Espresso от Саши Донецкого: Оливье-маркер

Много ли можно сказать о человеке, который в новогоднюю ночь не сидит дома, у зомбовизора, объедаясь оливье и жареной свининой, а отправляется в одиночестве гулять по мокрому городу в направлении ёлки? Или об индивиде, который под напутственный спич президента опрокидывает в рот изрядную дозу самогона? Или о субъекте, который предпочёл родному пейзажу Ратушную площадь где-нибудь в Таллине?

Да, легко утверждать, что гуляка праздный, скорей всего, юноша с диагнозом "играй, мой гормон", ценитель самогона — люмпен, наскрёбший на последнюю пол-литру без закуси, а турист — человек зрелый и состоятельный, имеющий возможность позволить себе чуть больше, чем среднестатистическое большинство.

 

Однако, с тем же успехом можно предположить, что вояж к главной городской ёлке совершён не в поисках приключений, а за компанию с родственниками, самогон на столе — знак буржуазного выпендрёжа, да и Новый год в Копенгагене не блажь, а суровая необходимость, допустим, продиктованная работой. На то и существует строгая наука социология, чтобы необычные частности превратить в статистику, в объективный строй цифр, характеризующих не столько отдельного человека с его приватными привычками и причудами, сколько общество в целом.

 

Сразу после новогодних каникул, не отходя далеко от праздничного стола, Институт регионального развития Псковской области провёл социологическое исследование на тему "Празднование Нового года как маркирующая практика". Если перевести с научного жаргона на общепонятный язык, так это о том где, с кем, как и почём.

 

Социологи трезво рассудили, что столь повсеместно популярный праздник как Новый год способен весьма точно маркировать (то есть выделить и обозначить) те или иные социальные группы, их уровень доходов и культурные практики.

 

Празднование Нового года, в отличие от прочих национальных и государственных праздников, характерно тем, что почти не имеет национальных, возрастных и гендерных ограничений. Этот зимний праздник отмечают все, вне зависимости от материального достатка, уровня культуры или сексуальной ориентации.

 

Другое дело — как отмечают? Сколько тратят денег и на что? Полученные в ходе соцопроса проценты способны многое пояснить нам о самих себе и о нашем социуме в целом.

 

Итак, что же узнали эксперты ИРР о псковичах, не преминувших под бой курантов открыть традиционную бутылку Советского шампанского и пожелать себе и близким удачи в наступившем году?

 

Оказывается, лишь 2,5% жителей Псковщины имели в наличии столь много желания и денег, чтобы выехать за рубеж — в страны Прибалтики или в Европу. Тогда как подавляющее большинство (72,5%) провели новогоднюю ночь "дома, в кругу семьи".

 

У "друзей" отметили праздник 17,8% жителей, а 17 тысяч горожан (или 9,8%) покинули Псков, уехав в сельскую местность или на дачи.

 

Лишь 1,8% горожан предпочли домашней атмосфере клуб, кафе или ресторан. При этом общий клубный оборот составил 10 млн 677 тыс. рублей (или 352 тысячи долларов).

 

Согласно опросу, всего 5,8% горожан совсем не готовили "праздничный стол". Интересно, кто эти люди? Те, кто пошёл в клуб или в гости? Или какие-то отъявленные маргиналы-социопаты? Как бы то ни было, а все остальные с энтузиазмом готовили праздничные блюда, причём 65,5% - с запасом, на несколько дней вперёд. Средняя стоимость новогоднего стола в Пскове составила 4 тыс. 298 рублей, а общий оборот потраченных на еду и выпивку денег достиг 264 020 миллионов рублей, что несоизмеримо с оборотом клубов и ресторанов.

 

Что касается угощений, то социологи выделили четыре типа новогоднего стола: 1) "традиционный" (49%) с оливье, водкой и Шампанским; 2) "простой обжорный" (27%), то есть с преобладанием еды над выпивкой; 3) "буржуазный" (19%), без оливье и шампанского и 4) "раритетный" (5%), или нетипичный, стол, где, к примеру, в качестве спиртных напитков присутствуют самогон или пиво.

 

Гастрономические предпочтения псковичей весьма предсказуемы и традиционны. Салат оливье к новогоднему столу сделали 75,3% хозяек, тогда как "шубу" приготовили 46,8%. Другие салаты — 69,9%. Горячее в представлениях псковичей в 49% случаев — это свинина, либо курица (45,8%). Спиртные напитки тоже не поражают разнообразием: 62% псковичей пили Советское шампанское, и почти столько же — водку. При этом рыба, говядина, баранина, утка, индейка и вино для псковского праздничного стола — экзотика.

 

Любопытны и другие привычки псковичей, сопутствующие празднику. Так, например, львиная доля подарков (60%) предназначалась для детей, однако почти 40% псковичей даже на подарок детям не раскошелились.

 

Из тех, кто всё-таки имеет привычку дарить подарки, потратились на мелкие сувениры (58,9%), на парфюмерию (47%) и детские игрушки (37,9%).

 

Симптоматично, что 35% опрошенных наряжают к Новому году живую ёлку; 42,6% предпочитают искусственное дерево, 8% довольствуются ветками, и только 12,3% жителей в принципе игнорируют такой знаковый атрибут праздника, как ель.

 

На вопрос: "Принято ли у вас наряжаться к новогоднему столу?" - 75,3% респондентов ответили утвердительно, что свидетельствует об одном: псковичи явно выделяют празднование Нового года не только из потока будней, но и из череды иных государственных праздников.

 

Выводы, которые напрашиваются по результатам исследования, очевидны: Новый год на Псковщине был и остаётся прежде всего приватным праздником. Псковичи готовы устраивать грандиозные фейерверки у себя во дворе, однако очень немногие рискуют отправится к центру города, дабы поучаствовать в общем веселье вокруг муниципальной ёлки с обещанным муниципальным же салютом.

 

Что это? Системная недоработка муниципалитета или укоренившийся ещё с советских времён обычай? Наверное, и то, и другое. Всё-таки новогодние традиции это не та практика, которая соответствует рыночной формуле: "спрос рождает предложение". Скорее, наоборот. Будет достойное предложение, появится и спрос, иначе говоря, потребность горожан отметить праздник вместе.

 

Если же говорить об ожиданиях на 2013-й год, то они у псковичей более чем оптимистичны: 71,3% горожан ожидают, что их доходы в наступившем году вырастут; 38% верят, что область будет развиваться, а 31,3% надеются на то, что улучшится ситуация в сфере ЖКХ. Да, даже так!

 

Между тем, безнадёжных пессимистов, уверенных, что в 2013-м они обязательно потеряют в доходах, всего 1,3% псковичей.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...