"Разумный радикализм" Василия Сенина

Режиссёр Василий Сенин театральное образование получал в трёх столицах: в Петербурге, в Москве и в Лондоне. Сначала учился на актёра в ЛГИТМиКе (ныне СПбГАТИ) в мастерской профессора Виниамина Фильштинского. Затем осваивал профессию режиссёра в мастерской прославленного Петра Фоменко (ГИТИС). После чего "отполировал талант" в студии Королевского Национального Театра (RNT) в столице Великобритании.

новый худрук Псковского театра драмы Василий Сенин

За свою стремительную карьеру Василий Сенин поставил десятки спектаклей по Шекспиру и Гоцци, Гоголю и Толстому, Островскому и Чехову, Уайлду и Булгакову, Платонову и Набокову, Сорокину и Вырыпаеву, Садур и братьям Пресняковым. География его постановок широка даже для нашего динамичного века, особенно на фоне известной стагнации русского провинциального театра-дома. Москва и Питер, Лондон и Загреб, Таллин и Рига, Омск и Пермь, Любляна и Торунь.

 

Псковским театралам режиссура Василия Сенина знакома по спектаклю театра Ленсовета "Заповедник", который с большим успехом был показан в Пскове весной 2010 года.

 Сергей Довлатов. Заповедник. Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург

 

16 ноября председатель Государственного комитета по культуре и туризму Александр Голышев представил Василия Сенина труппе Псковского театра драмы в качестве новоиспечённого художественного руководителя.

 

- Василий, скажите, ещё вчера вы думали-гадали, что сегодня окажетесь в Пскове в роли художественного руководителя местного театра драмы? Когда вы узнали, что станете худруком, давно или сравнительно недавно? - задал я свой первый вопрос режиссёру.

 

- Гадать я не гадал, а знать — знал. Потому что мы достаточно давно вели переговоры. Это не произошло вчера.

 

- А переговоры начались тогда, когда вы весной 2010-го показали в Пскове спектакль Театра имени Ленсовета "Заповедник" по одноимённой повести Сергея Довлатова?

 

- Всё-таки попозже. Красивой журналистской истории, увы, не получится: приехал, показал спектакль и спустя какое-то время стал худруком. Год назад я принял предложение департамента культуры Москвы и Министерства культуры России поучаствовать в проекте "Школа театрального лидера" на базе Театрального Центра Мейерхольда и Школы-студии МХАТ. Сейчас этот проект заканчивается. И я решил принять предложения губернатора Андрея Турчака. Потому что мне очень интересен регион. У меня есть программа того, что я хочу здесь сделать, и сроки, вполне реальные. Естественно, это будут сроки с момента открытия театра. Но работа уже началась. Это будут проекты не только спектаклей, но и проекты крупных международных фестивалей. Очень хочется сделать в Пскове настоящий европейский фестиваль уличных театров. Хочется развивать театр не только как место, где показывают спектакли, но и как некий культурный центр, куда приходили бы люди разных поколений, в том числе и молодёжь.

Владимир Сорокин. Достоевский-trip. Театр имени Вильяма Хоржици, Торунь

- А срок какой вы себе определили?

 

- Реальными мне кажутся два, два с половиной сезона. Я принадлежу к другому поколению людей. У меня много других планов. Время, когда люди приходят в какой-то театр навсегда, прошло. Жизнь настолько интересна, что многое хочется попробовать. Необходимо эффективно тратить своё время. И это очень важно, ибо жизнь коротка. Жизнь нужно тратить не на разговоры, а на дела. Первые итоги моей работы можно будет подвести через года три. Со всеми издержками, со всеми плюсами. Географическое положение региона — замечательное. И крупный международный "фестиваль-хаб", фестиваль театрального обмена здесь вполне может получится. Я хочу сделать театр имени Пушкина привлекательным не только для актёров из Пскова, но и для актёров из других регионов, потому что будет возникать очень много интересных проектов с очень разными режиссёрами. Пока никаких конкретных фамилий я озвучивать не буду. В первые месяцы 2013-го года я эти фамилии назову. Естественно, и я сам буду работать в качестве режиссёра. Хотя и мой опыт, и опыт моих коллег показывает, что мы живём в такой реальности, когда художник должен быть хозяином. Во всех успешных театрах очень мощные художественные лидеры. Театр — это не только актёры, это в первую очередь — люди. Я прекрасно понимаю, что я, как человек достаточно молодой, получаю права, которые человеку моего возраста, да даже старше, редко даются. И я несу за эти права ответственность. Не только перед людьми, которые мне эти права вручают. Но и перед людьми, с которыми я эти права буду реализовывать. И перед людьми, для которых эти права будут реализовываться.

 

- А ваша официальная должность так и будет называться — художественный руководитель? Не главный режиссёр?

 

- В системе управления государственными театрами сложилось две практики: а) директор и главный режиссёр и б) художественный руководитель. Так вот, первый сегмент театров не очень успешен. Потому что начинается разделение власти, когда один человек занимается только творчеством, а другой — административно-хозяйственной деятельностью. При этом говорится, что вот, мол, мы художника освобождаем от несвойственных ему функций, и в этот момент всё почему-то идёт в тартарары.

Александр Островский. Бесприданница. Пермский академический театр драмы.

- То есть возникает конфликт интересов?

 

- Да! Именно! Конфликт интересов. И прежде всего от такого конфликта страдают зритель и учредитель. Потому что возникают некачественные спектакли, неинтересные. Другая система — это когда человек творческой профессии осознаёт, что ему нужно брать бразды правления в свои руки. Эта система сложилась не сегодня. Первый театр в новейшей истории, который сказал, что так должно быть, - "Современник". А ещё раньше МХТ. Любой художник в идеале мечтает о продюсере, который создаёт ему все условия и жертвует своими интересами ради интересов художника. Но это ситуация идеалистическая. И — нереальная. Поэтому мне приходится вспоминать своё первое высшее незаконченное образование — юридическое. Большое спасибо "Школе театрального лидера" со всеми её лекциями по экономике, по делопроизводству и прочему. Худрук — это не просто режиссёр, а человек, который создаёт театр. А режиссёр — это режиссёр. Режиссёр не бывает главным. Он просто создаёт спектакли. А спектакль существует в том пространстве, которое создаёт худрук. Вот в чём разница. И я рад, что меня в Пскове услышали, что мне пошли на встречу. Это дискурс, который в современном театре существует давно. Всем понятно, что понятие "главный режиссёр" — это тупик.

Антон Чехов. Чайка. ZKM. Загреб.

- То есть вы художник и продюсер в одной персоне?

 

- Российские реалии просто не предполагают ничего другого. Я накопил некий опыт, некое желание заняться организацией нового театра. Хочется всеми силами вложиться в какое-то одно место. Ведь нельзя же вкладываться то там, то сям. Бесконечных сил нет ни у кого. Поэтому я очень долго думал над этим предложением, вынашивал планы, выставлял себе дедлайны. Очень жёстко диктовал себе условия, и буду продолжать в том же духе. Есть задача, чтобы корабль поплыл. А потом если меня попросят остаться на борту этого корабля, я с удовольствием! А если корабль будет лежать на брюхе, то зачем оставаться?

 

- Получается, для вас приезд в Псков своего рода творческий и личностный эксперимент?

 

- Да вся жизнь творческий и личностный эксперимент. Я довольно продолжительный период своей жизни работал в других странах. В разных странах с разной экономической ситуацией. Одна из моих идей — экспансия культурного пространства, разрастание ноосферы театра имени Пушкина за пределы Псковской области. Скажем, даже в такой не самой благополучной стране, как Болгария, артисты могут жить в городе София, утром садиться в автобус или в свой автомобиль и через несколько часов играть спектакль в городе Плевна или в городе Пловдив. А в Германии — это вообще в порядке вещей. Ни для кого это не является сложностью. И не исключает понятия труппы. Я был сегодня на встрече с актёрами, и мои впечатления... Увидел, что очень нужен театральный фестиваль. Нужно переломить отношение у людей, что Псков это какая-то Аляска. Боже мой, тут три с половиной часа пути до Питера, столько же до Таллина, столько же до Риги. И почему-то властвует какой-то территориальный пессимизм, которого, например, в Омске нет. Я пока не знаю, откуда это чувство территориального пессимизма здесь. Но я хочу его переломить. Нужно не бояться говорить о спектакле как о продукции. Я говорю это с пониманием, что многие будут мне кидать упрёки в лицо, утверждать, что художник не может так говорить. А я считаю, что может! Спектакль — это продукция, рассчитанная на конкретного потребителя. И здесь чётко работают принципы театра — "здесь" и "сейчас". Необходимо очень чётко понимать, что такое "сейчас" и не ограничиваться понятием "здесь". Очень много предпосылок для того, чтобы оставить позицию пессимизма. Факты говорят о том, что Псков — это один из приграничных регионов России со всеми вытекающими отсюда последствиями: с возможностями культурного обмена, с огромным потенциалом. Регион с легендарным историческим наследием. Я потратил много времени на то, что просто ходил по городу и наблюдал за людьми. Что за люди, какие люди? Вы поймите, я родился в Ленинграде, учился в Москве. И вчера я специально проверял свои реакции на Псков. Бывает, приезжаешь в город, даже в миллионник, и тебя что-то дёргает: "Ой!" Потому что - провинция... Город, возникший вокруг крупного промышленного предприятия. Здесь, в Пскове, этого нет. Я пока не понимаю, в чём причина этого налёта пессимизма, но одно я для себя решил, это именно налёт, и его нужно стереть.

Эдвард Олби. Кто боится Верджинии Вульф? Приют коммедианта. Санкт-Петербург

- По вашему рассказу я так понял, что псковские актёры сегодня жаловались вам на своё прозябание в театральном Пскове?

 

- Да, жаловались. И я их не успокаивал и успокаивать не буду. Человечески я их понимаю. Но есть факты... Факт в том, что театр сейчас на реставрации. А знаете, что факт полного ремонта и реставрации здания театра — очень удобный повод для роспуска труппы. Но этого не произошло. Факт в том, что нужно будет работать, вкалывать. Факт финансовый мы обсудили. Я отношусь к ситуации так, что могло-то ведь быть намного хуже. Можно жаловаться на маленькие зарплаты и на то, что государство плохо поддерживает театр. Но — извините! - оно его всё-таки поддерживает. Сейчас очень многим людям приходится объяснять, что театр-дом — это философская концепция, а не реалия. Вот прямо приходится раскрывать паспорт и говорить: "Нет, простите, театр — это не ваш дом, а место работы. А дом там, как в паспорте написано". Можно это делать жёстко. Но я так делать не буду, поскольку когда я вижу людей старшего поколения, я ассоциирую их с моими родителями. Я всегда за поиск диалога. Но я за взаимный поиск диалога. Я понимаю, что все мы находимся в некой общей ситуации, которую я не собираюсь ни приукрашивать, ни принижать. Я к этой ситуации отношусь реалистично. Я сказал актёрам и сейчас повторю: "У наиболее успешных театров в этой стране бюджет на 40% состоит из государственных денег, а остальные деньги привлекаются. И тогда художественный руководитель имеет право требовать результата".

 

- Тот факт, что вы приехали в Псков, не означает, что в репертуаре Псковского театра драмы имени Пушкина наконец-то появится "Заповедник" Сергея Довлатова?

 

- Нет! Я никогда не повторяюсь. Да и у Довлатова есть другие тексты. "Заповедник" вот уже четыре года идёт в Театре имени Ленсовета, идёт с большим зрительским успехом. Если спектакль понравился псковскому зрителю, Театр имени Ленсовета может ещё раз приехать на гастроли в Псков. Сам я режиссёр, который очень зависит от актёров, и "Заповедник" возник не из моей головы, а из моего знакомства с Артуром Вахой. Когда я начну общаться с псковскими актёрами, я думаю, что мы подарим зрителю какие-то совершенно неожиданные для нас названия. Но сейчас могу вам гарантировать на 102%, что сцена отреставрированного псковского театра драмы не откроется "Заповедником".

 

- Я почему задал этот вопрос: мне кажется это нонсенсом, что в репертуаре псковского театра нет "Заповедника".

 

- Я вас услышал. Я думаю, что кто-то из приглашённых мной режиссёров вполне может поставить спектакль по "Заповеднику". Это замечательное литературное произведение. Я очень хочу, чтобы в Псков приезжали театры. И есть идея, чтобы в Псков приехал спектакль "Табакерки", который поставил Костя Богомолов по "Заповеднику" — "Wonderland-80", спектакль, получивший "Золотую маску". Думаю, это будет интересно. И если говорить о будущем фестивале, то это будет форма работы, которая длится весь год, а не происходит локально. Так сейчас организуются фестивали во многих странах мира. Здесь важно, чтобы театр стал центром, притягивающим внимание горожан

.Карло Гоцци. Турандот. Gavella. Загреб

- Скажите, в каком состоянии вы обнаружили труппу Псковского театра драмы?

 

- Я не могу сейчас сказать конкретно о каждом актёре. Если я сейчас назову несколько фамилий, то те, кого я не назвал, подумают, что я ими не интересуюсь. Поймите, состояние труппы сейчас определяет только один факт — ремонт. Поэтому я не буду утверждать, что труппа находится в ужасном состоянии. Потому что это неправда. И не стану утверждать, что труппа пребывает в превосходном состоянии. И это неправда. В превосходном состоянии находится труппа, которая играет 20 спектаклей в месяц. Как минимум. А труппа, которая играет по бумажкам... Актёр не должен играть по бумажке. Актёр должен выходить на сцену и тратить свои нервы и силы. Ощущать успех, ощущать провал. Жить, развиваться. Спорить, быть в диалоге, в конфликте — по-разному. Единственное, о чём я честно могу сказать, я не из тех людей, которые заискивают перед труппой. И что ещё обязательно сейчас нужно сказать: в псковской труппе катастрофически мало молодых актёров. Я приверженец разумного радикализма. Радикальность необходима для движения вперёд, но прежде чем отрезать, нужно семь раз отрезать. Но — отрезать! Вопрос существования труппы, конечно, очень тяжёлый, сложный, болезненный, связанный с человеческим фактором. Профессия актёра очень энергозатратная. Я считаю, что при театре должны возникнуть разнообразные творческие объединения. Должно быть в городе какое-то место, куда могли бы прийти культурные люди, и они бы точно знали, что попадут в свой круг, в неформальную ситуацию общения, разговоров и так далее. Это очень важно! И именно в таком формате существуют сегодня многие европейские театры.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...