Чудеса в волшебной стали
Опаздываем. Ещё немного, и спектакль начнётся без нас. Ранее утро, выходной день, но зал Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина полон. И зритель совсем юн. А всё потому, что питерский режиссёр Екатерина Максимова подготовила для псковских ребятишек и взрослых сказку по одноимённому произведению Бориса Шергина "Волшебное кольцо". Поэтому на ближайший час наше внимание будет приковано к Ивану в исполнении Максима Плеханова, кошке Машке (Наталья Петрова), псу Белому (Руслан Джурабеков) и, конечно же, змее Скарапее (Жанна Стремянова).
На сцене, как и обещал петербургский постановщик, необычная конструкция в виде огромного круга-кольца. Появляются актёры псковского театра. Непривычный псковскому уху говор веселит маленьких приверед. Ведь малышам не так просто угодить: затянувшийся монолог, неинтересный или непонятный диалог, бездействие актёров – и внимание детей уже за пределами сцены.
А за мной, удивительно, собрались молодые люди постарше - девушки и юноши лет двадцати. Вроде и без детей, и время для выходного дня раннее, а они сидят, всматриваются в героев на сцене и даже не отвешивают свойственные этому возрасту нелепые шуточки. Нет, все с интересом следят за происходящим.
Очаровательная змея Скарапея, молодая артистка Жанна Стремянова, демонстрирует различные гимнастические этюды, акробатические трюки, тем самым поднимаясь не только над сценой, но и в глазах взыскательного зрители. Ведь не так часто мы видим на сцене псковского театра не только трюки воздушной гимнастки, но и хорошие танцы и песни. Кстати, о песнях: в спектакль гармонично вплетены частушки.
И, как и обещала режиссёр, ни один актёр не стоит на месте. Несмотря на то, что помимо молодых актёров, в представлении задействованы и старожилы театра, они от юных талантов не отстают в ритме, драйве и динамике игры. Забавный император в исполнении Эдуарда Золотавина задорит всех, его взвизги и дурачества не оставляют детей равнодушными.
Как по мановению волшебной палочки, незамысловатая конструкция на сцене начинает светиться и крутиться тогда, когда Иван надевает кольцо. Маленький зритель в восторге, заинтересован и заворожен. И, что скрывать, взрослый тоже… Екатерина Максимова ничего нового не придумала, поскольку по её мнению, сделать этого и невозможно: всё придумано до нас. Зато как гармонично все давно известные театральные находки она соткала в один красивый волшебный ковёр, который уносит зрителя в небывалую страну – сказку.
Но стоит отметить, что и актёры в тандеме с режиссёром поработали на славу. Наталья Петрова в роли кошки хитра, но в тоже время очень обворожительна, пёс простоват, но добродушен, как и задумывал автор, а уж любимый женской половиной псковских театралов Максим Плеханов – на этот раз не герой-любовник, а Иванушка-дурачок, но от этого артист не становится менее привлекательным и запоминающимся. А уж про истеричку-императора уже всё сказано: просто чудо какое-то, истинный ребёнок. Так что, как и заявлено в аннотации, похулиганили на сцене актёры от души, поэтому и дети им поверили…
В надежде на чудо, герои сказки делают его своими руками. Любимые домашние питомцы вызволяют Ивана из тюремного заточения. А уж на свободе он, следуя своему сердцу, находит себе не принцессу заморскую, а девушку деревенскую, кроткую да добрую. Правда, то ли так задумано, то ли просто актёров в театре не хватает, но играет её всё та же Жанна Стремянова. А мораль для малышей должна быть понятна, хотя, возможно, получилась не так уж ясна: всё зависит только от человека и от его близких, не важно, змеи вас окружают или собаки…
Режиссёр, несмотря на желание угодить маленьким привередливым зрителям, не уподобляется основным тенденциям детских спектаклей и сказок. В представлении нет мишуры, безвкусных костюмов, моря всевозможных цветов и глупого юмора. "Волшебное кольцо" в постановке Екатерины Максимовой - это такт, эстетика и стиль. Создаётся впечатление, что юная мама-режиссёр (между прочим, бывший следователь), будучи вдали от своей малышки-дочки очень хочет порадовать в лице юных псковичей и её тоже. И, действительно, присутствующие в полном восторге. И не только маленькие зрители. Мои взрослые соседи, как заворожённые, следят за происходящим на сцене, обсуждают, комментируют, будто в театре глубокая драматургия разворачивается. Мы уходим из зала пусть не просветлённые, зато довольные, как будто целый час детства нам подарили почти даром…
Светлана Петрова, Псковское агентство информации.