Протоиерей Григорий Секретарев: В Церковь надо идти не ради хлеба куса, а ради Иисуса

День поминания Русской Православной Церковью Сорока мучеников севастийских является престольным праздником храма Сорока мучеников в Печерах (Псковская область). Настоятель храма Сорока мучеников - протоиерей Григорий Секретарев. Вместе с ним служит в храме клириком его брат протоиерей Леонид. Другой брат священника – Наместник Псково – Печерского Успенского монастыря – архимандрит Тихон. У батюшки большая семья – пять детей. Старшему 24 года, младшему ребенку - 13 лет. Был рукоположен в сан диакона в 1976 году, в 1983 году стал священником.

С каким событием, батюшка, связано название вашей церкви Сорока мучеников?

Храм в честь 40 мучеников севастийских, пострадавших в городе Севастии (Армения) за веру христианскую, от которой требовали их отречения. Это были храбрые воины–капподокийцы, принявшие мученическую смерть от холода на льду озера. В Севастии было и усекновение главы Иоанна Предтечи, во дворце царя Ирода. Когда-то наш храм относился к обители, был монастырским, а потом по нуждам прихожан, при игумене Корнилии в ХVI в., его вынесли за стены монастыря. И на этом месте всегда строили деревянные храмы 40 мучеников. Нынешний храм построен в 1816 году.

Отец Григорий, храм благолепный, интересно построен, много икон, есть ли чудотворные?

Чудотворных икон у нас нет, но все иконы у нас дарственные. Вот наша икона 40 мучеников подверглась краже, ее украли в ночь на праздник святителя Николая, но все молились, просили и были найдены разбойники, нашли и икону.


Престольная икона «Сорок мучеников севастийских»

Храм красивый, а пол у вас «ходит», батюшка.

Идет ремонт, первая часть сделана, готовимся ко второй части, будем полы ремонтировать.

На чем держитесь, на жертвователях? Бедствуете?

Как всякий приходской храм, наш храм существует ради верующих людей, и содержание храма зиждется на индивидуальном труде прихожанина. Все держится на добрых делах и добром расположении сердца прихожан. И если нет этого доброго расположения сердца, никакие финансы, и даже государственные, не помогут. Храм создан для верующих, и верующими содержится. Иногда у меня спрашивают: «Вот вы и то делаете, и это…Вы богатые». Ну, как я могу объяснить, что в церкви самое большое богатство – православные. На энтузиазме, вере все и построено. А деньги богатых часто на крови, на обмане, на неправде, их деньги надо выбрасывать. И пока в церкви есть верующие, искренние труженики, храм будет существовать. Он не будет богат, но его приберут, подремонтируют. Вот начали крышу ремонтировать, а люди увидели, что лестницу поставили, бабушка приходит и говорит: «Я на смерть приготовила, возьмите». Вот на этом и держится храм.

Вы из большого рода, православной семьи, наверное, естественно пришли к служению в Церкви?

Быть священником это призвание, я к такому выводу пришел, и если мои дети сейчас не идут по моим стопам, то это нисколько не умаляет ни их положение, не обижает меня. Потому что быть священником – это призвание. И в Церковь надо идти не ради хлеба куса, а ради Иисуса. Если кто-то чувствует в себе это Божье призвание, как говорил наш Патриарх Алексий П, «с детства слышал в своем сердце Голос говорящий: иди за Мной». И если нет такого призвания, иди другим путем, где ты можешь послужить Церкви и спасению своей души.

У нас семьи преимущественно невоцерковленные, детям трудно выбрать правильный путь в жизни. Вопрос к Вам очень личный: как это произошло все-таки с Вами, что решило Ваш выбор?

Я всегда говорю, что не являюсь примером для других.

Почему?

Потому что каждого человека Бог ведет своим путем. Просто надо каждому человеку, и я это говорю только для верующих, если стоит вопрос выбора пути, молиться и говорить: «Господи, укажи мне путь воньже пойду». Путь Божий не говорится прямо: кому – то показалось, кому – то приснилось. Он состоит в вслушивании, в глубоком слушании всем существом человека тех путей, на которые наставляет Бог. Голос Божий проявляется для нас в совете родителей, в обстоятельствах личной жизни.

А как же все-таки у Вас это произошло?

Расскажу, как пошел в Московскую духовную семинарию. Пришел из армии, служил в ВВС, и пошел послушником в монастырь. Хотел остаться монахом, но в какой-то момент отец эконом все время мне говорил: «Ну, этот-то пойдет в семинарию», а я думал: «но почему он меня толкает в семинарию, почему?» А потом сказал: «Ну ладно, раз толкает, пойду в семинарию». Но когда встал вопрос о выборе, я обратился к ныне здравствующему схиигумену Илию, тогда он был игумен Илиан. Помолился и попросил: «Господи, скажи мне через батюшку, куда мне идти в монастырь, или в семинарию». И у игумена спросил, а он сказал: «Какие твои годы?» - «Двадцать лет». Он ответил: « В монастыре можно погибнуть, и в миру можно спастись. Иди в семинарию». И благословил меня. Так что выбор верующего человека - это обстоятельства жизни и его личное произволение. Должна быть еще и своя воля. Но надо молиться и прислушиваться. А у каждого свой путь.

Говорят, что по статистике православных 80 % у нас в России, а верующих, тех, кто ходит в храм – один процент. Вы можете так жестко сказать, что вот, настоящие православные это только те, кто ходит в храм регулярно?

Нет. Но могу напомнить замечательные слова Серафима Саровского, когда он молился о здравии. А молился он так: «Спаси Господи и помилуй всех православных христиан», и добавляет: «и на всяком месте владычестве Твоего православно живущих». Он разделяет православных и тех, кто православно живет на земле. И это согласно со Священным Писанием. Можно редко ходить в храм, но надо знать, что спасение только в Церкви. Можно быть православным и нравственным человеком, жить нравственно, но спасение только в Церкви. Потому что, если мы не сходим в церковь - мы не причастимся Христовых Тайн, а Господь прямо говорит: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имеет в себе жизнь вечную» (Ин.6,51). И отсюда – человек, не приступающий к Таинству, не имеет жизнь вечную, а может быть вполне честным, прекрасным человеком. Но спасение только в Церкви. Для того, кто не живет церковной жизнью, не причащается, как говорят святые Отцы, «спасение сомнительно».

Спаси, Господи.

Информационная служба Псковской епархии.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...