Эдуард Шарипов: Принцип мозаики, или Отплясывая от стены

"Я не куратор этой выставки. Я просто сформулировал её главную идею". - Открестился от кураторства очередной выставки в галерее современного искусства "Дом на Набережной" Эдуард Шарипов. Выставка под условным названием "Весеннее настроение" должна открыться в Доме Сафьянщикова буквально на днях, и Шарипов придумал как бы "эксперимент на заданную тему" с участием художников движения "ПсковАРТ". О его сути он рассказал корреспонденту Псковского агентства информации.

- И в чём идея эксперимента? 

 

- Сейчас объясню. При организации художественных выставок обычно применяется принцип кураторства. Это когда от куратора всё зависит. Он царь и Бог. Куратор представляет своё виденье будущей выставки, свою концепцию. Он смотрит работы художников, отбирая то, что отвечает его кураторскому замыслу. Куратор раскидывает работы по залам. Одну к другой, чтобы все они были как-то скомпонованы, и их размещение в пространстве было оправдано. Каждая работа ориентируется на зал в целом.

 

В чём слабость таких выставок? Когда что-то из экспозиции, грубо говоря, вылетает, то вся выставка, словно домино, рушится. То есть в таких выставках одно цепляется за другое, и какое-то несоответствие общей концепции сразу бросается в глаза, убивая весь смысловой и визуальный эффект. Вот чтобы избежать подобного провала, я и придумал абсолютно иной принцип организации выставочного пространства. Это — принцип мозаики. Есть данность помещения, данность темы. Остальное — воля случая и личного, от Бога, таланта художника.

 

Каждый из художников, участвующих в выставке, получил свою стену. Стены мы разыграли по жребию. Стена — это данность. Художнику всучили эту стену, и он её куратор. Что получится в итоге, никто не знает. Вот тебе стена. Будь любезен, сделай её так, как ты желаешь нужным. Стенка может быть "сильной" или "слабой", короткой или длинной, но это уж какая досталась. В результате мы создадим в доме купца Сафьянщикова общую вселенную, и каждый создаст вселенную своей своей отдельной неповторимой души.

 

- А тема?

 

- Весна, март. В целом — тема перехода из одного состояния в другое. Но здесь не тема важна, а то, что каждый художник сам себе куратор. Одно с другим стыковаться не обязано. Но в чём тут хитрость? Диктует правила не абстрактный куратор, а конкретная стена. Даже не художник, а именно стена, как часть пространства. У кого-то из художников будет чистая стена. У кого-то с окнами. У кого-то с дверью. И так далее. Вот попробуйте уйти от этой заданности, обыграть её. На то он и эксперимент.

 

- Есть опасность, что мозаика в итоге развалится и явит зрителю хаос?

 

- Конечно, есть. Но с философской точки зрения эксперимент оправдан. Живое всегда несёт в себе разнообразие форм, и далеко не всегда в этом земном мире одно цепляется за другое, как в домино. Бедные учёные пытаются в своих науках искать какие-то закономерности, взаимосвязи одного явления с другим. А если этих взаимосвязей нет, и все наши идеи — лишь игры разума?

 

Как существует Вселенная? Если по принципу домино, то такая Вселенная крайне неустойчива, хотя и существует миллиарды лет. А если Вселенная вечна, и время не играет роли, то главный вопрос: "А был ли сам Бог куратором этого мира?" Этот вопрос в свою очередь цепляет другой: "Насколько сама вселенная самостоятельна, и какую роль играет душа человека в устройстве Вселенной?" Если главный принцип живого — разнообразие, то задача Бога, создав живую материю, пестовать её.

 

- Звучит как-то... сложновато. Прямо не выставка в галерее, а некий теософский диспут.

 

- Так и должно быть, если мы говорим о духовности в искусстве. Любая выставка должна быть универсальной, вбирать в себя множество слоёв. Создавая мини-Вселенную, невольно задумываешься и о судьбах своей Родины.

 

- Даже так?

 

- А как же? Для всякого художника важно сохранить в себе свою данность, данность своего индивидуального таланта, и в то же время необходимо уметь восхищаться другими талантами, данными нам Богом, теми, кто рядом. И нужно уметь выстраивать свои отношения не на силе подавления, а на уме и умении принять чужое. И вот этой выставкой талантливые художники, представляющие "ПсковАРТ", подадут пример другим талантам. А может быть это и есть национальная идея нашей Родины? Может быть, наша вчерашняя и сегодняшняя разобщённость — это подготовка?

 

- Подготовка к чему?

 

- К другим отношениям на ином уровне коммуникаций. С моей точки зрения, проблема русского человека — не в экономике или во власти, проблема — в неразвитости таланта. Серый, обыденный человек, уничтоживший в себе талант, даже при всём своём желании не сможет выйти на иной уровень отношений. Выражение "бесценный талант" — не пустые слова.

 

Так называемое "современное общество" боится художников. Ибо на подсознании оно понимает, что художник не только предлагает новые формы, но и работает на уничтожение серого, бездарного мира. Проблема обывателя в том, что он живёт исключительно интересами сегодняшнего дня. Он хочет всего сейчас и сразу, так как понимает, что в будущем у него жизни нет.

 

А у человека, сумевшего реализовать свой талант, впереди Вечность, и размениваться на суету сего дня ему неинтересно. Он всегда устремлён в будущее. Художник — это человек, бесценная душа которого рано или поздно займёт своё место в бесконечной мозаике всех звёзд Вселенной. И он всегда будет излучать энергию Живого.

 

- Таким образом, получается, что эта выставка в "Доме на Набережной" это своего рода несколько отдельных мини-выставок в одном пространстве?

 

- Можно и так сказать. А все вместе они представят современную Вселенную "ПсковАРТа". Насколько мне известно, кое-кто из художников готовит не традиционную выставку своих работ, а живой перфоманс, когда работы рождаются на глазах у зрителей, а, возможно, и при их непосредственном участии. В любом случае интрига у выставки, собранной по принципу мозаики, — огромная.

 

Беседовал Александр ДОНЕЦКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...