Работника культуры надо выбирать как Деда Мороза

Появление новых людей всегда вызывает любопытство. Особенно, если место, куда пришли эти самые люди, давно всем известно и новостей оттуда не ждёшь. Но вот открылась дверь и ты присматриваешься, прислушиваешься, пытаешься догадаться, что в следующую секунду сделает новый человек. Кто он? С чем пришёл? Какие перемены ожидать с его появлением?

В марте 2005 года на пост председателя Государственного комитета по культуре Псковской области была назначена Татьяна Сергеевна Ешина. На тот момент известно о ней было немного, и потому выбор областных властей долго обсуждался псковичами. Три месяца работы на новом месте позади. Пора поговорить с Татьяной Сергеевной о ней, о её работе, планах и желаниях.

Мои визиты в Псков сопровождала радуга.

- Чем так привлёк Вас город Псков? Почему вы переехали сюда?

- Я родилась в замечательном месте, на Валдае, в краю озёр. Чем так привлёк Псков? Не знаю, может быть, предки были отсюда родом. Долгое время я в Псков приезжала как человек влюблённый до сумасшествия в этот город. Представьте себе, я ехала, и всё время меня сопровождала радуга. Даже зимой. Ну настолько красивый город после сумасшедшей Москвы. Я наслаждалась притягательной энергетикой Печор, Пушкинских Гор, Изборска. Мы, например, с детьми могли приехать утром на Рождество, день проболтаемся, сходим в храм, вечером уедем. Потом попадает сюда служить сын из Омска. Я, как сумасшедшая мама, езжу в Псков к сыну. Позже было знакомство с Иваном Егоровичем Калининым. Он влюбляет меня в Псков по-своему. Потом Феда Дементьевна Тесленко делает мне профессиональную экскурсию. Помню, мы идём по территории Псковского Кремля и я говорю: «Вы по золоту ходите и не можете этим пользоваться».

-Ваше имя впервые зазвучало в рамках подготовки к празднованию 1100-летия Пскова. Какой опыт Вы получили от этой работы?

-Когда речь зашла о подготовке 1100-летия, это был обычный лист бумаги, и было жутко любопытно начинать с чистого листа. Очень трудно давалось. Что-то вообще не принималось, отвергалось. Разные звучали оценки сделанному, но я считаю, давайте оценивать по достигнутому результату. Тот подъём, который был в 2003 году, его нет сейчас. Это говорит о том, что власть должна делать людям праздники. Прогнозировать их и объединять. Нормальный руководитель и для своих коллективов праздники делает, чтобы человек ждал следующего - а что же будет потом. Это сплачивает. Когда отсутствуют положительные эмоции возникают депрессии, агрессия, повышается уровень тревожности. Когда мы проводили первый карнавал, мы с санитарноэпидемиологической службой делали анализ: на 70% уменьшились в городе простудные заболевания. Позитивные эмоции, естественно, влияют на психическое здоровье человека.

 

Переход на новую должность был неожиданным.

-Что означало для Вас назначение на пост председателя Государственного комитета по культуре Псковской области?

-Назначение на эту новую должность было немного неожиданным. На прежнем месте я планировала заняться инновационными проектами. Ведь на сегодняшний день рынок как сегмент экономики, связанный с инновациями, пустой. Но выиграет тот регион, который быстро будет развивать сегмент инноваций, покупать мозги. Пробовать, внедрять, патентовать новый объект, явление. А нам сам бог велел, пока мы приграничье, аккумулировать эти умы. Но я всё равно, даже на новом месте, эти инновационные проекты буду внедрять. Пошагово, потихонечку.

-Татьяна Сергеевна, с каким же багажом идей Вы пришли в первый день на работу?

-Культура – это та отрасль, которая ниточкой проходит через многие явления нашей жизни. Если рассматривать её как идеологию, это одно, но мы же и часть экономики. Большая часть, если говорить о псковском регионе. И надо грамотно работать в ней. Ну не будут люди строить у нас гостиницы, если посчитают, что им невыгодно это делать. Нам нужен большой событийный ряд. Чтобы туристы не проездом побывали, а задержались. Нам нужно выпячивать наше народное достояние, гордиться им. К сожалению, оно у нас есть, но нет пока навыков и умений, как это использовать. Вот, казалось бы, за рубежом ерунда всякая предлагается туристу. Соли в мешочек наберут, бантиком завяжут и продают. Камушек красиво упакуют - вот тебе и сувенир. У нас пока нет этого. К примеру, к 1100-летию столкнулись с трудностью – нет упаковки. Продукцию «Гончара» в пакете же не повезёшь. Проблема обозначилась, но пока нет у нас ни в Пскове, ни в области фирмы, которая создавала бы упаковку для сувенирной продукции.

Команда губернатора не должна стать командой спасателей.

-Вам предстоит работать в новых условиях, в переходный период грандиозной реструктуризации организаций культуры в России. Какую оценку вы можете дать этому процессу? Какие чувства эти перемены вызывают у Вас?

-Первая задача в условиях реструктуризации - сохранить приоритеты, развивать их, использовать накопленный опыт в разных сферах. Какие кадры готовят в области, почему какие-то проекты не идут в регионе? Не умеем получать гранты, работать со спонсором или у нас такое качество услуг, что оно не востребовано? В то же время, о чём бы сегодня не говорили, мы всё время упираемся в законы. Значит мы должны подготовить программу культурного развития области, мы должны поставить цель, задачу перед собой. Мы говорим: культуру нельзя ничем измерить. Но можно измерить качество мероприятий. У нас очень хорошо развита наша социологическая служба, у нас замечательная статистика. Статистика - это самое главное. Если мы говорим о развитии региона, надо сделать грамотный анализ на основе тех цифр, которые даёт статистика. Например,можно избежать некоторых вещей, в которых у нас провал на данный момент. Я за то, чтобы быстрее закончилось у нашего губернатора антикризисное управление –наведение порядка и выравнивание структуры. Чтобы команда, с которой он пришёл, не превратилась в команду спасателей: то бюджет Пскову учит делать, то Великим Лукам, то дороги ремонтирует.

 -Чего ждать районам в связи с Федеральным законом РФ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»? Что означает реструктуризация для них?

-Речь идёт о том, что в городах остаются учреждения культуры, а в районах нет. В районах нельзя иметь даже управление культуры. Сейчас мы подали поправки к закону. С одной стороны, государство говорит, что происходит укрупнение. С другой стороны, в районах произойдёт распыление. Мы загоняем себя в тупик. В скольких теперь километрах друг от друга будут эти «результаты» укрупнения? По тем реформам, которые сейчас проходят, это настолько тяжело, что я не знаю, как мы это переживём. Ни одно государство не проводит одновременно столько реформ. Первым началось реформирование административное, затем реформы ЖКХ, монополистов с газом, нефтью…То, что сейчас происходит, это очень тяжело.

-В рамках города планируются перемены по укрупнению ряда учреждений культуры. На каких условиях и по какой схеме пройдёт такая работа?

- Кардинальных перемен не будет. Если мы объединяем библиотеки, речь идёт о тех, которые находятся в одном здании - юношеская и детская, например. Если мы говорим о филармонии и симфоническом оркестре, у них единое здание, единый зал, инструменты общие, транспорт. Мною сейчас издан указ по объединению некоторых учреждений. Потом будет инвентаризация, составление концепция нового учреждения, формирование новой структуры. Сокращаются дублирующие функции – два отдела искусств, например. Мы не говорим о людях по количеству, сколько мы должны сократить, мы говорим о функциях.

Нельзя жить по старому.

-Есть ли такое проекты, темы, за которые Вам хотелось бы взяться уже сегодня?

-Мы понимаем, что как рубеж должны становиться более европейскими городом. При этом надо гордиться и продвигать тот культурный продукт, который выработан годами.Масса людей умеет рисовать, но единицы могут продвинуть этот продукт дальше. Это не наша вина, это наша беда. В этой сфере мы хотим наладить сотрудничество студентов колледжа культуры со студентами ближнего зарубежья, чтобы они могли встретиться и посмотреть, как делают праздники соседи. Нельзя жить по старому. На уровне крупного работника 70-х годов нельзя научиться. Нужно обновляться, начиная с ближнего зарубежья. У студента будет стимул учить язык. Замечательный проект в Изборске – варежки. Его можно сделать международным. Тут и ярмарка, и продажа, и дарение овец лучшему мастеру, и продажа журналов, и спонсоры. Или конкурс сказителей. Сказки можно привести к нам, наши сказки адаптировать для наших соседей. Есть некоторые проекты, в которые можно внести какие-то поправки и ввести туда работу спонсоров, чтобы они могли подключать свой слоган, свои бренды. Я вижу огромные перспективы даже при таком скудном финансировании. Не просто на одноразовые акции, а на перспективу. Необходимо иметь партнёров долговременных, чтобы они видели свой рост, свою отдачу.

-Планируется ли какая-либо работа с негосударственными учреждениями культуры? С частными дискотеками, клубами, концертными площадками?

- Контролировать частные компании, которые проводят праздники, это головная боль. Мы с вами живём в переходном периоде. Сейчас всё платно, но в капитализм мы ещё не вошли. Мы хотим качественных услуг как при капитализме, но бесплатно, как при социализме. Чтобы я попал на какое-то грандиозное мероприятие, при этом у меня был билет за 20 копеек. Такого не получится уже потому, что профессиональные артисты и коллективы требуют большие гонорары. В результате сегодня широко нарушаются авторские права. Использование чужих произведений никто не отслеживает. Никто не отслеживает, что происходит в домах культуры на развлекательных мероприятиях, на дискотеках. В первую очередь сейчас надо обратить внимание работников культуры в районах на исполнительский уровень их коллективов, вокалистов, на качество работы танцевальных коллективов. Кроме того, в ближайшее время, несмотря на реорганизацию, но у нас появится человек при комитете по культуре, который будет уполномочен комитетом контролировать все концерты на территории Псковской области. Пока гастролёры приезжают и снимают сливки. А может это 35-ый коллектив той Верки Сердючки, у которой всё идёт под фанеру. Сейчас Государственная Дума обсуждает, как контролировать наших исполнителей: поёт ли он под фонограмму, нет ли – человек должен знать это. С 1 июля приступит к обязанностям заместитель начальника Государственного комитета по культуре. Он же будет отслеживать работу негосударственных учреждений культуры, частных. Зачем это надо? Повышать мастерство! Мы будем учить и доращивать до того уровня, который нам нужен. Если они скажут, что им это не нужно, они останутся в стороне. Почему? Потому что дальше начнёт работать система отбора. Так в Москве делают. Перед Новым годом, например, проходит форум Дедов Морозов. Фактически, это кастинг. В зале сидят представители домов отдыха, интернатов и они выбирают своего Деда Мороза для работы на праздники. Мы максимально будем способствовать тому, чтобы уровень ведущих, сценаристов, режиссёров повышался.

Свадьбы можно играть в Пушкинских Горах.

-Уже много лет идёт поиск путей решения ряда проблем. Например, Дворец бракосочетаний Пскова ищет дополнительную площадку для регистрации браков. Вы видите возможность разрешения этого вопроса?

-Не секрет, что у Дворца бракосочетаний уже есть опыт работы в Приказной палате. Одно но – необходимо платить деньги за аренду зала. Руководство ЗАГСа обратилось ко мне с вопросом о дополнительных площадках. Я предложила несколько залов. Кроме того, я предложила сделать несколько вариантов свадеб, например, сделать псковскую ритуальную свадьбу с фольклорными элементами. Я предложила для особых случаев провести свадьбу в Пушкинских Горах. Там замечательный мраморный зал в научно-культурном центре. С колясками, с лошадками могла бы получиться элитная, познавательная краеведческая и литературно-познавательная свадьба. Положительно это восприняли и специалисты Дворца бракосочетаний и специалисты учреждений культуры в Пушкинских Горах, потому что мы же не собираемся делать свадьбу в "домике няни". Но это событие, которое произойдёт на уникальной земле, надолго оставит яркие впечатлении у жениха и невесты. Есть ещё несколько предложений по залу, но все они в строящихся объектах. Конечно, городу нужно нормальное помещение для проведения свадеб. Дворец бракосочетания для всей области. У нас в данный момент идёт речь о нескольких усадьбах, например, в Великолукском районе усадьба Софьи Ковалевской. Замечательная усадьба с великолепным бальным залом. Она позволила бы немножко по-другому отнестись к памятникам, немножко их оживить. И даже те небольшие деньги, которые там выручат, они не окажут существенной помощи, но можно будет говорить об охране, об оплате тепла. Тут надо отнестись к пониманием. Либо вы пойдёте в ЗАГС и зарегистрируетесь официально, либо вы в других условиях, связанных с затратами, сделаете свою свадьбу сказкой. Очень хотелось бы, чтобы организаторы свадеб и специалисты учреждений культуры дружили. Чтобы во второй половине года модно было разработать ряд предложений, а молодые пришли и выбрали: я хочу то, то, то, то. Конечно, это должно быть утверждено в пределах сумм, доступных для наших горожан. Кто-то ведь заказывает лимузин, а кто-то берёт машину у соседа. На данный момент услуги наших культурных организаций не востребованы, я считаю потому, что они не могут скооперироваться. Это касается и театра, и филармонии, и колледжа культуры. Мы не умеем работать над совместными проектами.

-Несколько слов о театре. Какие перемены ожидаются в театральной жизни города?

-То, что касается театра, можно однозначно говорить: когда начнётся следующий сезон, вы увидите изменения. У нас 100-летие театра. Будут работать два режиссёра одновременно, плюс режиссёр театра «Карусель», который мы должны поднять на ту планку, которая была когда-то. Вадим Радун будет совмещать работу в «Карусели» и в театре. Второй режиссёр – Елена Шишло. За этот год мы должны достойно подойти к столетию.

-Не означает ли, что исчезнет молодёжный театр «Бенефис»?

-Нет, не думаю. По работе же в драматическом театре у Вадима Иосифовича и Елены Григорьевны будут определены условия, поскольку это профессиональный театр и здесь работают люди профессиональные. Насколько я знаю, пять или шесть человек, у которых есть профессиональное образование, придут из «Бенефиса» в драматический театр.

Записала Катарина Алексеева,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...