Икона "Богородица Псково-Покровская" возвращается на родину.

7 сентября в Пскове пройдет торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий отбыл в Московскую патриархию, где ему будет передана эта одна из самых почитаемых псковских святынь. Таким образом, закончится полувековое ожидание всеми псковичами своей городской иконы, пропавшей во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году.

Основой для создания иконы "Богородица Псково-Покровская" послужило "Сказание о видении Дорофея", повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны.

На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания" изображены: Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.

В пространных текстах "Легенд" описывается явление Богородицы, моление святых о заступничестве и повеление Богородицы воеводам и псковскому священству, которое должен поведать им Дорофей. На иконе композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня - центр происходящего, самое важное место обороны. В память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь - "пролом" в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город. Псковская икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.

В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, почитавшийся чудотворным образ Богородицы Псково-Покровской - сакральный образ Пскова.

Почти ничего сейчас неизвестно об этой легендарной некогда иконе ни в церковных, ни в научных кругах. Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов. В 1944 г. немцами икона "Богородица Псково-Печорская" была вывезена из церкви Богоявления с Запсковья. Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова - бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.

В течение десятков лет после окончания Второй Мировой Войны псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В Пскове считали, что она погибла во время войны. А икона, никем не понятая, не "прочитанная" на протяжении всего этого времени "услаждала" взоры нескольких человек, считавших псковскую святыню своей собственностью.
В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка "Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert", на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием "Pskov (Pleskau) und seine Umgebung" (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: "перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова". Это и была "Богородица Псково-Покровская".

Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе (Heinz Skrobucha). Начались предварительные переговоры, коллекционер был, кажется, согласен на обмен, о чем Ямщиков проинформировал псковские власти. Но что-то застопорилось на местном уровне, да и могло ли быть иначе? Для разграбленного, опустошенного оккупантами Пскова, потерявшего почти половину богатейшего собрания музея, библиотеку педагогического института, тысячи томов областной библиотеки, многочисленные архивные документы и т.д. выменивать свое достояние у тех, кто его похитил, было просто немыслимо.

Инициативе реставратора не суждено было тогда завершиться успехом. Но именно он нашел икону и сделал все от него зависящее для ее возвращения. С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 - 44 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона "Богородица Псково-Покровская".

Ждали псковские археологи, архитекторы, реставраторы... В Псковском музее ждали вместе с прихожанами ц. Рождества и Покрова Богородицы бывшего Покровского монастыря. Казалось, не случайно этот храм, из которого происходит икона, сейчас находится в совместном использовании музея и общины: возвращенная в музей, откуда она была вывезена, икона вернулась бы и в храм, для которого была написана. Надежда то появлялась, то исчезала... Так продолжалось несколько лет. Вдруг после долгого ожидания просочилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции. И опять затишье, полное тревожного ожидания. И вдруг, как гром среди ясного неба, - телеграмма из Германии, где прозвучали слова о том, что икона, названная почему-то "Псково-Печерская" должна быть возвращена "на свое место в Печерский монастырь", находящийся в 70 километрах от Пскова.

Однако, икона никогда не имела никакого отношения к Печерскому монастырю, она никогда не находилась ни в каком другом храме, кроме того, для которого была написана - Покрова Богородицы от Пролома, а после закрытия храма была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.

Во время визита президента России Владимира Путина в ФРГ в прошлом году власти этой страны передали ему икону "Богородица Псково-Покровская", вывезенную из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941-1944 гг. Президент дал обещание, что икона будет передана церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа прошлого года русская икона 16 века "Покрова Пресвятой Богородицы" была передана патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ Эрнстом Йорком фон Штудницем. Во время процедуры передачи патриарх сообщил, что будет установлено - в каком из псковских храмов прежде находилась эта икона. И при условии, что "храм действует и святыне будет гарантирована безопасность, образ будет возвращен этой церкви". И, как уже было сказано выше, икона была передана Патриарху. С тех пор на имя Алексия II написано много писем и губернатором Евгением Михайловы, и от Государственного псковского музея-заповедника, от архитекторов, историков, реставраторов. И вот теперь, только год спустя псковская святыня возвращается на родину, в Псков. Эта икона - живая часть древнего русского города, неотъемлемая, как кром, Троицкий собор или Покровская башня, без которых немыслим Псков, почти на шесть десятков лет лишенный своей чудотворной. Теперь "Богородица Псково-Покровская" займет свое место в главном храме Псковской области - Троицком соборе.


Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Натальей Ткачевой, зав. реставрационным отделом Псковского музея-заповедника.



Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...