукционов, у отечественных исследователей появилась возможность увидеть эти фотографии и даже приобрести их.
В Пскове в объективы немецких "воентуристов", конечно же, в первую очередь попадал Троцкий собор. Вторым по популярности объектом съемки был мост Красной армии (Ольгинский). Мост сам по себе был замечательным инженерным сооружением, а еще более немцы снимали последствия его взрыва, произведенного 8 июля 1941 года отступающими частями Красной армии.
История этого взрыва - тема, заслуживающая отдельного рассказа. Хотя, в отличие от взрыва железнодорожного моста у Корытово группой младшего лейтенанта Байкова, эта операция не получила широкой известности.
Между тем, существуют различные версии относительно того, кто охранял мост, а также кто и по чьему приказу его взрывал. Большинство историков сходится в одном: мост был взорван преждевременно, когда прямой угрозы со стороны противника не было.
Вот как описывает это В. Гончаров в статье "От Двинска до Пскова" (Сборник "Трагедия 1941-го года. Причины катастрофы" // М.: Яуза; Эксмо. 2008):
"Автомобильный мост, находившийся в трех километрах севернее железнодорожного, также был подготовлен к взрыву специально выделенной для этого командой из состава 50-го инженерного батальона 1-го механизированного корпуса. Формально мост находился в полосе ответственности 118-й стрелковой дивизии. Однако командование корпуса не организовало отход и не дало никаких распоряжений о порядке перехода реки частями различных дивизий.
В результате подходившие к мосту в разное время группы обеих дивизий перемешались, порядком перехода и обороной моста никто не руководил. Судя по всему, когда большая часть 118-й дивизии перешла реку и начался переход частей 111-й дивизии, генерал-майор Гловацкий решил, что больше не отвечает за мост - тем более, что сюда уже прибыл начальник инженерной службы 111-й стрелковой дивизии майор И. В. Викторов.
В итоге начальник подрывной команды воентехник А. А. Шпиц, не имея никаких конкретных инструкций, данных о противнике и вообще указаний со стороны начальства, взорвал мост, когда прямой угрозы со стороны противника не было".
Так ли это? Обо всём по порядку.
Минирование мостов через реку Великую в Пскове было произведено по приказу начальника инженерного управления Северо-западного фронта от 1 июля 1941 года. В приказе говорилось: "Не допустить захвата мостов и сооружений мотомехчастями противника. Взрыв производить по указаниям Начальника Гарнизона или самостоятельно при явной угрозе захвата сооружений противником".
Уже 2 июля минирование мостов в Пскове было осуществлено силами 1-ой инженерной роты 50-го отдельного мотоинженерного батальона 1-го мехкорпуса. Работами руководил командир роты старший лейтенант Шпиц. На минирование моста Красной армии было заложено 1200 килограммов взрывчатого вещества. Начальником подрывной команды был назначен младший лейтенант Гринблат.
Согласно боевого донесения 50-го ОМИБ, младший лейтенант Гринблат взорвал мост в 17.00 8-го июля 1941 года по приказу начальника инженерной службы 111-й стрелковой дивизии майора И. В. Викторова.
Странно получается: части 111-й стрелковой дивизии находятся на западном берегу, а начальник инженерной службы дивизии приказывает взорвать мост. В чем же причина? Ответ находим в Журнале боевых действий немецкой 36-ой моторизованной дивизии: именно она вошла в Псков с запада 8 июля 1941 года.
"Во время этого сражения 87-й пехотный полк и 118-й пехотный полк в жестоких боях прорвался к Пскову. Передовой отряд, в составе одной роты стрелков, противотанкистов, лёгкого и тяжёлого пулеметного взвода и 5-й батареи 36-го артполка велся лично командиром полка. У Моглино дорогу им преградили бункеры с пушками. Они были взяты. Тем временем первая и вторая роты 118-го пехотного полка выдвинулись, чтобы перекрыть дорогу Изборск-Псков, ведущую на Запад.
В 14.45 эта дорога была достигнута и перекрыта. Два взвода 2-ой роты усилили передовой отряд. Он вёл бой далее вдоль большой дороги с идущей по ней длинной колонной врага и к 15.55 прибыл к большому мосту с последними частями этой колонны, который в этот момент, не принимая во внимание собственные войска, был взорван русскими. Последние части этой колонны оставались ещё на нашей стороне. Части передового отряда были немедленно перенаправлены к железнодорожному мосту".
Так что взрывали мост ввиду непосредственной угрозы его захвата. Этим и объясняется спешка: даже часовых, стоявших на мосту, не сняли, и в результате взрыва пропали без вести двое красноармейцев из 110-го полка 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
Обращает на себя и совпадение времени: 15.50 по берлинскому и 17.00 по Москве, разница в 5 минут не принципиальна.
В результате взрыва в русло Великой рухнула 36-метровая правая подвесная ферма моста. Взрыв мостов в Пскове задержал немцев почти на сутки. Они не обладали необходимым количеством переправочных средств и поэтому смогли переправиться через Великую вечером 8 июля лишь незначительными силами. Это позволило о стрелковым частям Красной армии оторваться от преследования немецкой мотопехоты и отойти в сторону Луги и Гдова. Немцы полностью овладели Псковом только во второй половине дня 9 июля 1941 года.
Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации.