Батюшки и матушки
8 сентября в нашей Церкви чтут память святых супругов Адриана и Наталии (IY в.) Перед тем, как пострадать за Господа, Адриан просился уйти, чтобы попрощаться со своей женой, мучители его отпустили, поверив ему, как христианину, но, когда он пришел в свой дом и постучался, его супруга, подумав, что муж предал Господа, не пускала его. Если вернулся супруг домой, значит, он отказался от Господа, а иначе, как объяснить, что он стучится в дверь. Святая Наталия печалилась, понимая эту глубокую связь: если он предал Бога, то и ей супруг не хозяин. Но св. Адриан все объяснил жене, они простились, и он ушел на мучения. Эта супружеская жизнь является примером для всякой христианской жизни, а святые супруги Адриан и Наталия остаются небесными покровителями семьи.
Новая западная информационная традиция существования человека открыла в нашей семейной жизни все закрытое, показала все стыдное, все то, о чем могут знать только двое – муж и жена. Собственно семьи в том первом понимании, которое было определено Господом Богом, уже почти нет. Так, остались кое-где ее выжившие останки. Что и говорить, у многих поколений молодых нашей советской страны не было примера перед глазами: как жить в браке никто никого не учил. И теперь в семье мы воспитываем не человека, не христианина, а способного благополучно устроиться в жизни гражданина. В нашем, еле живом институте семьи, не сохранились русские традиции воспитания будущих мужчин и женщин, мужей и жен. Но мы учим предохраняться от нежелательной беременности, и разрешаем нашим детям еще в школе иметь половые связи – все нами позволено, но почему-то детей в России все меньше и меньше. Тема современной семьи исчерпана, но есть семьи священников, в них немало трудностей, неведомых в светском обиходе, в этих семьях еще сохраняется духовная связь между супругами. Та главная связь, которая и должна держать семью, делать ее оплотом жизни, "малой Церковью" и территорией спасения. Поэтому мы решили дать слово нашим батюшкам и матушкам.
Протоиерей Михаил Женочин, настоятель храма в честь иконы Божий Матери Державная в Гдове: «Родился я в обычной семье, меня крестили восьмимесячным в Питере, где тогда действовали четыре храма, в церкви св. Георгия Победоносца. Я не был церковным человеком в детстве, но перед сном всегда перекрещусь. Как-то однажды думал, куда мне скрыться от 7 ноября, от этой демонстрации, думаю, пойду в церковь. Пошел на Литургию, служба уже закончилась, тогда, кстати, даже проповедей не разрешали произносить священству. Часто потом приезжал в Псково-Печерский монастырь, искал своего авву, своего старца Зосиму, проехал все монастыри.
Очень долго не решался вступать в брак, потому что в Церкви видел особый подвиг – монашество, и это меня воодушевляло, мне казалось, что женатый священнослужитель более расслабленный что ли, более думает о земном, о семье. И я колебался, но так сложилось - мы встретились с будущей матушкой Мариной, надо было решаться на что-то: либо расставаться, либо венчаться. Мы решили поехать к старцу Николаю на остров Залит. У старца Николая (Гурьянова) оба бывали часто. Это было зимой, с нами вместе попросилась поехать наша знакомая молодая девушка, семинаристка. Мы шли в солнечную морозную погоду, день был прекрасный, шли пешком по озеру, батюшка тогда был очень доступный, каждый желающий мог с ним поговорить, попросить благословения. Он открыл нам двери, позвал в дом, поставил самоварчик и вдруг говорит неожиданно: "Ну что, жениться приехали? - Я растерялся и говорю: Да, батюшка, только не знаю, какую взять". Пошутил. А он говорит: "Бери эту, - и указал на Марину. Будешь Матушка Марина с отцом Михаилом на Чудском озере рыбу ловить". А потом сказал Марине: "Знаешь, что значит быть матушкой? Матушка – это мать всего прихода".
Матушка Марина: У меня даже мурашки по телу пошли от этих слов, и удивительно, мы действительно потом оказались рядом с Чудским озером, наш приход в Гдове, а был поначалу в Кярове. Все промыслительно было, и рыбку мы ловим не озерную.
Отец Михаил: Отец Николай называл меня тогда "отцом", хотя я не был рукоположен, и, когда Владыка Иоанн (Разумов) посвящал меня во иерея, я не просился ни на какие определенные приходы, это воля и право правящего Архиерея, которому мы должны подчиняться, но хотелось деревенского прихода, хотелось, чтобы там была живописная природа, было красиво. Сейчас так случилось, что многие поклонились "золотому тельцу", ищут выгод, наград, материального благополучия, мы тогда этого не искали и не думали об этом, единственное, чего хотелось, чтобы послали на приход живописный, деревенский. И Владыка Иоанн сказал: "Поедешь в Кярово". Так решилась наша судьба благословением батюшки Николая, но когда мы шли за благословением, мы не знали ответа: что скажет старец, благословит, или нет, и готовы были расстаться.
Матушка Марина: Мы познакомились в Пскове, я работала в ателье, а познакомил нас Преподобный Варалаам Хутынский, осенью на его престольный праздник. Венчали нас в Любятове, в Пскове не просто было обвенчаться, запрещали, венчал отец Владимир Попов. Мы сначала обвенчались, потом записались. В хоре Любятовской церкви у меня пели и бабушка, и мама, а отец Михаил был чтецом в Троицком Соборе, его там и в священника рукополагали. Мы дали друг другу обет: я - псковичка, он - из Санкт-Петербурга, но решили уехать в деревню. Кярово - гдовская деревня со старым кладбищем и кладбищенским графским храмом Покрова, рядом речушка. Мы приехали в Кярово, подошли к церкви и увидели запущенный храм, было ощущение, что там никто вообще не служил. Вошли в храм, в котором давно не делали ремонта, и самим негде было жить – вот такой был приход. Начинали с нуля: строились, ремонтировались, поселились в маленькой избушке, между бревнами пролезала рука. Батюшка все своими руками отремонтировал, утеплил, и меня с маленькими полугодовалым сыном привез из Ленинграда. Собственно, в этой избушке мы вырастили четверых детей: Андрею 22 года, Анне – 21 год (музееведческий факультет), Ольге – 19 лет (мединститут), нашему младшему - 14 лет.
Когда мы приехали в деревню, он сказал: "Нам с тобой ничего не надо, не надо ковров, хрусталей, мы будем жить скромно, носить воду, топить русскую печку, печь просфоры" - и я была к этому готова. Возможно, сейчас это воспримется как подвиг. Когда родился первый ребенок, было сложно, нам помогали наши мамы, труднее было когда сразу двое – друг за дружкой первые два родились, а потом им было хорошо расти, с третьим и четвертым было легче. Но, помню, когда мы сели в Петербурге со всеми четырьмя в автобус, одна женщина смотрит на нас и спрашивает: "Это все ваши? – Наши.- Как справляетесь? - Господь силы дает, справляемся". Так что люди со стороны не могли представить, как справляемся, и, правда, один на руках, другие рядышком. Как мы успевали? Работаем много. Сейчас ведь мамы очень красиво детишек одевают, но из магазинов, никто ничего не шьет. Когда мы растили детей, в то время даже пеленок в свободной продаже не было, все было по талонам. Я им шила шубы, комбинезончики, платьица, первые два у меня были обшиты. Мы жили на берегу речки, и я радовалась, что рядом у меня есть вода, а зимой нашла родничок, погружу белье на саночки в тазик и на родничок полоскать – там вода была теплее, чем в речке, плюс пять. Трудно жили, но Господь помогал. Вспоминаю, когда делали какие-то ремонты в храме в Кяровской церкви, я везде была с батюшкой: окна красить, на колокольню лезть выметать помет голубиный, крышу красить. Маму оставляли с детьми, а сами на велосипеды – все делали вместе. Современные матушки, наверное, другие: они все красивые, творческие. Но самое главное, что нужно в любом в браке - терпение женщины.
Отец Михаил: Я не хотел записей в ЗАГСе, дворцов бракосочетаний на конвейере. Промысел Божий никого и никогда не оставляет, мы жили небогато, трудно, это, конечно, своеобразный подвиг, но не были голодными, раздетыми и несчастными, нам Господь давал столько, сколько надо. Матушка Марина - большая труженица, машинка у нее не закрывается, не только детям шьет, но все мои облачения шьет она. Нельзя быть привередливым: дает Господь, надо брать. Приехал как-то в Москву к своим благодетелям, они дали мне деньги и сказали – купите себе машину. Я спросил: какую? Мне сказали: "купите, какую Вы захотите, любую, хоть Кадиллак". Я купил нашу Ниву, тогда уже можно было покупать машины свободно, без очереди. Сейчас дороги лучше - пересел на Жигули. Нам помогали друзья, благодетели, даже в житейских мелочах. Без машины на нашем бездорожье не обойтись: надо причастить, какую-то требу совершить, надо исповедовать человека, надо успеть, чтобы человек не умер. Приход нам не дает возможности существовать, приход не кормит священника, а помогают нам наши благодетели, нам помогали даже в житейских мелочах. У моих прихожан пенсии маленькие, но они дарят главное - свою любовь, мне больше ничего не надо от них, а прокормят меня, может быть, другие люди.
У нас сложная жизнь, вся прошла в работе, в строительстве храма, я недостаточно времени уделял детям, но честно признаюсь, очень люблю своих детей, может быть, и чрезмерно, но надеюсь, что моя любовь когда-то поможет им в жизни. Диктата, я так думаю, в выборе будущего, над детьми нельзя проявлять. Я волю своих детей не забираю: можно научить петь, читать, но нельзя научить быть священником. Человек должен сам решиться на такую дорогу: священство - это призвание".
Матушка Елена, супруга священника Василия Лупакова, настоятеля храма Сошествия Святаго Духа в Плиссах (Невель): "Матушка – это крест, это помощница. В замужестве я девять лет, и легко нигде не бывает, везде хлеб с коркой, в любой семье, если она есть. Для детей священника тоже крест, что они - дети священника, это налагает определенные обязанности в поведении. Детей мы выращивали сами: у нас ни бабушек, ни дедушек рядом не было. Наши мальчики Саша и Гриша пономарят, помогают нам в храме. Ксения пока маленькая, и ее святую Блаженную Ксению мы уже дописывали на нашей семейной иконе святых – покровителей, но там еще место есть.
Мне было 16 лет, когда я закончила 9 классов, собиралась идти в 10 класс, но мама настояла, чтобы я пошла в Духовное училище в Пскове, и написала письмо нашему духовнику отцу Адриану в Псково-Печерский монастырь, и он благословил идти в училище, а против воли духовника не пойдешь. Отец Адриан сказал, что выйдешь замуж за батюшку, но цели выйти замуж в Духовном училище у меня не было совершенно, все спонтанно получилось - там и встретила своего принца, как отец Адриан благословил, и ни о чем не жалею. Мы поженились и рукополагались не сразу, поехали к отцу Николаю Гурьянову на Залит, потому что без благословения нельзя, и если бы он не благословил, то лучше быть хорошим пономарем, чем плохим священником, но батюшка благословил, мы рукоположились. В Опочке полтора года батюшка служил, а в Плиссы попали тоже с благословения отца Николая.
У нас Невель рядом и живем мы на приходе за счет Невеля. На приходе очень многое зависит от матушки, но в дела церковные я не лезу, что-то посоветовать, конечно, могу. Говорят же, поп - в храме, попадья - в селе. Попадья может настроить, как захочет: матушка – диакон, а батюшка - священник. Пытаюсь уговорить батюшку пустить меня учиться, но он не благословляет, а хочется в Свято-Тихоновский институт, мне надо, но не с кем оставить детей. Нам тяжело совмещать карьеру и семью, но хотелось бы, например, учительствовать в школе, конечно не в ущерб храму, думаю, никому бы не было ущерба: ни семье, ни школе, но семьей ради работы я не буду жертвовать, это даже не оговаривается. При этом меня мало интересует материальная сторона, зарплата, мы довольствуемся тем, что есть.
Господь каждому дает свой крест, но у матушки больше ответственности, чем у обыкновенной жены, но матушка, как и любая другая жена, если с Божией помощью преодолевает трудности, то все возможно вынести".
Дом протоирея Петра Нетребы, Себежского благочинного, большой и красивый. Кто-то и позлобствовать может: вот как наши попы живут. Кто же знает, что несколько лет батюшка с семьей жил в бане.
Протоиерей Петр Нетреба, настоятель Троицкого храма в Себеже: "Я всегда полагался на волю Божию и просил, когда что-то предпринимал: "У Тебя, Господи, есть множество путей, которые могут отвести меня от этого шага, если нет на то воли Твоей. Помню, приехал к Владыке Иоанну (Разумову) на прием, входит Наместник Псково-Печерского монастыря Гавриил, говорит мне: "Ты что здесь сидишь? – говорю: приехал, может, Владыка на приход псаломщиком благословит. - Наместник говорит: Я тебя к себе возьму". Ну, думаю, может, в монастыре теперь буду, а мы тогда только месяц встречались с Мариной, будущей моей матушкой. Решил сделать ей прощальный подарок: купил духи, потому что думал, что в монастырь уже иду, а Наместник мне сказал: "Паспорт сдай, здесь будешь работать, а живи дома". Он меня взял на монастырское послушание псаломщиком, а когда была моя свадьба, он уже ходатайствовал, чтобы меня рукоположили.
Когда с матушкой встречались, то говорил, что у меня будет футбольная команда, вот немного не дотянули: четверо детей, все мальчики. Петр заканчивает третий курс института, ему 21 год, 1985 года рождения мой Василий (Рязанский) учится в Богородском училище на художника-резчика, третий сын - Гавриил заканчивает 11 класс православной гимназии в Варнице, на родине Сергия Радонежского, там пансионат и школа, младший три класса закончил, зовут Илия.
Своих детей идти моей дорогой я не заставлял принципиально: священнический путь сложен, и если по чьей-то человеческой указке совершается, то он может быть невыносим. Мы, наше поколение, быстро повзрослели, а наши дети взрослеют медленнее. Я в 26 лет считал себя уже взрослым человеком, встал на путь священнослужения в 21 год сразу после армии. На нас, духовенство, ведь все смотрят пристально, и вести себя даже просто по-светски, скажем, уже неприлично и недостойно священника. Хотят найти, прежде всего, в священнике не что-то хорошее, а уколоть. И это налагает особенную ответственность, уже речи у нас нет о каких-то посиделках, гуляниях – жизнь сразу стала взрослой, серьезной. И если ребенку пойти по этому пути по решению отца, это тяжело, но дети наши, конечно, верующие и воспитаны соответственно. Мы своих детей от веры "не оберегали", понимая, что религия – это путь к вечной жизни. Воспитывали их с матушкой в православном духе, в Православной вере, а уж там, как они определяться. Будет призвание - прошу и молюсь, чтобы Господь их укрепил в Православной вере, удержал, соблазнов сейчас очень много.
Матушка Марина: Мы познакомились с отцом Петром в Печерах, в монастыре я пела в любительском хоре. Сейчас моя работа – хор, трапеза, украшения храмовые. Утром встаешь и понимаешь: если не ты, то кто? Ты женщина, это – твое, ты - мать, если не ты, кто будет любить твоих детей, твоего мужа? Господь создал женщину рожать и быть зависимой от мужа. Благодать священства отца Петра ощущается, конечно, и на мне, она очень помогает, укрепляет семью.
Жена священника и жена в миру – две большие разницы. Батюшки дома практически нет, а у нас семья, храм, церковное пение, я регентую, и мы радуемся, когда папочка приходит. Помню, Илюша родился, батюшка строил Идрицкий храм, утром уезжал рано и приезжал поздно, ребенок уже спал. Когда исполнилось Илюше три месяца, батюшка взял его на руки, и ребенок испугался - не помнит папу. Практически одна вырастила детей, но мы всегда радуемся, когда папа дома, дети его обожают. Я воспитана в религиозной семье, и муж для меня все, я за ним, как за каменной стеной. Его любят дети, хотя я с ними рядом все время, но только папа приходит – все вокруг него, он для них огромный авторитет, а для старшего сына – непререкаемый авторитет. Наш папа - мягкий человек, но при его мягкости его слово – закон.
Отец Петр: Если в современной семье придумывается свое в противовес, как "черный квадрат", черная зияющая пустота, созданная в противовес тому, что есть живое в этом мире. Так и от Слова Творца, сказавшего чему женщина предназначена, что ей дано за то первое грехопадение, когда сказано "будешь рождать в болезни детей своих, и от этого тебе спасение и зависимость от мужа", которому тоже сказано: "в поте лица будешь добывать хлеб свой" - не уйти. И когда человек сопротивляется этому - он богоборствует, что хуже для него самого. К добру, когда идешь от противного, это не приведет. Вот поэтому нету семьи, нету брака, нету согласия и мира в душе, человек за свое богоборчество расплачивается".