В "Сколково" обнаружили многомиллиардные финансовые нарушения и требуют возместить ущерб

Генеральная прокуратура по результатам проверки фонда "Сколково" и его дочерних компаний заявила о грубейших нарушениях закона в ходе создания одноименного инновационного центра. Речь идет ни много ни мало об "угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств в сумме более 125 млрд рублей". По этому поводу надзорное ведомство вынесло представление руководству Фонда с требованием возместить причиненный государству ущерб и наказать виновных.

 

Как сообщается на сайте Генпрокуратуры, руководство Фонда не обеспечило должный контроль над организацией создания инновационного центра "Сколково", "что способствовало … причинению ущерба Фонду и интересам государства".

 

Проведенная проверка показала, что из федерального бюджета в 2010-2012 годах Фонду в условиях отсутствующего бюджетного контроля и без утвержденных конкретных целевых показателей его деятельности было выделено около 50 млрд рублей. При этом более 22 полученных млрд размещались на депозитах, направлялись на приобретение векселей (ценных бумаг) по процентной ставке значительно ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также размещались на депозитах, под низкие процентные ставки, в интересах коммерческого банка.

 

Прокуратура обнаружила немало других примеров "бесконтрольного и расточительного расходования средств в ущерб интересам государства".

 

Так, 1 марта 2013 года Фондом было заключено два договора на создание рекламных видеоматериалов продолжительностью 60, 30 и 10 секунд общей стоимостью 54 млн рублей, тогда как, согласно проведенному исследованию, рыночная стоимость выполненных работ не превышает 5 млн рублей.

 

Только на консультационные услуги Фондом было заключено более 200 договоров общей стоимостью 600 млн рублей. При этом выявлены факты завышения стоимости выполненных работ на сумму свыше 400 млн рублей.

 

Также в нарушение закона без определения порядка привлечения третьих лиц Фондом осуществлялось расточительное и бессистемное расходование средств на оплату оказанных  услуг. За 2 года было заключено более 200 договоров на сумму свыше 600 млн рублей.

 

Например, юридическому лицу оплачены услуги по разработке системы ключевых показателей эффективности работы на сумму 6 млн рублей, тогда как согласно приказу президента Фонда они должны были разрабатываться департаментом по стратегическому планированию и анализу.

 

Некоей фирме за работу "Социологическая модель социальной среды "Сколково", по содержанию идентичную диссертации Н. В. Дулиной "Социально-пространственная модификация современного российского крупного города", было выплачено 2,7 млн рублей.

 

По заключениям эксперта на 16 млн рублей завышена стоимость услуг по 8 договорам с физическими лицами в области образования, о проведении семинаров, по содействию руководству в развитии инфраструктуры Центра, по анализу деятельности Фонда.

 

Не единичны факты непредставления отчетов, либо предоставления общих сведений о выполненных работах, которые не позволяют оценить их объем и качество.

 

Ненадлежащее осуществление Фондом контроля над целевым использованием предоставленных грантов привело к выводу средств из сферы инноваций. Проверка показала, что грантовые средства с использованием различных "теневых" финансовых схем направлялись организациям с признаками фиктивности, вновь созданным организациям, на счета руководителей грантополучателей, аффилированным компаниям, в том числе находящимся в оффшорных юрисдикциях.

 

Около 2,1 млрд рублей в нарушение условий грантовых соглашений было отвлечено от научной деятельности и - в целях извлечения дохода - размещено на депозитных счетах. Полученные в виде грантов денежные средства перечислялись в виде беспроцентных займов, в том числе аффилированным организациям.

 

Вопреки требованиям закона до установления Фондом порядка распределения грантов 102 участникам проекта на осуществление исследовательской деятельности выделено 5,7 млрд рублей, что способствовало предоставлению преференций отдельным из них. При отрицательном заключении профильного структурного подразделения (кластера) выделены гранты четырем участникам на сумму 1,2 млрд рублей.

 

Также без экспертизы обоснованности заявок выделено 17 грантов на сумму 3,6 млрд рублей, по 3-м из которых члены грантового комитета, в том числе и сам президент Фонда Виктор Весельберг имели личную заинтересованность.

 

Вскрыты и другие похожие факты выделения средств при наличии конфликта интересов. Например, несмотря на сомнения экспертов в инновационности и рыночном потенциале одного проекта, инвесткомпании был выделен грант в объеме 21,5 млн рублей - при этом участником учредителя инвесткомпании грантополучателя являлся советник президента Фонда.

 

Еще одному юридическому лицу был выделен грант в сумме 1,7 млрд рублей, однако порядок предоставления грантов учреждениям, не являющимся участниками проекта, Фондом не был утвержден.

 

Нарушения участниками правил проекта носили неединичный характер. Например, ввезенное в целях осуществления исследовательской деятельности оборудование на сумму 32 млн рублей, было передано третьему лицу. При этом статус участника позволил обществу воспользоваться правом на возмещение затрат в размере 5,7 млн рублей.

 

Эти и другие факты в сочетании с установленным законом принципом экстерриториальности деятельности Фонда и позволили сделать вывод об угрозе нецелевого использования и хищения бюджетных средств в сумме более 125 млрд рублей, планируемых к выделению в рамках государственной целевой подпрограммы "Создание и развитие инновационного центра "Сколково".

 

В связи с этим Генеральной прокуратурой руководителю Фонда было внесено представление, в котором поставлен вопрос о возмещении причиненного ущерба, устранении выявленных нарушений закона, их причин и условий, а также привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

 

По результатам Фондом приняты определенные организационно-распорядительные меры, в том числе разработан и утвержден ряд необходимых документов, установлен принцип возвратности грантов, закреплена гражданско-правовая ответственность грантополучателей, запланированы их выездные проверки. Кроме того, возмещено 15 млн рублей ущерба по договорам на создание рекламных видеоматериалов, прекращены выплаты на сумму более 300 млн рублей по итогам проверки сметной стоимости ряда работ, в суды заявлены иски о взыскании 30 млн рублей ущерба.

 

Двум вице-президентам Фонда за ненадлежащее организационное руководство и координацию деятельности по реализации проекта "Сколково" объявлены выговоры.

 

Между тем Генпрокуратурой Российской Федерации предложено Министру финансов Российской Федерации принять меры к повышению результативности и соблюдению целевого характера при расходовании Фондом выделенных из бюджета денежных средств, а руководителю ФНС России - обратить особое внимание на проведение проверок участников проекта, воспользовавшихся правом на льготное налогообложение.

 

Наконец, самим надзорным ведомством установлен контроль за возмещением причиненного государству и Фонду ущерба.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...