Гонки – это то, чем я хотел бы заниматься…
Пскович, раллист Александр Горланов, стоявший у истоков возрождения псковского автоспорта, выступил 30 июня на ралли "Струги Красные-2007" (9-ый этап Кубка России) в экипаже с Михаилом Гоголевым. Их "Subaru" со стартовым номером 4 пришла пятой в общем зачете, а команда "Laura Sport Rally Team" завоевала два Кубка – командный и Кубок Александра Невского, учрежденный организаторами соревнований. Последний вручил лично Александру Горланову его земляк и один из учредителей Федерации автоспорта Псковской области Олег Мыслевич.
Александр, какие у вас впечатления от гонки?
Я очень доволен, что наша команда "Laura Sport Rally Team" заняла первое место, и тем, что мы завоевали Кубок организатора. Доволен самим процессом, потому что каждая гонка – это праздник. Я доволен за Гену Брославского, который стал лучшим пилотом на 9-ом этапе Кубка России, потому что знаю, насколько ему сейчас эта победа важна и нужна. Наш экипаж тоже рассчитывал на призовое место.
Почему не удалось его завоевать?
Где-то машина немножко не ехала, где-то, может быть, мы немножко ошибались. Ралли "Струги Красные-2007", в принципе, - быстрая гонка. Те машины, которые настроены так, чтобы развивать максимальную скорость, имеют преимущество. Если динамика разгона у всех машин похожа, то скорость, до которой они разгоняются, у некоторых автомобилей побольше, например, одни могут ехать 190 км/ч, а некоторые могут только 170. На той гонке, где много поворотов, этих скоростей просто не достигаешь. То есть там рабочий диапазон скоростей от 90 до 150 км/ч. И все, что дальше, уже не важно. А на "Стругах Красных" есть много прямых участков, где можно было успеть разогнаться до максимальной скорости, и у кого "максималка" выше, тот показывал лучшее время.
Что интересного было на трассе?
Бросилось в глаза большое количество зрителей. И на спецучастках, и на перегонах. Они приветствовали нас на трассе, махали руками, ветками, цветами. Много народу было на карьере, на трамплине. На открытии и закрытии было очень большое количество людей, такое ощущение, что больше, чем в прошлом году, что не может не радовать. Это значит, для жителей гонка – праздник.
А сама гонка? Были опасные моменты или все ровно проехали?
Все ровно прошли. Может быть, поэтому и пятые.
Александр, с чего началось ваше увлечение гонками?
Все начиналось с картинга, мне было 12-13 лет. Очень давно. При ДОСААФе и "Союзе" были еще картинговые секции, в которых, собственно, я и начал. В Пскове в Корытово есть ДОСААФовский автодром. Там в советское время была секция картинга. Всего в Пскове в то время было 5 раллийных команд. То есть автоспорт в Пскове, в принципе, существовал. Каждая команда – это как минимум один экипаж, машина, механики, плюс какое-то администрирование. У нас раллийные команды были при ДОСААФе, ГАИ, таксопарке, на Автобазе связи, и был еще спортивный клуб "Союз" в Любятово. Потом ушел в армию, служил в Торжке в военно-воздушных силах. После армии уехал работать в Литву и попал в ралли. У нас в 1991 году все закончилось, а там автоспорт как был, так и жил.
Когда вы вернулись из Литвы в Псков, здесь уже ничего не было?
Ни Советского Союза, ни картингистов, ни раллистов, – здесь уже ничего не было. Я, было, совсем решил, что ничего уже и не будет. А потом Олег Мыслевич устроился в организацию, в которой я работал тогда начальником отдела, а он был моим заместителем. Олег - больной гонками на всю голову с детства, хотя он, в принципе, сам никогда не гонял, но очень это дело любит, и понеслось. В 2001 году некоторый состав физических и юридических лиц, в том числе и мы с Олегом, учредили Федерацию автоспорта Псковской области. В 2002 году в Пскове состоялась первая гонка – Кубок Александра Невского. У нас было на старте аж 18 экипажей, мы использовали бывшие советские спецучастки этапа Чемпионата России в Печорском и Палкинском районе, там, где сейчас проходит наш чемпионат. В 2003 году мы подали заявку на проведение этапа Кубка России, но гонку организаторы отменили в связи с трагическими событиями, которые произошли на тестовом участке. В 2004 году в Пскове прошли соревнования в ранге этапа Кубка России. В этой гонке я стартовал в экипаже с Александром Горлашкиным. Есть такая команда – московско-эстонская со спонсорами с Урала, и там есть пилот Александр Горлашкин. Ребята шутили – говорили, что с младшим братом еду. К сожалению, мы сошли, у нас сломался мотор, но это была моя первая внятная попытка в новом времени вернуться в ралли уже в качестве действующего спортсмена.
Вы вернулись в автоспорт в качестве штурмана?
Да, ехал тогда штурманом, и продолжаю им быть. В 2005 году участвовал в ралли "Белые ночи" в Карелии, которые тогда не поддались. На одном из спецучастков мы оторвали защиту, а потом пробили поддон и сошли с трассы. В этом же году был старт на ралли "EOS" – одном из двух наиболее знаменитых эстонских ралли. Там мы тоже не доехали - упали на крышу. В 2005 на ралли "Псков" я был комиссаром по маршруту, который отвечает за расстановку судей, за работу оборудования и за соответствие трассы дорожным документам. В 2006 году я принимал участие во втором знаменитом эстонском ралли "Сааремаа", в ралли "Псков", где выступал с Геной Брославским. В 2007 году я ехал две зимних карельские гонки – этап Кубка и этап Чемпионата России с Михаилом Гоголевым, зимний "Светогорск" и летнюю Карелию – "Белые ночи" с Андреем Бунеевым. "Струги-2007" – пятый выезд в этом году, не считая сборов и тренировок.
А кто обычно спонсирует гонки?
В основном, ралли – это реклама, особенно для тех фирм, которые имеют отношение к автомобилям вообще – производители автомобилей, комплектующих, тюнинговых запчастей. Есть три категории спонсоров. Первая категория - это спонсоры, которым интересна прямая реклама своей продукции на гонках. В принципе, это может быть и майонез или средство от облысения, но которые ассоциируется у людей с динамикой, со скоростью в силу наличия целевой аудитории. Вторая категория – это те, кто просто гоняет на свои деньги. То есть те, кто может себе это позволить, своеобразные шейхи местного уровня, "владельцы заводов, газет, пароходов". Причем некоторые из них стараются "светить" какую-то рекламу своей фирмы, а некоторым это безразлично. Третья категория – самые интересные ребята. Их бизнес напрямую не связан с автомобильной промышленностью, но, тем не менее, они стараются какие-то дивиденды от гонок получать. Скажем, один из основных наших спонсоров – финская строительная компания ЮИТ, один из филиалов которой находится в Санкт-Петербурге. В силу того, что основные площадки у них там, им не интересно участие экипажей "Лауры", к примеру, в Чемпионате России. Они берут гонки, которые проходят в радиусе 100 км от Петербурга, и выделяют на них деньги. Есть еще одна категория людей, которая к спонсорским делам не относится. У них нет красивых машин, блестящих "техничек" и шатров. Они сами собирают свои автомобили где-то в гаражах ночами, приезжают с красными глазами, доезжают до финиша, и показывают результат. Естественно, эта группа относится к младшим классам машин. При этом стоимость выезда может составлять от 2 тысяч долларов, которые идут на резину, бензин, расходные материалы.
К какой категории гонщиков относитесь вы сами и чем по жизни занимаетесь?
В настоящий момент я – временно безработный. Последние 6 лет я руководил государственным предприятием. А гонки – это то, чем я хотел бы заниматься, если б у меня была возможность больше нигде не работать. До осени я буду заниматься только гонками, а дальше – как складываться будет. Ежели найдется мне местечко какое-то в автоспорте, я имею в виду на профессиональной основе, останусь там. В противном случае опять буду пытаться совмещать спорт и работу.
Что в ваших ближайших планах?
На следующей неделе состоится ралли "Выборг" – этап Международной серии "Интерконтиненталь ралли челендж". Пилот из "Лауры" Михаил Гоголев едет со своим вторым штурманом Василием Куликовым, я еду с Андреем Бунеевым на автомобиле Рено Клио зачетной группы N3. Старт планируется 12 июля в Санкт-Петербурге от Исаакиевскоого собора. Гонка, на самом деле, важная – на Россию в этом году спустилась благодать – впервые у нас проводится этап международной серии. При этом мировых серии всего две – Чемпионат мира и "Интерконтиненталь ралли челендж" - новая серия, которая проводится только второй год. Ее организовал телеканал "Евроспорт" и сам же ее освещает. Если мы успеем подготовить машину, то будем участвовать. Автомобиль не новый, "Белые ночи" ему тяжело дались. Комплектация уже заказана, но сейчас находится где-то между Швецией и Эстонией.
Записала Ольга Тихомирова,
Псковское агентство информации.