Михаил Хоронен: «И самое главное: умение привлечь финансы, которые в государстве есть»

Разговор с мэром Пскова Михаилом Хороненом был совсем не романтический – о межбюджетных отношениях. Тех самых, о которых в последний год говорят очень много, но их сути население так и не может понять. Не дано нашему человеку этой способности - разбираться в хитросплетениях финансовых отношений внутри власти. Хотя эти самые отношения непосредственным образом влияют на жизнь общества и отдельного человека. И не прибавляют оптимизма. Вот и началось интервью с мэром со скучного вопроса о межбюджетных отношениях:

Псков

Михаил Хоронен: Межбюджетные отношения очень важны, особенно, когда сталкиваются интересы проживающих в регионе и проживающих в городе. Безусловно, люди, избранные областью защищают интересы области, избранные горожанами - защищают интересы горожан. Это естественно. На то нас и уполномочивал народ, который нас избирал. Последние пять лет для города Пскова были достаточно успешными, город активно развивался и, по предварительным данным, осенью этого года город Псков может быть признан лучшей столицей субъкта в северо-западном округе, ну если не лучшей, то в тройку призеров войдет по итогам 2004 года, из 11 субъектов РФ. Мы могли проводить социально ориентированную политику.

С чем это было связано?

Мы зарабатывали деньги не только на текущую жизнь, но и на развитие. На надбавки нуждающимся и на дополнительные социальные проекты, что в других городах не у всех есть. Нам оставляли нормативы, в первую очередь, по подоходному налогу и налогу на прибыль, и мы ежегодно эти нормативы значительно перевыполняли. Ежегодно имели в прошлые годы за счет перевыполнения налога на прибыль от 150 до 300 млн. руб. дополнительно в бюджет. И могли часть средств направлять на компенсацию затрат, связанных с низкими ставками по оплате коммунальных услуг населением города. Она у нас была одна из самых низких в федеральном округе на 1 июня этого года. Но теперь мы вынуждены принять повышение ставок за коммунальные услуги. Так как значительно ухудшилась финансовая ситуация в городе, и для поддержания жизнедеятельности города мы должны принимать такие решения. Сейчас нами и депутатами города принято решение о повышении ставок оплаты за ЖКХ на 26%. Это вынужденная мера, но мы не пошли на то, чтобы увеличить эти ставки оплаты на значительно больший процент, хотя нас на это «подвигали». Подвигали, чтобы население платило 90%, а на сегодняшний день население платит от общей стоимости коммунальных услуг 77%. В прошлые годы мы имели возможность компенсировать плату за коммунальные услуги, и она была невысокой. Я об этом не жалею, хотя меня в этом укоряют. Мы могли также направлять деньги на развитие дорожного строительства, ремонт дорог и многое другое. Город развивался, мы реализовывали социальные проекты, которых нет в других городах страны: лечебные центры, мастерские, в организации которых, конечно, участвовали большие немецкие деньги, но и наши средства там есть.

А сегодня, Михаил Яковлевич?

И сегодня мы зарабатываем деньги. Налоговая база Пскова в консолидированной налоговой базе области составляет 51%.

От всех денег собранных на территории области?

Да, и сейчас многое изменилось в межбюджетных отношениях. Многие объясняют это федеральным законодательством. Но нас такое положение не устраивает. Я понимаю, что в декабре прошлого года у депутатов областного собрания была необходимость быстро –быстро принять бюджет перед монетизацией, при этом не согласовав его с большинством муниципальных образований, в частности, с городом Псковом. А есть положение и практика – надо согласовывать принятие областного бюджета. В связи с предстоящей монетизацией, я не стал активно вмешиваться, но мы были с этим не согласны, и надеялись, что будет создана рабочая группа по проблемным вопросам бюджета. И она была создана, но наши доказательства и обоснования бюджетных корректировок не повлияли серьезно на изменения в областном бюджете. Поэтому сейчас очень сложная финансовая ситуация не только у нас, в городе Пскове, но и у других муниципальных образований. Да и в областном бюджете.

Как же вы будете выходить из такой ситуации?

Тут, к сожалению, у меня и у некоторых руководителей различаются пути разрешения этой проблемы. Во-первых, бюджет бездефицитным не может быть. Пусть будет дефицит не пятнадцать разрешенных процентов, пусть пять, но должен быть. Иначе федеральное правительство и руководство государства скажут: «Зачем вы деньги приходите просить? у вас все нормально». Поэтому я сторонник другого пути: сделать дефицитный бюджет, пусть не по максимуму, и развивать собственную базу. И самое главное: просить реальные деньги, которые сегодня в достатке есть в государстве на оказание помощи высокодотационному региону - Псковской области. Для этого надо сидеть в Москве, в Минфине…Второй путь – экономия расходов. Я сторонник экономии и иду по этому пути. Мы сократили численность служащих своей администрации. Но я категорический противник под словом «экономия» понимать ликвидацию социальных учреждений, которые мы создавали в предыдущие годы. Я категорический противник производить массовые сокращения в связи с ликвидацией и реорганизацией и т.п. Я сторонник реализации федеральных законов с учетом жизненного уровня населения. Многие говорят, что федеральные законы надо выполнять на сто процентов, один в один. А я скажу, что закон о монетизации льгот часть субъектов федерации не стали выполнять, часть на 50% выполнила. Нельзя слепо исполнять любое решение: его надо качественно готовить и профессионально выполнять. Я за реализацию федеральных законов эволюционным путем. В один год это нельзя делать. Мы можем вызвать социальный взрыв.

Сколько денег, Михаил Яковлевич, отдавал город в областной бюджет раньше и сколько сейчас?

Я не первый год профессионально занимаюсь местным самоуправлением и вхожу в руководство многих общественных организаций, объединяющих муниципалитеты страны. И тенденция по централизации средств вышестоящих бюджетов в субъектах федерации идет, к сожалению. С точки зрения государства, для усиления государства – это правильно. С точки зрения муниципалитетов - на 50% процентов это неправильно. Потому что за счет централизации средств идет отток денег, и, как итог, не хватает даже на обеспечение минимальных расходов муниципалитетов, установленных законом. Надо смотреть, как это делается в цивилизованной Европе. Там четко прописаны функции всех трех уровней власти и трех уровней бюджетов. И если денег нет, ты не обязан это делать. А население наше знает, что нужно получить, и его не интересует - есть ли деньги у муниципалитета: это ваши взаимоотношения с областью, Москвой и т.д. Поэтому надо искать золотую середину. Надо проводить централизацию, но не в таком объеме и не так быстро. Надо проводить все реформы, но с учетом интересов населения и поэтапно. Вот так мы делаем с повышением коммунальных платежей. Поэтапно. Повысили сейчас на 26%, а в некоторых регионах уже догоняют 100% рубеж, и это ни в какие рамки. Так что реформа должна проводиться профессионалами и эволюционным путем.

Михаил Яковлевич, сколько все – таки остается из заработанного городу?

 На сегодняшний день собственные доходы, остающиеся в городском бюджете, составляют 18%. Восемнадцать. Было 30-35%.

Из чего складывается, собирается бюджет города?

Основными доходными источниками городского бюджета на протяжении пяти – шести лет были подоходный налог с работающих на территории города, налог на прибыль предприятий и организаций, и мы перевыполняли на миллионы эту доходную часть; арендная плата земли и с имущества – вот основные источники наших доходов в прошлые годы. В этом году нам уменьшили более, чем в два раза, подоходный налог, оставив нам 30% . Оставлено ноль налога на прибыль. Поэтому никакой заинтересованности муниципальной власти работать с предприятиями и организациями, в этом направлении, нет. Это абсолютно неправильное решение. Основной источник у нас сегодня - 30 процентов с подоходного налога и единый налог на вмененный доход для небольших предприятий. Еще арендная плата, и летом этого года доход с продажи муниципального имущества.

Народ говорит, что к сентябрю псковичи будут платить коммуналку 100%?

100 % не будут.

До нового года продержитесь?

Максимально, что будет платить население от общего 80%. Мы ввели некоторым категориям пенсионеров, и это опубликовано в СМИ, меры социальной поддержки в оплате по коммунальным услугам.

Так что же происходит с бюджетом города?

У нас бюджет не принят. На этот счёт есть разные оценки. Принимать его только для того, чтобы сокращать людей бюджетной сферы, я для этого его принимать не буду никогда. Мы сейчас пытаемся найти дополнительные источники доходов. Это временное решение:мы будем продавать имущество, неэффективно используемое муниципалитетом. Мы получим достаточно денег в этом году.  И еще: возврат Псковской областью долгов городу по льготам, о чем  мы подписали сегодня соглашение с Главой администрации области Кузнецовым, и сможем дожить до осени. А дальше будем думать. Но мы будем добиваться, в том числе, в вышестоящих инстанциях в Москве квалифицированного анализа бюджета Псковской области: городов и районов.

Зачем?

Самый больной вопрос- секвестр, который произведен. В целом в Псковской области не хватает консолидированных доходов для выполнения консолидированных расходов бюджета. Область произвела секвестр. На мой взгляд, незаконный. Муниципальным образованиям не хватает секвестированных сумм расходов для выполнения минимально необходимых обязанностей. Существуют расходы на полномочия муниципальных образований, а денег в результате секвестирования даже на это не хватает.

Даже на то, чтобы муниципальное образование могло функционировать?

Именно так. Поэтому я буду искать пути цивилизованного решения этой проблемы.

Но жить – то городу надо, пока Вы ищите пути решения.

Для этого мы и реализуем проект продажи неэффективно используемого муниципального имущества. Мы не все продаем.

Назовите, пожалуйста, несколько объектов продажи.

Пакет хлебокомбинатовских акций 49%, и нежилое имущество, которое арендуется магазинами, офисами, кафе и т.п. Вот два направления.

И каков Ваш прогноз по городскому бюджету?

Мы 13 июля посмотрим, как мы проработали полгода, а в сентябре будем окончательно решать: утверждать бюджет или нет.

Можно ведь, Михаил Яковлевич, и до нового года прожить без бюджета?

Юридически мы можем это сделать. И такая практика уже была дважды в Пскове в тяжелые 90-е годы. Мы можем работать по одной двенадцатой прошлого года. Так закон разрешает. Есть в этом плюсы, но есть и минусы. И если бы был реальный бюджет, мы бы его приняли.

Активно ведутся разговоры о больших долгах города.

Это не специалисты говорят, что город банкрот. Абсолютная ерунда. Говорю, как специалист: на сегодняшний день у города Пскова удельный вес долгов меньше, чем долги областного бюджета и других муниципальных образований. Законом разрешено иметь дефицит городского бюджета от 10 до 15 процентов. Новым законом о местном самоуправлении, который, возможно, заработает с будущего года, регулируется, что с 1 января 2008 года, подчеркиваю, не ранее, как некоторые горячие головы-не специалисты говорят, в муниципальных образованиях при больших долгах вводится временное управление финансами муниципального образования субъектом РФ. Так вот у нас удельный вес долга таков, что до этой крайности далеко, и мы не допустим увеличения долгов. Но все государства, весь мир живут в кредит: у России миллиардные долги в долларах, у США еще больше. Для развития страны, региона, города невозможно жить бездефицитно. Нельзя ставить приоритетом идею: сначала заплатим долги, а потом будем развиваться. Это абсолютная чушь.

А из чего, объясните, Михаил Яковлевич, складываются долги города?

Из кредитов банков примерно 70 млн. рублей, из долгосрочных просчитанных кредитных ресурсов, которые мы брали на ЖКХ в Госстрое России. Их не надо отдавать ни в этом, ни в будущем году, они растянуты на многие годы, вплоть до 2015 – го. Вообще все территории и города живут в кредит.

Но с бездефицитным бюджетом будет сложно долги отдавать?

Долги мы будем отдавать в рамках исполнения бюджета, его расходной части с учетом дополнительных источников, которые мы получаем ежегодно. Мы вынуждены активизировать получение дополнительных источников. Будем повышать аренду, как делают все другие города.

У вас очень низкая арендная плата, Вы жалеете бизнес?

Во-первых, у нас была возможность в прошлые годы компенсировать расходную часть бюджета за счет дополнительных доходов, которые мы получали от налога на прибыль. Второе – мы шли навстречу бизнесу для того,чтобы сделать современными магазины, чтобы у арендатора была возможность направлять прибыль на развитие, на улучшение качества торговли и услуг населению. Я считаю, что это было абсолютно правильным.

А как будет с дорожной проблемой, если городу оставляют 18%? Народ говорит, что дорог в городе нет.

Я озабочен состоянием и возможностью реконструкции наших дорог. В прошлые годы мы много делали. На сегодняшний день денег в расходной части бюджета города не хватает даже на необходимое. Поэтому говорить о серьезных вложениях в реконструкцию дорог не приходится. От транспортного налога на дороги Псков в этом году ни рубля не получает, хотя собирается он в городе. Мы утвердили план ремонта дорог и сообщили об этом в СМИ. Текущий ремонт дорог проводится, работают современные машины, которые ремонтируют дороги небольшими участками по новым технологиям. Будет ли у нас возможность заняться реконструкцией? Не хочу врать, пока не знаю. По последним данным государство выделило более 24 миллиардов на дорожное строительство. Мы не хотим быть в стороне, и соответствующие заявки я послал и в Москву, и в область. Поживем - увидим, какая будет реакция. Как вы знаете, в городе есть транзитные дороги и сегодня часть улицы Инженерной делается за счет территориально- дорожного фонда. За счет федеральных денег. Населению безразлично, на какие средства делаются дороги, население хочет иметь хорошие дороги. Надо еще вторую часть Инженерной сделать: от Индустриальной до Вокзальной. Она тоже в плачевном состоянии, буду просить руководство области и эту часть сделать.

Вы подписали договор с областной властью, какой должен быть результат?

Результат следующий. Впервые за последние шесть лет 15 июня в городе было ограничено газоснабжение котельных муниципальных предприятий тепловых сетей. Беспрецедентный случай за последние шесть лет. И мне просто смешно. Экономика государства развивается, об этом много говорят, мэр города прежний, депутаты - тоже.

Так в чём же дело?

Пусть народ сам ответит. Теперь по существу: сегодня состоялось подписание соглашения между мною и Главой администрации Псковской области и газовиками об утверждении графика реструктуризации задолженности за газ, за прошлый отопительный сезон. Уточняю, все текущие платежи город платит: и за электрику, и за газ, но всегда, по понятным причинам, были долги за отопительный сезон. Всегда. И они закрывались до 1 сентября -1 октября, и ни у кого никаких проблем не было. В этот раз мы сохранили горячее водоснабжение на Завеличье, благодаря некоторым ноу –хау. Его и там вырубили. Но мы неплохие специалисты и нашли решение сохранить горячее водоснабжение. Поэтому были проблемы только на Запсковье, но там отключили газ на самой крупной котельной, которая и по нашим планам, о них было сообщено населению, должна была вставать на текущий ремонт. Основная масса псковичей не почувствовала остановки горячего водоснабжения, но все-таки частично население было ограничено в услугах. И я пошел на компромисс с администрацией области и газовиками. В эту пятницу, 1 июля должно быть восстановлено в полном объеме газоснабжение всех котельных города.

Муниципальная власть - не государственная, но, оказывается, муниципальная власть зависит от бюджетных решений областных депутатов. Какой бюджет будет принят областными депутатами, так вы и будете крутиться?

Очень сложны межбюджетные отношения между муниципалитетами и областью, между областью и федерацией. Они влияют на жизнь людей, проживающих в муниципалитетах. Поэтому надо все расписывать четко, чтобы выполнение возложенных на муниципалитеты обязанностей, соответствовало финансированию.

Как Вы относитесь к дискуссии выбора Главы муниципального образования: избирать всенародно или нет?

Идет реформа местного самоуправления,кстати, на парламентских слушаниях в июне я был единственный мэр города, которого включили в редакционную комиссию по поправкам к этому Закону. Моя точка зрения: данная реформа на города сильно не влияет, но на районы – да.Сейчас идет борьба во многих городах России по избирательным моделям Глав муниципальных образований. Есть три модели. Первая: избирать населением. Такая модель, которая действует сегодня. Это единственно реальная сейчас модель: население выбирает человека, с которого можно спросить за все. Вторая: население избирает председателя Городской думы, который будет представительствовать от имени города, а депутаты назначают топ – менеджера, и его можно менять хоть каждый месяц. Если он не будет справляться со своими обязанностями. У него не будет прав, а спрашивать с него будут за все. И третья: когда население избирает только депутатов, а депутаты избирают из своего корпуса Главу администрации. Тогда легче лоббировать кандидатуру, и это еще хуже, чем второй вариант. Я за первую модель.

Прежде, Михаил Яковлевич, в городе красиво было: клумб много, цветов, а сейчас даже трава не скошена, какое-то запустение.

Город шесть лет развивался успешно, и в этом заслуга была и жителей, и наших праздников, и компромиссной политики между городом и областью. Мы активно развивались, и занимали эти годы первые места по многим показателям в РФ. Мы могли помогать нашим бюджетникам, работникам коммунального городского хозяйства, давать им какие-то льготы, надбавки. Сегодня ситуация крайне изменилась: и по федеральным и по областным законам. Сегодня наша задача: хотя бы сохранить то, что мы заработали и сделали в прошлые годы. При таких межбюджетных отношениях говорить о дальнейшем развитии города невозможно.

Это и есть жить не по средствам? Потому что средств нет?

Я считаю, что жизнь заставит наших радикалов – экономистов, на каком бы месте они не работали, внести коррективы в свои реформы с учетом интересов россиян и псковичей.

 

Записала Анна Скоробогатова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...