Часть 8. Михаил Пикалев.

Всякий в праве творить по-своему…

Гораций Квинт.

 

В последний раз в гостях у этого человека я была лет пять назад. Крохотная однокомнатная квартира на первом этаже, все окна выходят во двор. Даже днем, кажется, здесь необходимо зажигать электричество. Приветливый хозяин настаивал на необходимости попробовать вишневую настойку его приготовления и суетился, желая показать как можно больше. Ступал осторожно, выполнял при этом самые сложные и нелепые шаги, все равно что по шахматной доске. Причина проста – на полу, словно плитка или паркет, были выложены работы его учеников из профессионального училища №14. Он то и дело с гордостью поднимал одну, другую и демонстрировал успехи ребят. Потом - свои работы и, наконец, сел, чтобы показать рождение чуда.

 

"Знаешь, что у таких людей становится особо ценным в жизни", - спросил меня один знакомый, накануне встречи с Пикалевым. Я задумалась, но ничего не успела ответить. "Золото и водка", - ответил он. Я улыбнулась, мысленно покрутила пальцем у его виска, но, увидев, как работает этот человек, согласилась. Он клеил тончайшие лоскутки сусального золота с помощью водки на поверхности своих работ и те становились живыми, солнечными.

Псков

Михаилу Александровичу Пикалеву 19 января 2008 исполнилось восемьдесят лет. И руки не так верны, и сердце подводит – уже пережил три инфаркта. Но все так же сильно желание создавать. "Не было бы этого желания, не знаю, что бы было со мной. Пять лет назад, когда праздновал свой юбилей, когда устраивал выставку, решил для себя, что закругляюсь, что это последняя. Все, сказал себе, теперь отдыхать, сидеть на месте. Но потом встретил Ольгу Кузьминичну Волочкову. Готовьтесь к выставке на очередной юбилей, пошутила она. А я пришел домой, осмотрелся и сел за работу. Каждый день ставил себе задачи. Надо выполнить столько сегодня, на завтра вот это оставлю. А не будь у меня этого, не знаю, жил бы я сейчас", - рассказывает Михаил Александрович.

 

Все работы в эти дни убраны с привычных мест и перевезены из дома в музей. К юбилею подготовлена очередная выставка. С приглашенными гостями, как раньше, с наливкой вишневой. Вот только Пикалева она не радует. "Бюрократизм меня замучил. То один зал в музее дали, то отказали в нем, предложив другой. Я уже и замеры сделал, и примерно представил, как все будет размещено. Вновь отказали. Уже пришел в музей, а моих работ нет. Оказывается, их перенесли в зал, наконец-то выделенный под выставку", - жалуется Михаил Александрович.

Псков

За монтажом выставки Пикалев следит лично.

Сквозь запыленные стекла высоких окон заглядывает серый день. В зале еще идет монтаж выставки. Работы занимают свои места. Десятилетия творческого поиска смотрят со стен. Не так много, кажется. Вот работы Михаила Пикалева – резчика, вот вызолоченные им работы, вот фотографии отреставрированных его руками убранств храмов в Пскове, в Опочке. В свои восемьдесят он подводит итог жизни. Какой она была?

 

Он появился на свет в крестьянской семье в деревне Портянниково близ Пскова. Самый младший, но самый сильный, как оказалось ребенок. Старшие братья умерли в детстве. Никто в семье не рисовал, не интересовался лепкой или резьбой. А у маленького Миши вдруг появилось пристрастие копировать, повторять. Учитель начальных классов - Александр Иванович Барыгин, он же секретарь исполкома, заметил талантливого мальчика и уделял ему много внимания на уроках рисования.

 

В годы оккупации Миша Пикалев был принят в художественно-производственную школу. "Она размещалась там, где сейчас магазин "Пассаж". Учредителем школы был интендант Пскова доктор Сили. Говорили, этот немецкий офицер из семьи, которая до революции жила в России. По его приказу в школе делали все только в русском стиле. Мальчики – вырезали, девочки – раскрашивали. Лучшие работы сам интендант отбирал и ими поощрял офицерский состав. Работы средние продавали там, где сейчас магазин "Находка". Немецкие солдаты их приобретали как сувениры домой", - рассказывает Михаил Александрович. Художественно-производственную школу распустили после очередного налета советской авиации. Кого-то из ее воспитанников угнали в Германию, кто-то погиб. В память о ней у Пикалева осталась шкатулка "Три богатыря". Она заняла почетное место в доме – на комоде.

 

"Мой отец был председателем колхоза. К нему однажды зашел председатель сельского совета. Посмотрел на комод и удивился. А отец отрекомендовал, что это мое баловство", - вспоминает Михаил Пикалев. Эта и еще некоторые работы отобрали на первую послевоенную областную выставку. Было это в 1946 году. Лучшие работы отправили в Ленинград. Среди них была тарелка и шкатулка Пикалева.

Псков

Первая постановочная фотография с одной из своих работ.

А осенью того же года его отправили учиться в Ленинград. "Рекомендация была дана в Академию художеств. Но там сказали, что лучше пойти в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, позднее – имени Мухиной. По востребованности оно котировалось выше, чем Академия художеств. А потом мне посоветовал один художник пойти вначале в архитектурно-художественно-ремесленное училище №9. Меня приняли сразу на второй курс", - рассказывает Михаил Александрович. Молодой человек попал в число счастливчиков, которых пригласили на реставрационные работы в Эрмитаж.

 

Сегодня кто-то уже не поверит в это, а тогда специалистов не хватало и студенты, ученики художественных мастерских трудились над восстановлением величайших предметов искусства.

 

Вот идет себе невысокий человек, тяжело ступает, медленно переставляя ноги. Бегут мимо прохожие, обгоняя ли, навстречу ли. Никто из них не смотрит на него. Подумаешь, старенький человечек бредет куда-то. А человечек этот руками своими, умениями своими оказывается человечищем…

 

В Эрмитаже Пикалев реставрировал столик Петра I, два кресла из спальни Екатерины II, кресло князя Потемкина и два футляра часов. "Спустя несколько лет мне трудно было найти те элементы, которые я восстанавливал. Я вырезал и покрывал золотом, а потом следовало искусственно состарить этот кусочек так, чтобы зритель никогда не догадался о прежних повреждениях", - делится воспоминаниями Михаил Пикалев.

 

Кстати, тогда же он решил попробовать себя в иконописи. "Я – верующий человек. С родителями ходил в церковь пока ее не закрыли. Потом в Ленинграде посещал храмы. Приехал как-то домой, а мама носила молоко владыке псковскому. Нет-нет он своих послушников присылал. Так и узнал, чем я занимаюсь. Пригласил однажды и попросил отреставрировать иконостас в Троицком соборе. Но я отказался. Он понял. Я же член партии. Займись я реставрацией в соборе, стал бы изгоем на всю жизнь. Но владыка предложил другую работу и я не смог отказать - Свято-Никольский храм", - вспоминает Михаил Александрович. В 1959 году Пикалев отреставрировал и вызолотил иконостас в этой церкви.

Псков

Руками Михаила Пикалева вызолочен киот.

Потом поступило предложение из Опочки. Все делалось тайно. Михаилу дали комнатку в частном доме. Снесли туда иконы, и он трудился. "Сижу однажды, работаю, вдруг голоса услышал. Пришла комиссия, чтобы отобрать иконы для музея. Я скорее в окошко и огородами на кладбище. А члены комиссии увидели, что кто-то реставрировал, и стали расспрашивать, кто и что. А им ответили: был мастер из Ленинграда, уже уехал", - с улыбкой рассказывает Михаил Пикалев.

Псков

Ларец "Победа". В его крышку вмонтировано послание мастера потомкам.

Но все тайное однажды становится явным. Мастером он был известным, заказы получал и по партийной линии. Одни названия работ, участвовавших в выставках, чего стоят: "Народ и партия едины", "Миру-мир. Теплоход "Балтика" режет лед холодной войны", "В. И. Ленин в 1900 году". В 1966 году Пикалев получил заказ на изготовление бювара (настольная папка с пропускной бумагой). Предполагалось, что его вручат от трудящихся Псковской области Л. И. Брежневу в день 60-летия. И в это же время Пикалева попросили сделать шкатулку в подарок патриарху Алексию I. "Меня пригласили в обком партии отчитаться о проделанной работе. И в этот же день я должен был показать наброски рисунков на крышку шкатулки. Первая встреча откладывалась, просили ждать. Вторая приближалась. Отпросился позвонить. Только положил трубку, как услышал: да вы слуга двух господ", - рассказал Михаил Александрович. Видимо, рядом был его ангел-хранитель, все обошлось. И в партии остался, и все заказы выполнил.

 

Мы бродили по залу от работы к работе, рассматривали, шутили. "А знаете, сколько я вызолотил? Если все кусочки соединить, то более ста квадратных метров получилось бы", - вдруг произнес Пикалев. Посмотришь на него и никогда не скажешь, что перед тобой золотых дел мастер. Так, обычный человек. Вот только без дела он никогда не сидит, научил своему мастерству сыновей, поделился некоторыми навыками с мальчишкам и девчонкам из училища №14. Ему восемьдесят. Он пережил тех, кого рисовал, чьи портреты вырезал по дереву, он пережил эпоху, лозунги которой ложились в основу его работ. И он останется в тех фрагментах, которые реставрировал в Эрмитаже, в храмах Псковской области…

 

Ирина Потапова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...