Театр Довлатова

И предположить не могла, что буду когда-то писать о впечатлениях после премьеры спектакля в театре кукол. Сама по себе рецензия на премьеру – текст вполне обычный, необычен автор пьесы – Сергей Довлатов, мой бывший коллега, с которым вместе когда-то водила толпы туристов по Пушкинскому заповеднику. К премьере спектакля с взрослым названием «Человек, которого не было» в псковском театре кукол (кстати, с профессиональной труппой артистов и режиссером Александром Заболотным) готовились два года. Сначала нечаянно обнаружили машинописный текст пьесы в архивах театра, потом узнали, что она писалась Довлатовым где-то в 1975 году по заказу тогдашнего режиссера театра Александра Веселова. Пока собирались, Довлатов эмигрировал в США, спектакль не состоялся. Но найденный текст показали Елене Довлатовой, и она разрешила постановку пьесы в том театре, для которого когда-то была написана.

Честно сказать, не ожидала, что увижу смешное, умное, талантливое зрелище. Произошло довольно редкое соединение талантов автора пьесы, режиссера, актеров и, конечно, кукольника Андрея Севбо. Куклы были сложные: большие и маленькие, очень выразительные. В спектакле играли не только куклы, но и непосредственно актеры. Сюжет простой и интересный: надоело мальчику Миньке учиться в школе: «Ну разве это жизнь? В школу – из школы. И каждый день учить уроки». Пошел Минька в цирк. А там все, как в цирке: акробаты и звери, маги и бенгальский ручной тигр Люся. В общем, в этом спектакле автор умудрился рассказать о славе и тщеславии, чуде и магии, и чем одно отличается от другого. Кукольники – народ особый, на одном дыхании представили взрослой публике очень яркое и веселое зрелище. И через весь спектакль еле слышно звучала ностальгическая нота: о толстом мальчике, просыпающемся поутру всегда с улыбкой.

Жаль, что этот искренний спектакль про наше детство не увидели раньше, как хорошо, что теперь его посмотрят наши дети: и маленькие и большие. Он смешной и грустный, и в нем все как в жизни. Но мы-то знаем что в жизни – как в театре.

На премьере присутствовали две женщины Довлатова, красавицы - вдова и дочь.

А тогда, в семидесятые, в Пушкинском заповеднике, я, зная, что он писатель - диссидент, потихоньку наблюдала за ним, встречая на наших общих экскурсионных дорогах. Довлатов был большой, красивый, нездешний, с каким-то мучением в тяжелом взгляде. Это было время когда писалась и «псковская кукольная пьеса».

Все усилия по ее постановке в Пскове соединились в премьерном спектакле, и получился добрый, честный праздник.

А тот, кто нашел довлатовскую пьесу, Леша Маслов, будучи в запое, на премьере не присутствовал. Вот такая скобарская правда.

Н. Богомолова
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...