Матушка Елиcавета: Голгофа для нашего народа еще не кончилась

Матушка Елиcавета - игуменья Спасо-Елеазаровской обители под Псковом. Именно оттуда вышел исторический тезис, который матушка Елисавета считает национальной идеей: «Два Рима пали, Третий – стоит, четвертому – не бывать».

Стремление к монашеской жизни у будущей матушки было с раннего детства: бабушка часто водила в храм, помогало всегда в жизни и знание Священного Писания. Уже после института пришла в храм, понимая, что без храма жить не может. И Пюхтицкий монастырь, в котором побывала, показался раем. По милости Божией были живы монахини, которые подвизались в Серафимо–Дивеевской обители еще до революции, и Господь сподобил общению с ними в Троице-Сергиевой лавре. С матушкой-схимницей Никодимой будущая матушка Елисавета рядом протрудилась десять лет, пройдя школу монашеского жития.

С какого года Вы в Спасо-Елеазаровском монастыре, матушка, каким его увидели?

С 2000 года. Надо знать, что для верующего человека, куда бы он ни пришел, первое, что чувствуешь – это святое место, как бы оно не было разрушено. Бог на этом месте чувствовался. Конечно, мне было страшно, а почти разрушенный храм вызывал душевную боль – мерзость запустения на святом месте, душа плачет.

Чудо произошло: за четыре года монастырь подняли из руин.

Но это чудо Божие. Оно не рукотворное, человеку это не под силу. Не от нас это зависит, Господь своею силою созидает все. Всем видно, что здесь Божия рука действует, и человеческие страхи отступают. Сейчас в обители приняли пострижение восемь монахинь, у нас четыре инокини, шесть послушниц, остальные – кандидаты. Грядет Великий пост - и у нас будет постриг.

Почему обитель называется Елеазаровской, матушка?

Основатель обители преподобный Ефросин родился в местечке Виделебье. Это такое святое местечко в Псковском крае, которое дало двух святых преподобных Ефросина и Никандра. В детстве имя Ефросина было Елеазар, и есть сведения, что преподобный Ефросин перед кончиной принял схиму тоже с именем Елеазар. И поэтому в память преподобного обитель зовется именем основателя - Елеазаровской. Первое же название обители Сретенский монастырь, в память о том, что преподобный Ефросин принес сюда на Псковщину, по сути дела в Россию, знамение Вселенского православия - Цареградскую икону Божией Матери. И встреча этой иконы, этой святыни, которая была хранительницей Первого и Второго Рима, произошла у святого монастырского колодца, который называется Пречистенским в знак такого важного знаменующего события. Но когда святой Ефросин стал молить о названии храма обители, то вот на том месте, где сейчас стоит собор, было ему видение Трех Святителей – тоже знамение вселенскости православия, и собор был построен под руководством Ефросина и назван собором Трех Святителей, а монастырь стал называться Сретенским Трехсвятительским. Был освящен в храме позже престол в память Преображения Господня, куда были перенесены святыни одного из закрытых монастырей Псковщины. Отсюда еще одно название Спасо – Елеазаровский монастырь, но полное название монастыря: Сретенский Трехсвятительский Спасо – Елеазаровский монастырь.

Вот Вы, матушка Елисавета, настоятельница женского монастыря, Вы можете как–то оценить, что происходит с российскими женщинами сейчас?

Катастрофа. Дело в том, что русская женщина для всего мира была символом чистоты и святости. И действительно, Россию даже мир узнавал по красоте и святости русской женщины. Она всегда была скромной, ей отводилась в жизни очень и очень незаметная роль, но делала она очень много. И в этой своей сокровенности, скрытости была ее сила и величие. Предназначение женщины быть хранительницей очага: она, прежде всего, мать, а мать есть святыня семьи и государства. И эту святыню даже Господь вознес над всем миром Мать с Младенцем на руках - это и есть святыня человечества. А сейчас процесс эмансипации охватил и Россию, хотя еще и войну на своих плечах наша женщина вынесла, и разруху с Божьей помощью, а что самое главное было ей свойственно – чистота. Она была верна мужу, детям, ей не было свойственно предательство, она даже была верна до самой смерти и во вдовстве. Девство и целомудрие были приоритетами русской женщины. И нынешнее время – страшное, мы потеряли самую дорогую святыню и драгоценность нашего Отечества. И, как говорили наши старцы: у Евы осталось в душе воспоминание о рае и она возвышает мужа своим благородством, целомудрием до этого внутреннего рая. Для это не надо поприща подмостков. На чистоте женщины стоит жизнь. А сейчас произошла чудовищная катастрофа. Как писал русский философ Иван Ильин: Нация, страна, народ, в котором попрано целомудрие женщины, даже в благополучном состоянии падет. Но даже в состоянии разрухи там, где хранится целомудрие жены, ее чистота и святость, народ возродится и страна возродится. Так было после Великой Отечественной войны. Пропаганда безнравственности в СМИ разлагает прежде всего женщину. Я была защитницей женщины всегда, но самое страшное в нашей ситуации - развращенность жен. И сейчас важным должно быть воспитание в семье, в обществе целомудренной девушки, жены, матери.

Раньше Елеазаровский монастырь был мужским, теперь – женский. Какими судьбами? Вообще сейчас женских монастырей много.

Вы знаете, без Промысла Божьего ничего не происходит. Но канонически это не возбраняется, к тому, чтобы на месте мужского монастыря был женский и наоборот – канонических препятствий нет. Но что касается нашего святого места, то вот в 12 веке здесь первыми появились монахини очень древнего псковского Иоанно – Предтеченского монастыря. Иноческую жизнь здесь начали женщины, о чем есть свидетельства, но они не вынесли трудностей пустынножительства. А то, что здесь тогда появились первые инокини, говорит о знамение Божественной благодати этого места, где сейчас находится Елеазаровская обитель. Сюда и Ефросин пришел потом, у Господа это место было значимо. И к нашему старцу Гавриилу Зырянову, который подвизался в монастыре накануне закрытия, было большое паломничество. Он окормлял как раз женское монашество и окормлял Иоанно – Предтеченский монастырь в Пскове, его сестер. Он был духовным отцом Великой княгини Елизаветы, которая бывала в Елеазаровской обители, и была человеком очень высокой духовной жизни, тоже освятив своим пребыванием это место. То, что здесь сейчас женская обитель – это промыслительно. И в наши апокалиптические времена видно, что завершается круг жизни: началось ведь жительство в этой обители с инокинь. Вообще монашество совершенно особый слой, особый чин Церкви – ангельский. Монашество – есть образ ангельского жития на земле. Это люди в образе ангелов, даже будучи в своем земном состоянии, принадлежат другому чину, другой жизни. Пола здесь нет.

Но и у нас, в миру, уже пола нет. Есть человек, а мужское и женское уходит из мира. Люди меняются.

Бог разделил природу на мужское и женское естество. Ведь если взять образ Христа Спасителя, а мы живем в подражание Ему, то его нравственная природа – лучшее в мужской природе – мужество есть у него, а что свойственно женской – женственность кротость, смирение - то же было во Христе. Сам Господь, явившись на землю в человеческом образе, являет красоту как мужской, так и женской природы. Человечество должно стремиться, прежде всего, к духовному совершенству. И тогда это разделение преодолевается, когда человек становится целостным внутри себя самого.

Или в семье преодолевается. Когда муж и жена – одно…

Чтобы преодолеть последствия греха нашей человеческой природы, нужен очень большой подвиг каждому человеку. Это, обычно, путь семейной жизни, где оттачиваются добродетели. И идет воссоздание целостности. И если взять брак, то смысл христианского брака ничуть не ниже, чем смысл монашества, и даже более трудно осуществим. Поэтому прийти к совершенству вдвоем и прийти к совершенству чад, которых Господь даровал в браке – это и есть малый монастырь. Если монах подвизается своими собственными страстями и пребывает с ними в борьбе, и ему никто не мешает, то в семье кровное родство мешает становлению, тесное близкое общение загораживает какие-то глубинные духовные процессы. А другого пути, кроме семьи, нет. Там идет воссоединение этой природы, которая была разделена по причине грехопадения, а то, что мы наблюдаем сейчас – это есть извращения. И если сегодня человек копается в грязи, то это говорит о том, как он низко пал, и гражданские браки находятся за пределами христианства. Но из грязи можно добыть эти души, это золото, но каким трудом! Тут у меня один раб Божий подвизался, и как-то мы едем по городу и видно Господь ему что–то открыл, он мне и говорит: «Матушка, Вы знаете, сколько народу вокруг? Смотрите, сколько народу, но ведь это же все мусор. Ведь самые главные люди на земле те, кто молится в церкви, а ради них все остальные тут ходят». Простой человек сказал, не книжный, откуда это взялось? Господь дал величайшую честь человеку, сделал его венцом творения, для него сотворил весь этот мир, сделал его царем природы, а этот царь природы, как свинья роется в отбросах. И не испытывает ни чувства стыда, ни унижения. А кичится, гордится. А чем?

Есть сроки послушничества, кто определяет, когда можно сподобиться ангельского чина, когда совершается постриг?

Монашество приходит свыше, не от нашего желания и стремления, а дается человеку свыше. Один может долго не сподобиться, другой проживет коротко в монастыре и сподобится. Совершается постриг по вразумлению Божию наставникам обители архиерею, духовнику, настоятельнице. Господь знает меру каждого. Монашество очень тяжелый крестный путь. Не все могут понести. Желать пострига дело благое, а искать его – опасное. Монашество - сокровенный путь во Христе, и он непонятен мирским людям.

Кто сейчас приходит в монастырь, кто нуждается в общежительном житие?

Пути, которыми Господь приводит в Божий дом, а так называется святая обитель, непостижимы для человеческого ума. Без воли Божией в обитель никто не может прийти. Это есть особое Божественное Промышление. Что касается насельников обители, если общество больно, то она дает миру, что дает. Критерии монашеской жизни для древних времен очень высокие, современный человек не в состоянии даже вместить тех подвигов и трудов. Монашество современное в духовном отношении достаточно слабое, но в то же время изводимые из этого Содома и Гоморры, они выходят с теми же болячками, которыми болеет общество. Но если Господь их отбирает, значит, там есть, за что зацепиться, что можно спасти. Сегодня путь в монастырь - как вышедший из огня. Молодежь, отвратившаяся от порока и греха мира, это и вдовы, исполнившиеся мудрости скорбей в поиске духовного совершенства. Но, прежде всего, человек идет сюда, когда ищет Бога в душе своей. Он может очень низко пасть, очень грешен и, тем не менее, в душе своей он ищет. Душа живая все равно взыскует Бога. Те, кто потерпел крушение в этом мире, какие – то напасти и почувствовали необходимость спасать душу. Прийти может любой человек, который почувствует в глубине себя это призвание. Есть и те, кого обстоятельства жизни приводят в обитель, те, кто не справляется со своими страстями и понимают, что грозит им. Сейчас прийти в монастырь сложнее, чем в прошлом. Раньше с пеленок человек в Церкви, вырастал под Чашей Христовой, и было желание духовного совершенства – из них светильники Церкви получались, столпы православия. В наше время к нам приходят избитые, израненные, уничиженные. Час прихода в обитель труден. Но на всех насельниках, кто пришел сюда, лежит печать избрания. За подвиг монашеского служения Господь прощает грехи роду до семи колен до рождения и семь после рождения монаха. Это, как награда роду, в котором рождается монах. Монахами не становятся - монахами рождаются.

Информационная служба Псковской епархии.

Продолжение следует.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...