Хорошо быть слесарем
Хорошо быть слесарем: все самые ягодные и грибные места – твои, и в тюрьму не посадят. Хорошо быть токарем: никакой царевны-лягушки не нужно – сам себе ковров наткал, пирогов напёк. Хорошо работать на заводе: там столько всего интересного продают… В общем, "Я б в рабочие пошёл", в крайнем случае, в "инджинеры" – джинсы шить – "пусть меня научат".
Проект именно с таким названием – "Я б в рабочие пошёл" - стартовал в январе в Детской деревне-SOS Псков. Проект создан в рамках гранта, выделенного администрацией Псковской области на поддержку социально-ориентированных НКО. Его авторы – педагогический коллектив Детской деревни - решили загодя готовить маленьких жителей деревни к выбору профессии, причём знакомить их с самыми востребованными, доступными специальностями, которые позволят будущим выпускникам быть самостоятельными и независимыми. Ведь уже через несколько лет им придётся обеспечивать себя самостоятельно и выбирать, чем они будут зарабатывать себе на жизнь.
При этом дети из Детской деревни-SOS очень смутно представляют, откуда берутся деньги. И даже откуда берутся вещи и кто их, собственно, делает. Потому что в настоящих, полных, благополучных семьях дети обычно знают, что именно делают их родители, чтобы в холодильнике появлялась колбаса, в шкафу – новая одежда. А в Детской деревне-SOS все мамы работают мамами. А пап там нет вообще, есть только педагоги-организаторы, охранник, водитель и директор.
Неудивительно поэтому, что некоторые девочки в Деревне мечтают, когда вырастут, устроиться SOS-мамами, а кое-кто из мальчиков – начальниками, как самый авторитетный в их теперешней жизни человек – директор Детской деревни-SOS.
Не многие дети смогли сразу вспомнить и описать, например, профессию врача, учителя, воспитателя детсада. А профессию парикмахера и продавца знают почти все, что и видно по их детским рисункам. Гораздо труднее для детей оказалось назвать рабочие профессии, за представителями которых (в деле) им понаблюдать негде.
Но есть приятные исключения. Например, девятилетний Гриша захотел работать крановщиком. Это потому что из окон деревни-SOS виден башенный кран, и мальчик уже успел расспросить свою SOS-маму, что это за профессия такая интересная у дяденьки, который забирается в кабину на самую верхотуру.
Алёша тоже выбирал из того, что видит в своей повседневной жизни. Поэтому он мечтает, чтобы местом его работы был "гарашь". Судя по рисунку, Алексей собирается заниматься тем же, чем и штатный водитель деревни-SOS: возить детей и взрослых за покупками.
В общем, того и гляди, сбудется мечта бывшего министра образования - даже дети Детской деревни-SOS вырастут "грамотными потребителями".
"Модель Детской деревни-SOS была создана более 60-и лет назад, изначально, как семейная форма долгосрочного проживания и воспитания детей без родителей. Как альтернатива всем типам сиротских учреждений, одна из самых гуманных, - объясняет директор Детской деревни-SOS Игорь Соловьёв. - Основа любой Детской деревни-SOS во всех станах мира – "SOS-мама" - глава семьи, профессиональный сотрудник в области опеки над детьми;
Дети – в семьях дети живут как братья и сестры, на протяжении всего периода нахождения в деревне в одном доме, родные дети не разлучаются (большинство детей в Деревне из многодетных семей);
Семейный дом – дети с мамой живут длительный период времени, не переходя в другие дома, братья и сестры не разлучаются, поддерживают связь с домом и семьей после выхода из деревни, у детей формируются семейные ценности, привязанности и т.д.;
Детская деревня – сообщество единомышленников, открытое для общества.
Эти четыре принципа, сформулированные в 1949 году австрийским педагогом, основателем (создателем) Детских деревень-SOS Германом Гмайнером, действуют и поныне.
Директор, педагоги, семейные помощницы, остальные сотрудники – "вспомогательный персонал" для успешной реализации данной модели. SOS-семья живет самостоятельной жизнью. Нет тотального контроля, надзора или вмешательства в любое время, если нет угрозы детям. У детей образуется собственное безопасное пространство, свои вещи, свои отношения внутри семьи. Появляется одно доверенное лицо – SOS-мама, с которой переживаются радость и огорчения, болезни и праздники. Родственники мам приезжают в гости, у детей появляется чувство большой семьи. Мы не прерываем связь с кровными родственниками детей, если у них есть возможность встречаться с детьми. Это только приветствуется.
Сегодня в Псковской Детской деревне-SOS проживают более 50 детей в 10 SOS-семьях".
Проблема в том, что детям в Деревне всё равно не хватает жизненных наблюдений на тему производства материальных благ, как, впрочем, и многим их сверстникам в самых что ни на есть обыкновенных семьях из расположенных рядом многоэтажек. Они больше упражняются в покупках.
Есть опасения, что у детей, живущих в постоянном достатке, может выработаться иждивенческая позиция – к сожалению, это очень распространенное явление, особенно у детей- сирот. Но с другой стороны, ни одна семья не застрахована от ребенка-"нахлебника", сидящего на шее у родителей, если вовремя не развивать в нем самостоятельность и ответственность, начиная с выполнения домашних заданий, ухаживания за домашними животными, помощи родителям по дому, а также младшим братьям и сестрам или старикам, чтобы в дальнейшим он мог брать на себя ответственность за свою жизнь, будущую семью и детей.
Тем временем сами дети Деревни-SOS - из тех, кто постарше, уже начинают тревожиться, что однажды им придётся покинуть эту заповедную территорию. Многим из них до сих пор не верится, что та жизнь, которую для них заботливо создают в Детской деревне-SOS, – и есть самая что ни на есть настоящая.
Сегодня эти в недавнем прошлом лишённые самого необходимого дети посещают обычные детские сады и ясли, учатся в обычной школе, ходят в обычные кружки и секции, наведываются в обычную поликлинику, по вечерам, как это заведено в обычных семьях, готовят ужин, иногда пекут со своими SOS-мамами пироги… Но когда они подрастают, то поневоле задумываются, а удастся ли им и в одиночку оставаться такими же благополучными.
Ведь та суровая реальность, из которой их извлекли перед тем, как они оказались в этих, почти тепличных, условиях, была настолько далека от нормальной, что некоторым их них до сих пор кажется: то, что с ними происходит теперь, – как-то не взаправду и, наверное, не навсегда.
Эти страхи небезосновательны. Поневоле начинаешь бояться за будущее детей, когда выясняется, что они всерьёз думают, будто "слесарь" - это человек леса, а про заводы знают только то, что в их просторных цехах размещаются сами знаете какие мегамаркеты.
Именно поэтому одним из первых мероприятия нового проекта стал поход старших детей на реальное производство - а именно, на "Автоэлектроарматуру". Там они познакомились с реальным слесарем и с реальным "инджинером".
Слесарь им понравился больше, хотя и не сознался сколько зарабатывает: мол, это "коммерческая тайна".
"Понятно. Мало", - решили наши герои, с интересом понаблюдали, как действует станок, а потом стали допытываться, откуда у всех рабочих такая одинаковая добротная спецодежда. Когда выяснилось, что завод обеспечивает своих работников униформой, дети очень обрадовались: это значит, что и во взрослой жизни можно устроиться так, что будешь и обутым, и одетым - как сейчас.
"Инджинер" оказался не так уж "роскошно" экипированным, как слесарь: всего лишь в хб-халатике выше колена. Почемучки мигом выяснили, что обед у него длится всего полчаса, а зарплата почти такая же, как у слесаря.
Дети сделали вывод, что слесарем-то оно быть выгоднее. Вот только их ошарашило известие, что и у слесаря, и у инженера такой, оказывается, длинный рабочий день: целых 8 часов! И что в семь утра тому же слесарю уже надо присутствовать на своём рабочем месте.
Зато когда они побывали в заводской столовой (экскурсию нарочно назначили на околообеденное время), то убедились, что некоторые руководители предприятий заботятся о своих работниках ненамного хуже мам.
Короче говоря, есть надежда, что теперь детям уже ясно, что быть слесарями это не от слова "лес". А то первое профориентационное занятие в Детской деревне-SOS выявило, что самая знакомая её воспитанникам "профессия" - собирать "дары леса" да сдавать в заготконтору, чтоб перебиваться в буквальном смысле этих слов из кулька в рогожку.
Как вы уже догадались, многие из "резидентов" Детской деревни-SOS раньше жили в настоящей деревне. Детей переселили в окружённый многоэтажками коттеджный посёлок на улице Германа Гмайнера из одиннадцати районов Псковской области. После выхода из созданной по австрийскому образцу псковской "деревни" они могут снова оказаться в самой что ни на есть обыкновенной.
Если, конечно, к тому времени их не поманит другая, не менее причудливая, урбанизированная псковская "деревня" – сингапурская, под названием "Моглино", создатели которой обещают как раз лет через пять очень заинтересоваться токарями и слесарями.
Ну а пока педагоги псковской Детской деревни-SOS решили на всякий случай научить их не только ждать милостей от природы, но и самих возделывать свой сад. Поэтому кроме завода "Автоэлектроарматура", Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов, и ООО "Псковэлектрощит" партнёром проекта "Я б в рабочие пошёл" является также Псковское областное общество садоводов-любителей. С помощью партнёров к началу лета в деревне-SOS будут построены и засажены всякими съедобными растениями шесть парников.
Как сказал директор Псковской детской деревни-SOS Игорь Иванович Соловьёв, важно, чтобы его дети научились просто выращивать картошку и понимали, что это не так уж трудно.
В общем, авторы проекта "Я б в рабочие пошёл…" надеются, что по его окончании дети из деревни-SOS "хотя бы будут знать, что на свете есть люди, которые не только продают, но и производят!".
В таком городе, как Псков, для этого нужны дополнительные усилия. В этом легко убедиться, если вы попробуете выяснить, кого ваши собственные дети принимает за "слесарей". Или за "токарей". Вполне возможно, что вам самим захочется провести в семье профориентационный ликбез. Если только слесарь или токарь - это не ваша собственная профессия.
Псковское агентство информации.