Закон и непорядок

«…активации усилий в решении собственных проблем» – это строчка из проекта закона Псковской области, который вчера одобрили депутаты из комитета по труду и социальной политике областного Собрания. А речь в нем – о поддержке выпускников детских домов и интернатов. Но не материальной, а в виде «волшебных пенделей» от постинтернатных воспитателей. Законопроект уникален еще и тем, что полностью – от первого и до последнего слова – разработан Молодежным парламентом. Даниил НОВИКОВ, участвовавший в создании закона, рассказывает о том, как это происходило.

Я никогда не питал иллюзий о том, что написать закон – дело простое. Не говоря уже о том, чтобы его претворить в жизнь. А ведь законы – штука хорошая. Каждый гражданин, наверное, не прочь был бы, если бы какие-нибудь депутаты одобрили его закон. Например, «О материальном поощрении граждан РФ, имеющих рыжий окрас волосяного покрова». Или «закон Димы Яковлева». Кому что.

Но сложилось так, что с законодательной инициативой могут выходить не абы кто, а только некоторые официальные лица и уполномоченные на то органы. Вон, даже Общественную палату региона неохотно наделяют таким правом. Про Молодежный парламент (МП) и говорить нечего.

Однако год назад, когда МП окончательно сформировался, и меня занесло в комитет по труду и социальной политике, стало очевидно – отсидеться просто так там не выйдет. Это мне дала понять Оксана Родина, председатель этого комитета. Давай, говорит, набросай идей - что тебя в социалке, кроме медицины, тревожит. Здравоохранение, говорит, не трожь – это моя тема.

Ну а что может тревожить в социальной сфере общественника, кто уже шестой год «волонтерит» по детским домам и интернатам? Точнее, уже наоборот: вывозит вместе с единомышленниками детей с трудными судьбами за пределы казенных стен – на экскурсии, туристические сборы и прочие развивающие личность проекты. Конечно же, тревожит социальная адаптация детей-сирот – трудно им сразу после выпуска внедриться в общество, которое не очень-то дружелюбно к великовозрастным неумехам.

Но при чем здесь закон? Во-первых, законодательной инициативы у МП, как уже было сказано, нет. А во вторых: разве можно одним документом разогнать тех тараканов в головах ребят, которых не смогли разогнать педагоги за годы жизни их воспитанников в интернате? Безусловно, нельзя, но можно провести ребенка за руку в первый год самостоятельной жизни, чтобы тот не оступился на жизненном пути. Именно этим были вдохновлены на тот момент активисты общественной организации «Помогай-ка!»,  которые придумали проект «Клуб выпускников». Смешные дети, к которым волонтеры три года ездили с мастер-классами, подросли, и превратились в угрюмых абитуриентов. Но терять их из поля зрения не хотелось. И общественники решили сопровождать неоперившихся студентов, помогая им защищать свои права, активно проводить досуг и разбираться в тонкостях того, как устроена жизнь в социуме.

Но «Клуб выпускников» – это лишь три десятка ребят из полутора сотен выпускающихся каждый год старшеклассников. Им повезло, а что делать с остальными? Правильно, дать сопровождающих, мотивировав тех вознаграждением из областного бюджета. Вот для этого-то и нужен закон.

С барьером отсутствия законодательной инициативы мы разобрались быстро: да, выносить не можем, но можем разработать и «подарить» старшим, так сказать, товарищам полностью готовый продукт. Так год назад и началась работа над законопроектом со сложным названием «О постинтернатом сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Псковской области». Но до названия было еще далеко.

Перво-наперво надо было собрать наш небольшой комитет и «обрадовать» коллег увлекательнейшими заданиями. Например, изучить опыт других регионов. А вдруг велосипед уже изобрели, и можно просто предложить нашим депутатам позаимствовать готовое решение? Но модификаций «байков» в субъектах РФ оказалось столько, а цена вопроса была столько несопоставима с бюджетом Псковской области, что стало понятно: нам нужен свой, более доступный «велик».

Вникнув в тему, Оксана Родина договорилась о встречах с профильными лицами в администрации Псковской области и в областном Собрании депутатов – получить «одобрямс». Встречи прошли успешно: и Елена Бибикова, и Виктор Антонов, и Вера Емельянова – все сказали, что идея что надо, а проект имеет шансы на жизнь. В консультанты нам дали начальника областной опеки Валентину Чернову и замглавы областного управления образования Сергея Николаева.

Следующий шаг – создать рабочую группу и начать писать законопроект. Дело это оказалось непростым, потому как собираться нам потребовалось часто – чуть ли не каждые две недели. А у всех людей после работы – например, у директора Псковского детского дома Натальи Орловой - свои дела и заботы. Но нам повезло: команда подобралась неравнодушная, в спорах и «мозговых штурмах» засиживались допоздна. Политические взгляды тут не имели значения, ведь речь шла о благополучии детей. И Вячеслав Вуймов из КПРФ, и Марина Кучеровская от «Справедливой России» и представители «ЕР» Дмитрий Белоусов и Павел Капралов – все внесли свою лепту.

Закон переписывался трижды, последняя версия претерпела больше пяти редакций. Отдельная история – финансово-экономическое обоснование, которое Оксана мужественно взяла на себя, рассчитав все затраты из областного бюджета, до последней копейки. А еще ей пришлось многократно дискутировать с правовым отделом областного Собрания, доказывая точность формулировок и находя компромиссы.

Весной проект закона, наконец-то, был готов, и его вынесли на сессию Молодежного парламента. Молодые политики проголосовали единогласно, но на этом история закона только началась. Нашей разработке нужно было еще пройти экспертизу в профильных комитетах администрации области – так положено, когда закон требует расходов из областного бюджета. А у нас эти расходы превышали 10 миллионов рублей – именно столько потребуется на два года, если вдруг все выпускники сиротских учреждений согласятся заключить договор с опекой о назначении постинтернатного воспитателя. Один воспитатель может сопровождать до пяти студентов, получая за каждого около 1400 рублей в месяц.

Все экспертные заключения были готовы к лету, но презентовать законопроект МП областным депутатам мы не успели – те как раз разошлись на парламентские каникулы. Пришлось ждать осени. И вот вчера комитет по труду и соцполитике получил, наконец, готовый проект закона Псковской области. Депутаты проект одобрили, приняли за основу, но на сегодняшнюю сессию Собрания выносить не стали – решили еще раз изучить и доработать. Так что это все еще законопроект, а не реально действующий закон.

Я очень надеюсь, что депутаты не будут затягивать, и сделают так, чтобы закон не только был принят, но и вступил в силу уже в этом году. И тогда постинтернатные воспитатели (а я уже знаю нескольких социальных педагогов, готовых ими стать) успеют подхватить выпускников 2013 года, пока те не набедокурили - после судьбоносной первой сессии, когда многие решают бросить учебу, а потом успевают за зиму прокутить не только все деньги со своей сберкнижки, но и попасть в лапы жилищных мошенников. К сожалению, негативных примеров и страшных историй я знаю еще много, и о них – как-нибудь в следующий раз. А пока просто хочется, чтобы у этих ребят все сложилось хорошо.

Даниил Новиков
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...