Бабушка с душой ребёнка или ребёнок с душой бабушки

Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина не перестаёт нас радовать премьерами. В нынешнем сезоне с одной стороны, много постановок молодых или даже совсем юных режиссёров, а с другой — премьеры с участием именитых актёров театра, отдавших сцене не один десяток лет. На этот раз на сцене развернулся трагифарс в исполнении заслуженной артистки РФ Ларисы Крамер.

 На фото: спектакль «Афинские вечера»

Молодые режиссёры из Москвы Андрей Малашкин и Арина Гударева приготовили для псковичей "Афинские вечера" по одноимённому произведению Петра Гладилина. Было опасение, что не справится юная чета с накалом страстей, с бурей энергии главной актрисы спектакля. Да и репетиции, честно говоря, наводили на подозрение: уж слишком стремилась Лариса Крамер руководить, командовать, а у молодых не оставалось ни малейшего шанса ей противостоять и перечить. Три режиссёра на один спектакль многовато... Хотя перед премьерой Арина и Андрей признались, хоть и нелегко было, но оно того стоило. Уж больно интересный тандем, по их словам, вышел. Готовы "сообразить и на троих" — в перспективе поставить моноспектакль с участием Крамер в главной роли.

 

Но вернёмся к нынешней премьере. Действие разворачиваются в квартире преподавателя истории музыки, критика Бориса Олеговича. Он (Эдуард Золотавин), без слуха, без особых талантов, стремится реализоваться за счёт своей дочери, поэтому лепит из неё гения. То не смотри, это не слушай, с "жеребцами" не гуляй. А 18-летняя Наташенька (Наталья Петрова), по уши влюблённая, ждёт от своей пассии Антона (Руслан Джурабеков) ребёнка. "Доигрались в четыре руки"... Как сказать об этом родителям — не представляет. Но на помощь ей приходит бабушка Анна Павловна Ростопчина (Лариса Крамер). Сложно сказать, сколько ей лет, потому что прежде, чем родить дочь Людмилу (Валентина Банакова), женщина с аристократической фамилией за эту же "привилегию" в советское время отсидела в тюрьме более 10 лет. Но задора и оптимизма не потеряла. Она появляется на фоне скучных, занудных персонажей с ярко красным клоунским носом. Лишь это пожилая, видевшая на своём веку немало горя и несправедливости женщина понимает Наташу. Она смогла жить вместе с любовницей мужа, смогла простить его за измену и предательство, в её руках, как надеется юная героиня, и судьба тайных влюблённых. Перед смертью Ростопчина лишь мечтает прикоснуться к имени мужа на могильной плите и положить на могилу разлучницы её любимые цветы. Для этого летит в Париж.

 На фото: спектакль «Афинские вечера»

В спектакле поднимается не только и не столько пресловутая проблема отцов и детей, сколько проблема одарённости и бездарности, истинной гениальности и посредственности, ханжества, душевной скупости и благодетели, рамочности сознания и безграничного детского озорства, веры в чудо. Так и героиня Ларисы Крамер убеждена, что, умерев до рождения ребёнка внучки, сможет душой переселиться в свою правнучку. Поэтому делает всё возможное, чтобы уберечь не только малыша, но и душевное спокойствие Наташи.

 

"В жизни ничего прекрасного нет. Будь принципиальна — главное для тебя сейчас музыка", "Талантливые люди не имеют права любить. Ничего посредственного" или "Главное спасение для тебя от этой мерзости — это музыка", - наставляет дочь Борис Олегович. При этом ради конкурсных побед, общественного признания он готов подтолкнуть дочь на убийство — аборт. Рассуждая о нравственности, поступает аморально. На место главу семейства ставит лишь тёща, разрушая все его представления о том, как должно быть, подрывая всякий авторитет. Она рассказывает, как просвещённая, интеллектуальная молодёжь в её времена интересовалась античностью, поклонялась Дионису и устраивала оргии, правда, лишь литературные. "Это оскорбляет мой вкус, я считаю себя интеллигентным человек", - возмущается зять, что лишь умаляет его хилые достоинства в глазах окружающих. Она рушит его представления и о вкусе: "интеллигенция серого, мышиного цвета". "Человек, - пренебрежительно обращается она к нему, -  уберите, пожалуйста, лыжи..."

 

Надо признаться, что большая часть публики на премьере, не в обиду будет сказано, наверняка видела Ларису Крамер ещё молодой, начинающей актрисой. Поэтому для многих — это милая встреча с прошлым, ностальгия. Каждое появление Крамер на сцене сопряжено бурей аплодисментов. Овации вызывает и её уход в первом действии со словами "Я ещё вернусь".

На фото: спектакль «Афинские вечера» 

По ходу пьесы выясняется, что и сама Ростопчина-старшая не дала своей дочери должной любви, нежности, ласки, не приходила к ней на помощь, когда нужна была поддержка. Замкнутый круг. Лишь у наивной Наташи есть шанс его разорвать, всё исправить. "Как хорошо, что ты приехала", "Как хорошо, что ты беременна", - вторят друг другу героини.

 

Героиня Крамер то строгая, серьёзная, а местами даже вульгарная женщина "элегантного возраста", то наивный, озорной, ребёнок. Невероятно противоречиво, но безумно гармонично.

 

В финале разворачивается драма: "любящие" родители готовы загубить дитя — росток свободы, самостоятельности их дочери. Бабушка прощается как в последний раз со всеми. Чуда не произойдёт?.. И всё же вот оно и чудо: бабушка умирает, ребёнок появляется на свет и подмигивает молодой мамочке (тайный знак), а значит, перерождение всё же случилось... Но перерождение произошло не только по сценарию пьесы; новый глоток воздуха, новое признание и восхищение окружающих получила и талантливая Лариса Крамер, затмившая своей игрой всех остальных актёров постановки.

 

Светлана Петрова, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...