Уникальные иконы вернулись в псковский музей после реставрации (ВИДЕО)

19 декабря состоялась презентация икон XV-XVII веков, вернувшихся в Псковский музей-заповедник после реставрации в институте имени Репина. Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации, одним из представленных 14 памятников древнерусского искусства оказалась икона Святого Николая Чудотворца. "Первоначальная запись этой иконы - Иоанн Златоуст, а после реставрации, после снятия поздних слоёв, мы с полной очевидностью можем сказать, что это Святой Николай Чудотворец, и как раз сегодня отмечается день его памяти", - отметила хранитель древнерусской живописи музея Ольга Васильева.

Начала презентацию главный хранитель псковского музея Мария Проценко. "Эти иконы относятся к периоду расцвета псковской иконописи. Вы видите результат работы института имени Репина, работы здесь было очень много: укрепление левкаса, красочного слоя, раскрытие из-под олифы, тёмных записей, снятие более поздних слоёв записи", - подчеркнула она. К сожалению, по его словам, пока нет возможности представить иконы широкой публике, нет площадей. "Но мы надеемся, что проект нашего фондохранилища будет осуществлён, будут созданы соответствующие условия, и мы сможем в режиме открытого хранения представить псковичам и гостям города всю коллекцию древнерусской живописи нашего музея", - сказала она. Мария Проценко выразила благодарность реставраторам и надежду на дальнейшее сотрудничество с институтом имени Репина, с которым музей работает с 1974 года, уже почти 40 лет.

Подробнее об уникальных псковских иконах рассказала Ольга Васильева. "Реставрация — это, по сути, открытие для нас того, что было создано много столетий тому назад. И без раскрытия поздних слоёв икона — это закрытая книга, название которой мы знаем, читаем, но содержание без реставрационных процессов, связанных с раскрытием первоначальной живописи, остаётся неизвестным", - пояснила она.

О. Васильева обратила внимание собравшихся на один из шедевров псковской живописи: "На иконе у каждого пророка по два свитка. Один свиток — поздняя запись, а свиток, который можно видеть несколько левее — это живопись начала XVII века. Реставраторы слой за слоем очень часто делают и для себя сенсационные открытия".

Иногда, заметила хранитель, меняются изображения персонажей. "Например, вот эта икона XVI века долгое время значилась как Святая великомученица Параскева Пятница, и вот, когда раскрыли поздние слои, то мы увидели, что это на самом деле Святая великомученица Екатерина, - поделилась открытием специалист. - У каждого святого есть свои определённые атрибуты, те символы и знаки в одеждах, в тех предметах, которые они держат, которые, с одной стороны, отражают содержание их христианского подвига, а с другой стороны, рассказывают об историческом повествовании их жизни".

 

Прежде всего, рассказала она, был прочитан уникальный текст в руках Екатерины, "связанный с тем, что она молится за всех, кто страдает не только при жизни, но и после жизни". В качестве архитектурного фона изображена Александрия — город, в котором Екатерина родилась и приняла мученическую смерть. Каждое клеймо (дополнительное изображение на иконе) рассказывает о том, какова была подвижническая жизнь Екатерины: "Всё начинается с повествования о том, что наместник Александрии принял решение о массовых жертвоприношениях, и Екатерина, обладая огромной силой характера, не побоялась вступить с ним в спор. Она была настолько блистательный оратор, что наместник призвал философов, чтобы те вступили с ней в спор. И все эти сюжеты мы видим в раскрытых от поздних записей клеймах, расположенных по краям иконы".

Несколько слов Ольга Васильева сказала и об иконах XV века, дополняющих имеющийся в музее ряд, который первым представляет полное апостольское изображение в иконостасе церкви. "Мы видим лепные нимбы, а это пряма связь псковского искусства с тем направлением православного искусства, которое развивалось на Балканах", - обратила внимание хранитель.

 

Она отметила, что некоторые памятники остались нераскрытыми от поздних слоёв живописи, "поскольку даже в институте имени Репина нет тех нужных сил, чтобы раскрывать всё, что хранится у нас в фондах". "Поэтому после рентгенографирования, после химического анализа пигментов, которые показывают, что реставраторы имеют дело с уникальными памятниками, они, конечно, начинают реставрацию именно того, что является наиболее значимым с точки зрения понятия "национальное культурное достояние", - объяснила О. Васильева.

 

Ещё об одной причине, по которой не раскрываются иконы, специалист рассказала на примере памятника с изображением Богоматери: "Это удивительный по иконографии памятник, который как раз представляет типичную для Пскова традицию изображения Богоматери с клеймами, когда они образуют крестообразие. Но, к сожалению, красочный слой этой иконы сильно спемзован, эта реставрация привела икону в трудновосполнимое состояние".

 

Ольга Васильева также добавила, что псковском музее хранится большое количество раскрытых пророческих рядов, иконы которого также были представлены журналистам. "У нас подкрепляется возможность на примере составных иконостасов представить не только традицию, но и почувствовать разность рук, которые создавали иконостасные композиции", - заключила она.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...