Пётр Слепченко – Южный поток

Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Псковской области Пётр Слепченко совершил краткий визит в южную столицу региона. В программе бизнес-омбудсмена значилось всего два пункта: знакомство с деятельностью великолукского бизнес-инкубатора "Новация" и приём местных бизнесменов, столкнувшихся в своей работе с какими-либо препонами. От комитета экономики администрации Великих Лук встречу с бизнес-омбудсменом курировал начальник отдела промышленности, транспорта и предпринимательства Виктор Фролов.

 

Город с особенностями


Визит Петра Слепченко начался с посещения бизнес-инкубатора "Новация", открывшего свои двери весной 2010 года. Директор центра Владимир Иванов рассказал уполномоченному о специфике развития местного бизнеса: "У нашего народа до сих пор сохраняется какое-то странное отношение к бизнесу. У города Великие Луки свои особенности, связанные с его приграничным расположением. Поехал, купил масло в соседней Белоруссии, вернулся и здесь перепродал. Многие делают круглые глаза, когда вдруг узнают, что надо, оказывается, регистрироваться".

Владимир Иванов отметил, что пока, до ввода в эксплуатацию нового здания,  бизнес-инкубатор фактически работает как консультационный центр. Всего в центре, кроме директора, трудится 5 сотрудников, получающих бесценный опыт методической работы с начинающими предпринимателями.

 

"Ваша оценка, реальная-то помощь от этих консультаций людям есть?" - спросил Пётр Слепченко.

 

"Не то что есть. Гораздо лучше дать предпринимателю изначально правильную направленность, чем потом исправлять какие-то ошибки" — констатировал директор "Новации" — Примерно 70% пришедших к нам обратились не по адресу. Они думали, что тут кредиты выдают на машинки стиральные или "на прожить" Но мы надеемся на молодёжь, стараемся всё разжёвывать. В основном приходят жаловаться, изливать душу. Другой мотив: помогите, дайте денег в кредит".

 

Согласно муниципальному заданию, в 2012 году "Новация" должна была осуществить 400 "единиц" консультационных услуг. Поэтому в бизнес-инкубаторе имеется так называемый "журнал обратной связи", в котором фиксируются все контакты с начинающими бизнесменами: кто зачем пришёл и когда?

 

"Есть ребята, которые придумывают довольно интересные проекты. Например, один парень хотел открыть тир в центре города. - Посетовал директор бизнес-инкубатора. Но к сожалению, Великие Луки — это не то место, где можно подобный проект осуществить".
Какие-то проекты, впрочем, уже удались. Например, открытие центра для детей и начинающих матерей "Мама-клаб". Сотрудники "Новации" консультируют представителей малого и среднего бизнеса на предмет оформления правильных бизнес-планов, форм в налоговую полицию или Пенсионный фонд. Услуги бесплатные.

 

"Мы хотим, чтобы к нам продолжали идти общаться. — Пояснил Владимир Иванов. - Не хотим оттолкнуть потенциальных бизнесменов".

 

Контрольная система

Строящееся здание бизнес-инкубатора находится примерно в 15 минутах езды от центра города, в старом промышленном районе Великих Лук. На реконструкцию старого здания общежития уже потрачено 10 миллионов рублей.

 

Весь объект (вместе с оборудованием, на которое уйдёт 8 миллионов) будет стоить казне 38 миллионов. В здании будут располагаться офисы и производственные мастерские для начинающих предпринимателей на 73 рабочих места. Реконструкция здания предполагает наличие "доступной зоны" для инвалидов. Рядом со зданием, на территории, которая будет окружена забором, директор намерен построить бокс под кузнечное дело и дополнительные мастерские.

"Существующий ныне бизнес-инкубатор и то место, где бизнес-инкубатор будет размещаться в будущем, это, разумеется, два разных впечатления. - прокомментировал увиденное Пётр Слепченко. - Если нынешний бизнес-инкубатор — это пять рабочих мест, где работают по сути консультанты, и оказываются только услуги по консультированию представителей бизнеса, то здание, которое сейчас строится, станет полноценным бизнес-инкубатором, в соответствии с 59-м приказом Минэкономразвития, регламентирующим деятельность бизнес-инкубаторов в стране. Честно скажу, мне понравилось, хотя строительство ещё не завершено. Но когда оно завершится, и инкубатор реально в следующем году заработает, то те 73 рабочих места, которые там будут обеспечены, явят собой достойный пример на фоне области".

 

Отвечая на вопрос , насколько эффективно работают бизнес-инкубаторы в принципе, Пётр Слепченко не стал лукавить и признал, что такого рода площадки должны работать более эффективно:

 

"Сегодня это превращается в то, что люди просто получают льготы по аренде, - рассказал омбудсмен. - Пользуются этими льготами. Три года проходит, и они уходят. На рост бизнеса это никак не влияет. А задача бизнес-инкубатора в первую очередь заключается в том, чтобы выращивать, инкубировать. Здесь же пока речь идёт только о предоставлении неких льгот. Для того, чтобы происходил рост бизнеса и развитие, нужны не только площадки, помещения, но и программы, которые позволяют предпринимателям расти. Что можно отнести к таким программам? В своё время я взгляд на эту проблему озвучивал. Что необходимо предпринимателю, помимо офиса? Оплата стоимости денег. Ибо для того, чтобы развить бизнес, нужны денежные средства, которые предприниматель может получит только на платной основе. Вот если государство или муниципалитет будут оказывать поддержку по субсидированию процентной ставки, то есть по оплате денег, то это станет существенным подспорьем для развития бизнеса. Но! Здесь очень важно наладить систему контроля. Что деньги используются именно на реализацию бизнес-планов. А если деньги будут потрачены не эффективно, это превратится в профанацию. Иначе говоря, бизнес-инкубатор — это условие, может быть, и необходимое, но явно не достаточное".

 

Злободневная палитра


Пожелав "Новации" успехов в строительстве, бизнес-омбудсмен отправился в администрацию Великих Лук на встречу с предпринимателями.

 

Проблемы, которые были поставлены в ходе консультаций приема, были разными: от индивидуальных претензий к работе полиции до системообразующих, крепко связанных с жизнью города и его ближайшим будущим.

 

К примеру, перед фирмами-перевозчиками как никогда остро встал вопрос об обязательной установке на автомобили тахометров, контрольно-регистрирующих приборов, без наличия которых выезд с 1 апреля станет невозможен. По мнению предпринимателей, занимающихся извозом, в условиях города дорогостоящие тахометры не нужны, и было бы правильно как-то отодвинуть срок начала действия этого закона, поскольку к его исполнению предприниматели просто не готовы. Пётр Слепченко пообещал обязательно озвучить эту проблему перед федеральными властями.

 

"Что касается приёма предпринимателей, то вы знаете, я приятно удивлён и активности со стороны предпринимателей, и вопросам, которые ими поднимались. - Заявил Пётр Слепченко журналистам по окончании встречи. - Потому что звучали не только вопросы конкретные, но и, скажем так, системные. И что особенно порадовало: люди не только за себя выступают, но и за своих коллег. Все три предпринимателя, которые обратились по вопросам, связанным с перевозками, с необходимостью оборудования транспортных средств тахографами (а это достаточно крупные затраты, денежные и организационные), то действительно, эта проблема актуальна для всех. И я думаю, что с этой проблемой мы будем работать, и постараемся решить вопрос на федеральном уровне. Ну, а в целом та палитра вопросов, которая была озвучена в ходе встречи, злободневная, и в ближайшее время мы все эти вопросы отработаем".

 

На вопрос журналистов о том, насколько предприниматели способны влиять на систему взаимодействия власти и бизнеса, влиять в том числе и посредством института уполномоченных по правам предпринимателей, Пётр Слепченко ответил следующим образом: "Те вопросы, которые ставятся и озвучиваются в ходе встреч с предпринимателями, напрямую доводятся мной лично до федерального уполномоченного, который их обобщает и имеет возможность донести до президента. Так что механизм достаточно эффективный". 
 

Александр ДОНЕЦКИЙ        

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...