Часть 12. Анна Фёдорова.

Жизнь - это то, что случается с нами, пока мы строим планы на будущее.

Томас Ла Манс

 

Заметьте, как часто хрупкие люди, с тонкой душевной организацией оказываются сильными и решительными в поступках, в принятии решений. Вы идёте рядом, готовы лишний раз помочь, а к концу совместного пути именно этот человек предлагает свою поддержку, у него ещё остались силы, а вы уже выдохлись.

 

Очередная гостья рубрики – человек весьма известный в городе Пскове. Её имя в конце 90-х годов было у многих на слуху – Анна Фёдорова. Горожане обсуждали её причёски, наряды, фразы, брошенные с телеэкрана. Не один десяток известных мужчин был в числе её поклонников. Чем живёт "лицо телеканала" сегодня? Что её интересует? Каковы её планы? Обо всём этом поговорим прямо сейчас.

Псков

Встреча весны. 2004 год. Фото С. Гавриловой

Аня, что для тебя значат родители?

Это самые близкие люди. Считаю, что родителям обязана по гроб жизни, они для меня сделали всё. Мне прививались стремления к знаниям, жизненное любопытство. Я интересующийся человек, человек разносторонних взглядов, и считаю, что это идёт от родителей. Ни мама, ни папа не замыкаются на чём-то одном, на профессии, например. Мама возглавляет кафедру методики преподавания иностранных языков в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования, а отец - Фельдъегерскую службу Псковской области. При этом папа у меня увлекается садоводством и огородничеством, построил три дома. Интересуется историей, народной медициной, много читает. И маман у меня женщина продвинутая, обожает Францию, языки, путешествия, музыку, кино. Она очень открытый человек, общительный, жизнелюбивый, душа компании. И я думаю, живя в такой семье, я в принципе не могла стать другим человеком.

Псков

На фото: Анна Фёдорова. 1977 год

Тебе приходилось когда-нибудь идти наперекор своим родителям?

Пожалуй, нет.

Педагогический вуз - это был твой выбор или ты вняла советам родителей?

Я мечтала о многом и о разном. Я металась в разные стороны, что касается моей будущей профессии. То я хотела продолжать свою музыкальную стезю и идти в музыкальное училище, то мне понравилось стричь и я думала стать парикмахером. Но в конечном итоге я решила пойти иностранные языки изучать, как моя мама. Но здесь не столько она повлияла, сколько я сама заинтересовалась. Тогда начались обмены с французскими школьниками, к нам приехали две девочки, и я поняла, что мне хочется с ними разговаривать, но я не могу. Я поняла, что мне нужен язык. Я усиленно взялась за французский и поступила в педагогический. Но я ни дня не работала в школе по своей специальности. Так получилось, что на втором курсе я попала на телевидение, и здесь опять же считаю, главную роль сыграла моя мама. История была такова. Будучи у неё в институте на курсах иностранных языков в качестве слушателя, я была одной из ведущих заключительного вечера. Это мероприятие снимало псковское телевидение. Увидели телевизионщики молоденькую, симпатичную девочку и, видимо, понравилось, как я веду вечер, может быть голос, дикция...

Псков

Судьбоносный вечер в ПОИПКРО. 1992 год

Маме на работу поступил звонок: а вот как бы нам вашу дочь пригласить на собеседование. Я сказала: мам, ты что, с ума сошла, я в жизни не пойду на телевидение, я боюсь, я не хочу. Мне было восемнадцать лет. А мама просто взяла меня за руку и повела. К Владимиру Николаевичу Толкачеву. На ГТРК. Со мной поговорили, попросили почитать отрывок из газеты и сказали: нет, слишком молоденькая. И тут судьба - в кабинет зашёл Александр Платонов. Тогда он был одним единственным творческим работником Телекома. И он говорит: вам не нужна, я беру. У нас девушка в отпуск уходит, ты вместо неё поработай. Захочешь - останешься, не захочешь - уйдёшь. Я же уходить хотела. А мне: не пустим.

То есть получается, что ГТРК отказалась от Анны Фёдоровой.

Да, а Телеком, с руками и ногами...

Ты пришла на телевидение в 1992 году. Что оно собой представляло в те годы?

Телеком? На тот момент одна камера, один монитор, и один Саша Платонов, который был и программным директором, и оператором, и журналистом. Это было кабельное телевидение, которое поначалу вещало только на Завеличье по вечерам. Сидел диктор в студии и объявлял: сегодня  в эфире такой-то фильм и на сегодня наша программа закончена. Саша сам фильмы выбирал, сам ставил. Сам ходил с камерой по городу, и людей опрашивал. А я рассказывала, кто снимал фильм, о сюжете, об актёрах. Потом появились первые объявления. Читала, например: ИЧП "Тарасов и К" продаёт сахарный песок – мешок столько-то рублей. В газетах сейчас такие печатают, а тогда на телевидении читали.

Псков

Фотография поклонника с телеэкрана. 1993 год

Помимо тебя и Саши Платонова кто ещё работал на Телекоме?

Инесса Ванюхина была первым диктором. Одновременно со мной пришла Танечка Яковлева. Потом Влада Прахова. Вот можно сказать, с Владой Праховой что-то начало шевелиться, меняться и новое появляться. Но настоящее телевидение началось с Марины Кожевниковой. Потому что именно при ней на Телекоме появились новости. А телевидение – это, прежде всего, именно новости.

Что такое телевидение и каковы его региональные особенности, на твой взгляд?

Телевидение не просто рассказывает, но в первую очередь показывает. Картинка – вот конёк телевидения. Что касается регионального ТВ, то я убеждена, оно должно строится на наиболее близком общении со зрителем. Оно не должно быть оторвано от аудитории, должно рассказывать о проблемах, радостях, начинаниях конкретных людей – дяди Васи и тёти Маши, которых все знают. Пусть это и будет казаться кому-то местечковым, но для псковичей псковское телевидение должно быть именно таким, чтобы это были новости, передачи о людях, которые здесь живут.

Самые яркий период жизни Телекома?

Конец 90-х годов.

Почему?

Потому что это был период наиболее активного развития телевидения. Отдельные сюжеты и передачи участвовали в телевизионных конкурсах, получали награды, то есть признавалось качество этих продуктов мэтрами российского телевидения. Мы стали активно использовать интерактивное общение с аудиторией, проводить прямые эфиры с участием множества гостей, сменяющих друг друга. Тогда это мало использовалось в Пскове, хотя были возможности и у ГТРК. Я думаю, что Телеком в те годы был действительно народным телевидением, его очень многие смотрели. К 10-летию у нас был эфир зашибенный, по-моему, мы были весь день в прямом эфире. Кажется, это, 2000 год. И на самом деле это было грандиозно. Даже наши конкуренты признавали, что это было круто. Ведь никто на это не решался, а мы с лёгкостью шли. Пусть были какие-то ляпы в эфире, технические ошибки, но мы не боялись продвигать что-то новое. Кстати, когда Владимир Познер в 2000 году приезжал в Псков проводить ток-шоу (оно было в ППК), и не кто-нибудь, не государственная телекомпания обеспечила техническую поддержку этого шоу, а именно Телеком. Мы завезли в ППК всю аппаратуру и в режиме он-лайн сделали монтажную запись. Познер потом нам сказал: молодцы.

Псков

Коллектив Телекома с В. Познером после записи ток-шоу в ППК, 2000 год

Телеком делил с ГТРК одно здание. Как строились отношения с коллегами по цеху?

Мы никогда не задирали нос, не били себя в грудь кулаком, что мы что-то делаем лучше. Просто работали. На ГТРК у меня были подруги, многие к нам переходили работать. Я не чувствовала какой-то неприязни, борьбы, конкуренции жёсткой. Хотя, я могу предполагать, что они нас не сильно любили. Ведь мы на их территории творили. Хотя, конечно, у ГТРК была своя аудитория и они всегда себя успокаивали тем, что вещают на всю область. А мы - только на Псков и Псковский район.

Псков

Прямой эфир, посвященный 10-летию Телекома. 2000 год

Когда ты начала себя ощущать частью телевидения?

Лишь в конце 90-х годов. Когда я окончила институт, меня включили в штат телевидения журналистом. Я засомневалась, потому что до этого работала только диктором. Это я умею, могу сесть в кадр и прочитать. А вот журналистом… На что мне сказали: Ань, научишься. И вот я начала писать тексты, не скажу, что сразу всё получилось, я чувствовала себя неуверенно. А потом как что-то включилось. Во-первых, я сама стала больше смотреть телевизор. Я, можно сказать, училась, глядя на экран. Я приходила домой и смотрела новости. Россия, Первый, НТВ, следом шёл какой-то другой канал. Я смотрела все новости подряд, разбирала мысленно все эти выпуски новостей. Я старалась понять принципы работы. То есть я училась не по книжкам, хотя и они были. В какой-то момент щёлкнуло, я поняла, что у меня получается, мне это нравится, и люди со стороны говорят: да, это интересно. И опять же когда мы стали выигрывать конкурсы и получать дипломы...

Ты помнишь свой первый сюжет?

Помню. Это был сюжет с выставки картин. Начала я его почему-то с вопроса: хотите ли вы увидеть цветы? Я помню, мне было очень стыдно за этот сюжет. Но он же первый был.

Псков

На съёмках программы. 1998 год

Что тебе нравилось и не нравилось в телевидении в то время?

Мне всё нравилось в то время. Потому что появлялись новые технические возможности. И нам разрешалось всё делать, ограничений не было. А когда они появились, мы оттуда просто ушли.

Что произошло?

Я уже теперь понимаю, что, наверное, в принципе, ничего страшного в той ситуации не было. Но в тот момент большую роль сыграла молодость. Когда нам долгое время разрешалось всё: мы писали, о чём хотели и как хотели. А потом пришли и сказали: подождите, вот об этом вы писать не можете, и нам даже не объяснялось, почему. Мы были поставлены перед фактом, что теперь вашу работу будет контролировать такой-то человек. Он будет приходить и говорить, что мы будем писать, как мы будем писать. А причина была в том, что изменился состав акционеров Телекома. Это я теперь понимаю, что обладатель определенного пакета акций имел полное право влиять на редакционную политику. Но тогда, избалованные свободой, мы не смогли потерпеть этого.

Если быть до конца честными, маячила перспектива создания новой телекомпании в городе Пскове, и мы, наверное, одержимые идеей создать что-то новое, своё, и одновременно избавиться от контроля, взяли и всем коллективом написали заявление об увольнении по собственному желанию. И нас тут же уволили. Это было начало 2001 года. Через месяц действительно была создана новая телекомпания, которую назвали Тивиком, и мы всей командой были приняты туда на работу. Там начался новый виток, новая эра телевидения в Пскове.

Может быть, мы поступили тогда глупо, потому что не было настолько весомой причины, чтобы сжигать мосты. Ведь были испорчены отношения даже с теми, с кем мы близко дружили. И только спустя много лет я встречаю этих людей, мы обнимаемся, целуемся, и я понимаю, что они на меня не злятся, и я на них не злюсь. Отношения восстанавливаются. А на тот момент было просто отрублено и всё. Это совпало ещё и с расколом НТВ. Демонстрации в Москве в защиту свободы слова. Может быть, ещё и это сыграло свою роль, этакий стадный рефлекс. Там же тоже с учредителями была катавасия. Я просто задним число это все понимаю… Но ни о чём не жалею.

Псков

Съёмки программы "Псковское око". 2002 год

Тивиком принёс то, что хотелось?

Да. В Тивикоме начали сбываться наши мечты. У нас было всё: новейшее оборудование, свобода творчества, громадьё планов и идей… Это была просто песТня. Пережив разрыв с Телекомом, мы еще больше сплотились и сдружились. Мы друг без друга жить не могли и мы были все в работе. Это давало свои результаты. Директором стала Татьяна Ивановна Лупоносова, главным редактором коллектив выбрал меня. Один за другим стали появляться новые проекты. На тот момент самой сложной задачей был поиск спонсоров. Мало того, что рекламный рынок наполнен рекламщиками, а рекламодателей мало и они не так богаты, как хотелось бы. И кроме того, эфирное время мы покупали у ГТРК. И это стоило бешеных денег. Нам приходилось эфир окупать, окупать наши передачи, их производство, декорации, технику. И это был самый сложный вопрос. Я боюсь, что именно он погубил многие из наших проектов. У нас не было главного – своего эфирного канала. А так бы мы развернулись на всю катушку. К этому всё шло, была договоренность с Рен-ТВ. И мы уже подали заявку на участие в конкурсе на частоту, но не успели её получить. В конце 2004 года сразу после выборов губернатора нашу студию закрыли, забрали оборудование, а нас просто выставили на улицу.

Что ты ощутила, когда поняла, что Тивикома нет?

Было, конечно, очень больно, очень жалко. Вообще телевидение такая штука… придя туда, трудно от этого уйти осознанно. Этим начинаешь жить. И тут просто всё произошло без моего участия, без моей воли, так случилось. Я это приняла: просто так должно было быть. Хотя, конечно, было грустно. Но я справилась с этим. Потому что я осталась в журналистике, мне нравится и сегодняшняя моя работа, хотя раньше я ошибочно полагала, что интереснее телевидения нет ничего. Раньше я думала, что в газете неинтересно работать, на радио неинтересно работать, в Интернет-агентстве неинтересно. А теперь я работаю, и понимаю, что всё одно и то же, только теперь тебя нет на экране. Но это для меня никогда не было главным.

Псков


 Участница показа причёсок. Фото И. Соловьёва. 1997 год

Тебя считали "лицом канала". Ты ощущала какую-то славу, как это бывает у "лица канала", свою значимость?

Я, может быть, не до конца понимала всю значимость этого. Но то, что я ощущала узнаваемость своего лица и все "прелести" этой узнаваемости, это точно. В городе говорили обо мне, обсуждали, как я попала на ТВ, были слухи, что я наркоманка, что я больна СПИДом,  все это было. Помимо этого просто узнавали на улицах, в магазинах, на дискотеках.

Ты стеснялась этого повышенного внимания?

На небесах я точно от этого не летала. Иногда это помогало, иногда мешало. Думаю, что без этого проще жить. С этим нужно всё время думать о своих последующих шагах, хорошо выглядеть, достойно себя вести.

Мужчины в твоей жизни. Как они возникали, было ли причиной их появления телевидение?

Мне однажды сказали: Ань, мужчины-то к тебе не подходят, потому что они тебя боятся. Я ответила: а что ж меня бояться, я ж такая добрая, безобидная. Но мне говорят: у тебя такой вид, ты такая надменная, свысока на всех смотришь. Я не думаю, что мужчины в моей жизни появлялись благодаря моей профессии. Напротив, думаю, что профессия мне в личной жизни мешала. Хотя, для моего спутника жизни, мне кажется, моя профессия сыграла не последнюю роль. Он уважал мою профессию, ему всегда интересно было, что в моих передачах. Он в принципе любит телевидение, интересуется им...  И, конечно, он очень переживал, когда закончилась моя телевизионная карьера. Хотя, может, ещё не всё потеряно и всё впереди.

Рано или поздно любая девушка начинает мечтать о суженом, о спутнике жизни. Насколько твои мечты совпали с реальностью?

Я думаю, что совпали. Я нашла то, что искала. Потому что рядом со мной мужчина, который меня чувствует, меня понимает. Он интересуется моей работой, моей жизнью вне дома. Мужчина добрый, щедрый, чувственный. Заботливый муж и отец. Мне с ним комфортно.

Псков

Семейный отдых в Феодосии. 2005 год

В период времени между телевидением и информагентством ты стала мамой. Что это событие – рождение ребёнка – означает для тебя?

Это перелом в моей жизни. Кардинально поменялось всё на 180 градусов. И я, и жизненные ценности переориентировались. И теперь для меня важны моя семья и мой ребёнок. Я стараюсь быть хорошей мамой. Для меня это важно. Когда-то первое место в моей жизни занимала работа, теперь нет. Я не карьеристка всё-таки. Я это давно поняла, ещё когда у меня семьи не было. Я уже понимала: если я встречу любимого человека, то работа для меня отойдет на второй план.

Псков

С дочерью Тамарой. 2004 год

Всегда удаётся этого принципа придерживаться?

Нет, конечно. Муж считает, что я слишком много времени уделяю работе. Но мною руководит чувство ответственности. Если я не закончила дела, я сижу до последнего, хотя рабочий день завершился, и надо ребёнка из садика забирать.

Ты готова родить второго и третьего ребёнка?

Теоретически да. Скажем так, я не приняла такого решения, потому что считаю, что оно должно быть осознанным и обоюдным. Но почему бы и нет, может быть...

Псков

С родителями Нинель Додоновой и Николаем Фёдоровым. 2003 год

Сегодня ты редактор информационного агентства. Насколько для тебя было сложно войти в эту работу, погрузиться в структуру информационного агентства? Насколько отличается работа здесь от работы на телевидении и что для тебя это значит?

Я боялась, что не справлюсь. Это сложная работа.

Почему?

Потому что темп совершенно другой. Если сравнивать с темпом наших псковских телевизионных новостей, когда выпуск выходит один раз в день, вечером. И за целый день корреспонденты делают два сюжета. По сравнению с этим в информационном агентстве просто бешеный ритм, корреспондент пишет от 7 до 10 публикаций в день. А то и больше. И ещё мы себе на телевидении легко могли позволить начать день в десять утра. Здесь в начале десятого мы должны выложить первую новость. Меня настораживала работа с текстом печатным. Одно дело – ты сказал это в эфир, другое – напечатал. Здесь и грамотность нужна стопроцентная. А я же иностранные языки изучала, я филолог, но не русист. Меня волновало то, что я два года просидела дома, что я выпала из обоймы, что я потеряла квалификацию, что я не смогу так быстро писать. А на деле оказалось, что не так страшен чёрт, как его малюют. Есть специфика, но принципы одни и те же. Журналистика, способы подачи информации. Осталось только понять формат. Я быстро всё вспомнила, я поняла, что это то же самое, что это тоже моё. Более того, я пришла к выводу, что информационное агентство - основа журналистики. Это настоящая школа для начинающих "акул пера". С багажом знаний, что даёт агентство, можно смело идти в любое СМИ.

Псков

На фото: Анна Фёдорова. 2007 год

На сегодняшний день, что ещё хорошего может произойти, какие планы ты строишь. И чего бы тебе хотелось?

Что бы ни произошло, всё хорошо. Что касается личного - не люблю загадывать, а по поводу работы - есть планы… Всё-таки классно было бы, наконец, создать медиа-холдинг. Чтобы у нас в агентстве появилась возможность проводить пресс-конференции, акции, реализовывать проекты, которые мы задумали.

На твой взгляд, какая она журналистика города Пскова сегодня? Что собою представляют те люди, которые в ней работают?

Сейчас, мне кажется, какой-то раздрай. Я не вижу единения журналистского сообщества, которое было раньше, до моего декретного отпуска. Раньше все СМИ независимо от форм собственности и принадлежности не проявляли неприязни, не было косых взглядов, открытой критики друг друга. Я не вижу этого сейчас, я этого не чувствую. Во-первых, много новых людей пришло в журналистику, молодых людей. Я не знаю их ни на деле, ни в жизни. Но впечатление такое, что каждый сам по себе. Есть какие-то кланы, группочки, звучит много критики.

Если смотреть на плоды труда, будь то газета, радио, телевидение или Интернет. Насколько качественна сегодня журналистика?

Издание изданию рознь. Одну газету приятно читать, а другую невозможно, потому что там бред сивой кобылы. Не хочу никого обижать, но я чётко отличаю, кто работает грамотно, достойно и кто тяп-ляп. У меня есть свои любимчики, так скажем.

С чем, на твой взгляд, связана эта ситуация?

Я думаю, дело в кадрах. Как показывает практика, не обязательно быть со специальным  образованием, чтобы делать качественный продукт. Большинство тех, кто работал со мной на Телекоме, на Тивикоме, сейчас в Москве. Они без диплома работают на Первом, на канале Россия, на НТВ, на московских каналах. Это значит, что их мастерство, профессионализм не оспариваются. И у них никто не спрашивал никакого диплома. И в то же время, откуда возьмешь этих журналистов пусть и без образования? Вот есть сейчас отделение журналистики в Псковском педагогическом университете, но опять же, сможет ли оно быть кузницей кадров для наших псковских СМИ? Не факт. По опыту знаю, что проще взять белый лист, человека с нуля и в него всё вложить, чем брать какого-то обученного. И постепенно на практике человек становится специалистом, при условии, что он сам учится, ездит, участвует в конкурсах, семинарах. Из других регионов к нам не поедут. Осталось надеяться только на тех, кто здесь, у нас вырастет.

Ты сказала, что твои коллеги, с которыми ты начинала работать, сейчас в Москве. Почему ты здесь?

Если я чего-то хочу - я этого добиваюсь. А в Москву я никогда не рвалась. Я всегда считала так: если уезжать, то ради чего-то. А ради чего? Ради того, чтобы часами добираться на работу и с работы? У большинства моих знакомых не было в жизни ничего кроме работы и сна в стенах дома. В общем, Москва меня не впечатлила, не купилась я на эту мнимую столичность. Наверное, так и должно было быть. Ведь всё, что ни делается, всё к лучшему. Если бы я уехала в Москву, наверное, я бы не встретила Олега, не было бы Томочки… Я маме своей говорю об этом, она иногда любит повторять: вот, была бы сейчас в Москве, на центральном канале... А это, отвечаю, была бы уже совсем другая история.

 

Беседовала Ирина Потапова,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...