Грандиозное открытие псковского юбилея. Вписана яркая страница в историю русской музыки
Вписана яркая страница в историю русской музыки.
Идея спектакля Большого театра России, музыкальной драмы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского возле стен Святогорского монастыря, что в Псковской области, была проста и поэтому гениальна. Такую практику постановки опер на пленэре, в естественных декорациях на Западе уже давно освоили. И вот идея живой русской оперы реализовалась 3 июля 2002 года. Впервые такое грандиозное зрелище транслировалось на всю страну по каналу «Культура». Оперу смогли увидеть и в самих Святых Горах ее поклонники - столичные гости и многочисленные жители области, которые пришли, приехали на машинах и автобусах в Святогорье.
Актеры, выступавшие на знаменитых сценах мира, были в ударе; хор мощно вел главную партию. Музыка Мусоргского была слышна далеко окрест и заполоняла весь великий пейзаж с оврагами и холмами, воспетыми в пушкинских строчках.
Организаторы и устроителя праздника профессионально подготовили сцену с декорациями, амфитеатр зрительских мест. Во время спектакля кресты Святогорского монастыря на соборе Успения Божьей Матери и Колокольне возвышались над всем пространством оперного действа и завершали редкую картину. Здесь соединились одномоментно два русских гения Александр Пушкин и Модест Мусоргский. И возникшая крамольная мысль: Пушкин слушает оперу - была не так уж безумна. У стен собора покоится прах поэта. А если вспомнить, что Модест Мусоргский родился в сельце Карево, что ныне в Псковской области, то картина будет законченной.
Странное соединение несоединимого: страсти, истории, живой музыки и поэзии вылилось в необычный внутренний восторг, который испытывали слушатели оперы. Небо, бывшее свидетелем события, сначала серое, потом медленно темневшее, покрывало и укрывало большую раковину с людьми, соединенными в любви к гениальному творению.
Русская опера Мусоргского – это совершенно особенное явление. Это народная опера. И в отличие от итальянской оперы человеческих страстей – это опера трагической истории народа. Поэтому отдельные ее сцены поднимаются до высот действительно великих, которые может обнять и почувствовать только душа человеческая и на которые может откликнуться только душа народная.
Сам пушкинский текст всегда труден для драматических постановок, но в музыке Мусоргского он становится сильным и пророческим. Из трагедии личной, человеческой вырастает трагедия народная. У Пушкина нет шекспировских страстей. Более того его волновала проблема вполне философская: народ и власть. Эта проблема особенно остро стоит в русской истории, которая любит тиранов и казнит реформаторов - устроителей. И только гению дается ответ на сложные и неразрешимые вопросы бытия: «Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит».
Оперный спектакль в Святых горах, поставленный с организационной и финансовой помощью псковского губернатора Евгения Михайлова, открывает начальные страницы юбилейного года: 1100 – летия основания Пскова. Быть может было бы правильно само празднование в 2003 году отметить на поле у стен Снетогорского монастыря Пскова, где когда – то сидел, осаждая город, Иван Никитич Хованский, и услышать гениальную «Хованщину» – оперу псковскую, оперу русскую, оперу великую. На первом губернаторском приеме в честь открытия празднования 1100-летия Пскова, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников пообещал, что в юбилейный год главный театр страны представит псковскому зрителю «Псковитянку» Римского-Корсакова и кантату «Александр Невский» Прокофьева. А продюсер проекта «Борис Годунов», как он сам себя называет – «авантюрист» Давид Смелянский отметил, что псковская земля – не просто земля особенная, это тот край, где прекрасно понимают значение культуры.
…В репетицию оперного спектакля «Борис Годунов» дождь начинался не однажды. В день спектакля небо было стойкого серого цвета, вот – вот, казалось, разверзятся хляби небесные, но ничего не произошло. Вечер был тих и молитвен. Страдал Борис Годунов, негодовал народ, плакал хор. Дождя не случилось. Событие было благословлено Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Наталья Богомолова