КАРТИНА МАСЛОМ кисти Игоря Шаймарданова

Несколько дней в году псковичи живут не совсем как им заблагорассудится, а в выдуманном мире известного питерского (а раньше псковского, а ещё раньше удмуртского, а ещё раньше из республики Марий Эл, но родившегося в Башкирии) художника Игоря Шаймарданова. Об эту чудесную пору в сумеречном псковском небе зажигается… нет, не месяц, а румяный блин. Даже не один, а много блинов, которые валятся на нашу голову, как манники небесные или специальные праздничные метеориты. Среди прохожих на улицах города появляется чудаковатый Дед Скобарь со сковородкой на голове, его повсюду сопровождает развесёлая внучка Маслёна с лоснящимися щёчками. На деревьях в городских парках вырастают узорчатые рушники, по тротуарам разъезжают емелины печки и только что не умоляют каждого встречного-поперечного, как в сказке, "Отведай моего пирожка!" В общем, в Пскове начинает твориться нечто неописуемое.

 

 

А всё из-за него – из-за главного художника Всероссийской псковской Масленицы. Сегодня мы попросили Игоря Шаймарданова ненадолго отвлечься от его предмасленичных хлопот и поотвечать на вопросы Псковского агентства информации. Про его Страну Чудес, про шляпу псковского масленичного волшебника и про нас с вами, у которых что-то никак не вытанцовывается феллиниевская "джига-дрыга". 

 

- Игорь Дмитриевич, Вы являетесь главным художником уже четвёртой по счёту Всероссийской Масленицы в Пскове. Вас это не утомило? Как Вам удаётся избегать рутины, когда это уже, можно сказать, вошло в привычку?

 

 

- Совершенно не утомило, и когда мне предложили в очередной раз принять участие в оформлении Масленицы, я, конечно же, согласился. Рутины и привычки здесь нет никакой, одни творческие приятности, как то: новые задачи, требования, замыслы и предложения. 

 

- Это приходится каждый раз придумывать какие-то совершенно новые художественные образы или можно бесконечно эксплуатировать созданное в первый раз? Может, у псковской Масленицы-2013 будут какие-то неожиданные "изюмины"? Она изменилась в лице?


 

- Конечно же, трудно избежать общепринятого набора изобразительного ряда в оформлении такого знакомого всем и уже задолго до меня художественно сложившегося гуляния как Масленица. Делается ставка на обращение к мотивам народного творчества во всех его проявлениях, на яркость красок и понятность образов, на праздничность эмоционального ряда. И эксплуатация раз и навсегда созданного образа, например, самого чучела Масленицы, причем придуманного не мной, а народными традициями, имеет место.

 

 

Так что "лицо" Масленицы изменить невозможно, но на этот раз у неё появится ещё больше масок. К уже существующим Деду Скобарю и Маслене добавится новый персонаж. Это Царь-Блин. Мы подумали: есть Царь-колокол, Царь-пушка, Царь-рыба, - так почему бы не появиться и Царь-блину. И также из нового  планируется вернисаж соломенных скульптур, созданных псковскими художниками.

 

 

- Вы славитесь своим изысканным художественным хулиганством, поэтому вопрос: а не слишком ли Ваша псковская Масленица канонична? Все ждут, когда же уже Шаймарданов как следует расшалится и устроит нам какую-нибудь Наномасленицу, а этого всё не происходит и не происходит. Как Вам удаётся столько лет подряд держать себя в таких, наверное, жёстких рамках традиционных образов и наступать на горло собственной песне?

 

- Ну это слишком - называть меня изысканным хулиганом. Я традиционалист из традиционалистов. Думаю, что лучше, гармоничнее, понятнее и проще того, что придумал народ за столько веков празднования Масленицы, не сочинишь. Но до чего же заманчиво и почётно придумывать что-то новое в рамках уже сложившихся народных традиций. Посмотрите в Сети фотоматериалы по масленицам в других городах. Есть убедительные творения. Кто-то делает самую большую, кто-то - самую толстую, кто-то - самую страшную. Например, в прошлом году в Санкт-Петербурге соединили фигуру Масленицы с катальной горкой и световым оборудованием. По-моему, вышло неплохо, креативненько. Но в таких проектах теряется самое главное – теплота. 

 

 

Убежден, что Масленица должна быть домашней, почти родственницей. Изборск не зря гордится именно такой Масленицей. Но изборянам проще, потому что домашний праздник в локальном месте заранее обречён на успех. Им достаточно двухметрового чучела, наряженного в традиционные одежды. Другое дело, когда надо устроить праздник для многотысячной толпы. Здесь уже вступают в силу иные законы восприятия пространства. Это я про говорю про кульминационный момент - само сожжение Масленицы.

 

- Существует ли "худсовет", который "поправляет" Ваше видение псковской Масленицы: указывает Вам, к примеру, где надо сделать поярче, где повеселее и куда приделать бантик?

 

- Конечно, существует. Я все-таки приглашенный художник и работаю за деньги города, а значит, и за деньги псковичей. К критике и рекомендациям отношусь спокойно. С моей стороны было бы слишком высокомерно экспериментировать на своё усмотрение и упорствовать в своих фантазиях. А где гарантия, что я прав? Может, у меня уже глаза замылились, а воображение иссякло? Есть хорошее понятие, опять же современное, - "фокус-группа". Художник массовых мероприятий обязан с её помощью себя проверять.

 

 

Потому что когда ты сидишь в мастерской и рисуешь картинки – ты, действительно, творец и властелин, владыка, и царь: "живи один", как у Пушкина, и ни с кем не считайся. Но когда ты выходишь в город, будь любезен учитывать восприятие окружающих. Это не означает, что художник массовых мероприятий должен предать себя и работать на потребу публике. Но присутствие некоторой просветительской составляющей в его творчестве в данном случае необходимо.

 

- Что для Вас Всероссийская Масленица в Пскове – спектакль или история в картинках? А может, уже факт личной биографии, неизбежные хлопоты на исходе каждой зимы?

 

- Да, это все то, что вы перечислили. Четыре Масленицы - это биография. Есть что порассказать, есть каким опытом поделиться. И есть, действительно полезные наработки, которые помогают мне браться за эту тему снова и снова. И, конечно, это история в картинках, параллельно рождающая новые замыслы.

 

- Когда Вы придумывали, какой будет Всероссийская Масленица в Пскове, Вас что именно вдохновляло?  Там, откуда Вы родом, Масленицу празднуют?

 

- Вот, к сожалению, Масленицу я до этого знал только теоретически. По картинкам и описаниям. Очень рад, что моя жизнь сложилась так, что я оказался в Пскове и соприкоснулся с таким прекрасным народным праздником, да еще не где-нибудь, а в древнем русском городе, для которого Масленица так органична. Согласен, звучит конечно взаимоисключающе: с такой фамилией и быть главным художником на таком гулянии.

 

- Вы блины на Масленицу печёте или у вас на них теперь уже профессиональная аллергия?

 

- Не поверите, до блинов не охотник. Один-два съем и достаточно. Но не могу не восхищаться их красотой. Не буду оригинален, если ещё раз замечу, какое это совершенство и по форме, и по содержанию, и по колориту. И не бывает двух одинаковых, они как люди. Само рождение блина сродни появлению человека на свет. Об этом можно поэму написать. Не знаю, может, кто-то уже написал.

 

- А это правда, что Вы собственноручно мастерили цилиндр для Деда Скобаря?

 

 

- Скорее, этот цилиндр был изготовлен под моим чутким руководством. У него и не цилиндр вовсе, а некое сооружение из стопки блинов с нахлобученной сковородкой.

 

- Я знаю, что уже 3 марта вы приехали в Псков. Началась подгонка карнавальных костюмов? Репетиционный монтаж масленичного чучела?

 

 

- Началась непосредственная работа в материале, как говорится. И примерка костюмов, и наблюдение за изготовлением декораций, и планирование монтажа, и прочие мелочи, которые не видны, и на самом деле должны быть неинтересны широкому зрителю. Мало кто задумывается, что массовые гуляния – это не явление природы, что сцена, звук, декор, творческие коллективы, и извините, биотуалеты не появляются сами собой. Кто-то надо всем этим трудится, и очень усердно.

 

- Чего вам как большому художнику не хватает в псковской Масленице, чтобы развернуться в полную силу? Например, псковичи всё никак не могут определиться с главной праздничной площадкой, а Вам какую праздничную площадку подавай?

 

- "Большой художник" – это не про меня, если только Вы надо мной не иронизируете. В псковской Масленице мне не хватает псковичей. Я их, конечно, понимаю. Я понимаю, что обширное информационно-медийное пространство в каждом отдельно взятом доме непобедимо, я догадываюсь, что они пресыщены зрелищами, утомлены салютами, разбалованы разносолами в супермаркетах. Удивить-поразить их чем-то крайне сложно. Вот так же в шекспировские времена перед актёрами его театра стояла непосильная задача: отвлечь публику от травли диких зверей и ещё более диких площадных забав и заманить к себе на представления.

 

Так и в Масленице. Что должны сделать её организаторы, чтобы оттащить горожан от компьютера, телевизора, дивана? Что надо заявить в афише такого, чтобы на площади потом яблоку было негде упасть? У меня ответа на этот вопрос нет. Приводить нам в пример успешные деревенские масленицы некорректно по причине их локальности и почти семейственности.
 

 

Самая удачная Масленица в Пскове была первая - на пляже у Мирожи. Это была, действительно, картинка. И в ней была уже упомянутая локальность. Когда все крутилось в одном месте. И это правильно. Теперешняя праздничная площадка на территории Ботанического сада с Зеленым театром, фонтаном и выходом к стадиону, конечно, удобна с точки зрения организации. Но общей картинки нет. Идентифицировать Псков по фотоотчету с праздника будет невозможно. Помню, как-то проводилась Масленица в Финском парке. Было более органично. Может, в следующий раз вернуться туда?

 

- Как вы считаете, почему организаторам никак не удаётся вдохновить псковичей на сотворчество? Может, всё дело в нашем северо-западном темпераменте? Что надо сделать, чтобы жители города приходили на Всероссийскую Масленицу не только поесть блинов да поглазеть на специально организованные для них художества, но и сами наконец-то начали чудесить? Мастерить карнавальные костюмы, придумывать новые масленичные забавы?

 

- В 2011 году организаторы карнавала в Санкт-Петербурге заявляли, что петербуржцы у них сами будут участниками шествия, сами разоденутся в карнавальные костюмы, сами себя организуют и сами будут себя веселить. К сожалению, ничего из этого не вышло. Чтобы кто-то беззаботно веселился, надо кому-то очень старательно над этим поработать. Так что псковичам и всем гостям Всероссийской масленицы я бы порекомендовал расслабиться и получать удовольствие.

 

А главное, воспринимать всё происходящее с улыбкой, быть добрее, оставить дома недовольство, забыть про свой талант критика, ценителя и ревностного защитника городского бюджета. Это наша Масленица, псковская, самая лучшая в России! А будет ещё лучше. Вот о чём надо говорить на каждом углу и при каждом удобном случае! И размещать в Сети свои масленичные фотоотчеты, чтоб жителям других городов завидно было. И звать в гости друзей, родственников.

 

Это именно тот случай, когда каждый кулик должен изо всех сил хвалить своё болото. "Болото" – в смысле Родину, а не в смысле какой-то вязкой, беспросветной и бесперспективной  субстанции. И тогда всё будет образовываться само собой: и сделанные своими руками карнавальные костюмы, и чудачества, и забавы.

 

- Назначенный сверху главный художник праздника, да ещё такой именитый, как Вы, случайно, не является сдерживающим фактором для нашего творческого раскрепощения?  Или он служит катализатором возникающих в народе творческих процессов? 

 

 

- Опять вы надо мной подтруниваете? Совершенно не почувствовал себя в качестве сдерживающего фактора в вашем раскрепощении. Второе вернее. Художник вообще в идеале должен вызывать ответную реакцию на сотворчество. Увидел - вдохновился, загорелся и сам совершил нечто ещё более прекрасное. Псковичи, поверьте, организаторы праздника вас ждут и будут только рады вашему творчеству!

 

- А как Игорь Шаймарданов "постится" после псковской Масленицы? Ведь не всё художнику Масленица, да?

 

- Прекрасное замечание, надо будет запомнить. После Масленицы, если все прошло без "косяков", как говорят нынешние работники офисов, вздыхаю свободно и принимаюсь в тиши мастерской, по справедливому замечанию коллег, завершать неоконченное, начинать новое.

 

- Вам не жалко, что под конец праздника Ваши труды всегда идут прахом в момент традиционного ритуального сожжения? Бывает соблазн подкинуть соломки?

 

 

- Никогда об этом не думал. Действительно, что-то такое бывает в финале. Некоторое опустошение. Но это обычные чувства по завершении любой большой работы. И всегда прощание с праздником. Помните как у Феллини в финале его фильма "Восемь с половиной" маршируют клоуны? Я хотел бы, чтобы во время сжигания Масленицы псковичи вот так же взялись за руки и водили вокруг неё хоровод – без чувства сожаления, а с убеждением, что праздник продолжается.  

 

Спрашивала Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...