Жечь по-псковски

Теперь я точно знаю, что НЕ ТАК во Всероссийской псковской масленице. А потому что надо и на конференции иногда ходить, а не только на народные гуляния. Мне повезло: я побывала (по заданию редакции, конечно же) на Всероссийской научно-практической конференции "Масленичные традиции в народной культуре" - и теперь, к примеру, уяснила для себя, что Международный женский день в период таяния снегов – это исконно русская, даже конкретно псковская, забава. И поэтому, чтобы впредь всё было аутентичненько, возьму себе за правило "брыкаться" в этот традиционный "бабий праздник"… поноровистей, что ли.

 

Проводы русской зимы на Октябрьском проспекте в Пскове в 1957 году. Фото  М. Семёнова.

 

А главное, я тут нечаянно выяснила, что с десятиметровым чучелом Масленицы – это псковичи попалились так попалились (мне теперь даже неловко, что мы так откровенно продемонстрировали непосвящённым иногородним гостям праздника истинный размах псковских невзгод).

 

Псковские губернские ведомости. 1844 год.

 

И ещё я после пятничной конференции стала жалеть, что на Масленичную неделю в Пскове было как-то маловато кровопусканий. Принесли в жертву директора Горводоканала – и на этом успокоились, да? Неееет, настоящие масленицы так не делаются. Сейчас узнаете почему.

 

Масленица в Усвятском районе. Фото И. Булина.

 

Но сначала поясню, откель у меня весь этот "эксклюзив". Всё дело в том, что масленичная конференция в Псковском областном колледже искусство получилась на этот раз донельзя "человекоразмерной", как её назвала Мирослава Александровна Семёнова из Харьковской гуманитарно-педагогической академии. По её словам, на конференцию, в которой участвуют больше семидесяти человек – и ехать-то неинтересно, поэтому кандидат педагогических наук и заслуженная артистка Украины только порадовалась, когда после торжественной части все докладчики со слушателями перебрались из холодного, на четыре пятых незаполненного актового зала Псковского колледжа искусств в 113-ю аудиторию – и благополучно в ней поместились. Особенно, журналисты в количестве одна единица.

 

Мне повезло ещё и в том, что кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории региональных филологических исследований ПсковГУ Галина Ивановна Площук читала доклад не из программки, а про "женский праздник в составе масленичной обрядности в Псковской области", чтоб добро не пропадало.

 

1977 год. Псковичи представляют свои масленичные традиции на ВДНХ в Москве.

 

Вот из этого-то доклада я и узнала, что каких-нибудь сто лет назад вместо 8 Марта псковские бабы праздновали об эту пору "брыксы". Правда, никто так доподлинно и не выяснил, почему эти "брыксы" назывались "брыксами": то ли, из-за того, что мои досточтимые прабабушки беззастенчиво навешивали пендалей всем особям мужескаго полу, которые пытались проникнуть на это гендерное таинство, то ли потому, что, напившись, наши пращурки выкидывали какие-то особенно замысловатые коленца, то ли потому, что у них принято было на Масленицу "чудить" – а именно, становиться на четвереньки и в порядке обрядового эротизма изображать из себя эдаких кобылиц – по-видимому, лягаясь или взбрыкивая.

 

1977 год. ВДНХ. Псковская масленица в исполнении теперешнего директора Псковского областного центра народного творчества Ларисы Викторовны Фёдоровой.
 

 

Заодно на "бабьи складчины" ископаемые псковички фертильного возраста сначала женили, а потом хоронили некого соломенного Власия, или Авласа (он же святой мученик Власий Кесарийский, память которого неосторожно приходилась на эти магические дни). И всё это сопровождалось "заголением", "кормлением потусторонних сил", когда "масло, тесто и творог – всё летело за порог", а также свадебными побоями, которые, оказывается, имели глубочайший сакральный смысл.

 

Преподаватель Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова, режиссёр Театра праздничных традиций "Ладо" Ольга Николаевна Кудрявцева окончательно разуверила меня в благостности масленичных гуляний. Никакое она не солнышко эта Масленица, никакая не соломенная куколка - не обольщайтесь. Масленица – это покойник. Её потому и называют "кривошейкой", что смерть своей косой уже перерезала ей горло.

 

Так что все эти пляски вокруг её пылающего чучела не что иное, как "смертию смерть поправ", только в языческом варианте. А точнее, как выразилась Ольга Кудрявцева, это "борьба за жизнь, причём насмерть". "Катарсис" одним словом.

 

Масленица в деревне Глембочино Себежского района.

 

Соответственно, на Масленицу полагается лить кровь. И через это очищаться для новой жизни. Именно поэтому, рассказывала Ольга Кудрявцева, у наших предков на Масленицу всё было по-взрослому: если мужики лазали за гостинцами на ледяной столб, то оставляли на этом столбе половину разодранного до крови живота, если девки с парнями катались с горки – то на козлах (для распиливания брёвен), рискуя стать такими же кривошейками, как и виновница торжества. Кулачные бои, взятие снежного городка – это всё из той же оперы. Потому что на Масленицу всё должно быть зубодробительным, с кровохарканием и хрустом костей.

 

И даже масленичные заигрывания заключались в том, чтоб сделать друг дружке побольней. Вспоминая, как это было, некоторые древние бабули в псковских деревнях ещё недавно учили юных участниц этнографических экспедиций: "Хочешь, чтобы парень тебя полюбил – наступи как бы невзначай ему на ногу – да покрепоше!"

 

 

Или возьмём такую, казалось бы, невинную забаву - масленичную карусель. Чтоб вы знали, это воспоминание о похоронном обряде, во время которого усопшего клали на телегу и 13 раз обвозили против часовой стрелки вокруг столба.

 

Карнавальные маски – по-вашему, весело? А, между прочим, поначалу они были посмертными. Причём ради такого случая гуляющие надевали не только маски своих умерших родичей, но могли, допустим, нацепить маску отошедшей в мир иной любимой коровы или маску самого мясного прошлогоднего поросёнка…

 

Короче говоря, мексиканский праздник мёртвых по сравнению с русской Масленицей отдыхает.

 

Сама же соломенная Масленица изготавливалась не просто из соломы как мёртвого материала. В ход шли так называемые "бедовые" вещи: например, подстилка из-под скончавшегося накануне человека, или даже новые сапоги, если их хозяин подвернул в них ногу и охромел.

 

Возрождая у себя масленичные традиции, новгородцы поэтому придумали собирать свою Масленицу из произведённых в регионе за минувший год товаров народного потребления. Допустим, какая-нибудь новгородская мебельная фабрика изготовила новые стулья. На Масленицу их показывают народу и спрашивают: годные стулья получились или не очень, можно их брать в будущее или лучше сжечь, чтоб не позориться?

 

Масленица в Дно.

 

По величине масленичного чучела, уверяла Ольга Кудрявцева, когда-то судили, насколько удачным был год. Получается, в какой деревне чучело больше – там народ больше всего бедовал (так что если хотите пускать приезжим пыль в глаза – делайте свою Масленицу карлицей)).

 

Масленица в Усвятском районе. Фото И. Булина.

 

Считалось, что вместе с Масленицей можно сжечь всё нехорошее. Например, чтоб отучить мужа от пьянства, жена должна была со специальными присказками вылить в полыхающий масленичный костёр пять чарок водки.  

 

Вооот. Я теперь озираюсь вокруг и понимаю, что момент упущен. Столько всего "бедового" можно было сжечь во вчерашнем всепожирающем огне, столько животов об масленичные ледяные столбы разодрать, столько раз побольней наступить своим ненаглядным на их любимые мозоли… Вот так, глядишь, и задобрили бы, небесные стихии, накликали бы себе весну, которая, не иначе, как сердясь на наши нерасцарапанные животы, всё не приходит и не приходит.


 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

В публикации использованы материалы с фотовыставки, которая была подготовлена к конференции "Масленичные традиции в народной культуре" Псковским областным центром народного творчества. 
 

Ольга Миронович
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...