Услуга сопровождения семей с детьми-инвалидами. Псковская модель
Как уже сообщалось ранее, в апреле 2013 года Псковская область выиграла конкурс Всероссийского Фонда поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и стала одним из пяти пилотных регионов, который начал прорабатывать модель сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Первый пошёл
По условиям конкурса, уже к декабрю у псковичей должен быть готов отлаженный механизм такой работы. Несмотря на предельно сжатые сроки, Псковская область справилась с этой задачей раньше намеченного, и уже представила действующую региональную модель сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на экспертизу в Москву.
Подтверждением чему стало изданное 23 октября постановление региональной администрации под номером 481 "Об организации работы по сопровождению семей с детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья на территории Псковской области", которое утверждает порядок предоставления этой услуги, включая её стандарт, а также положение о межведомственном взаимодействии по её предоставлению.
Это стало возможным потому, что одним из главных условий участия в конкурсе было наличие в регионах не только опыта подобной работы, но и стараний создать механизм сопровождения семей с детьми-инвалидами собственными силами, не дожидаясь необходимых для этого изменений в российском законодательстве.
В новом законе о социальном обслуживании населения, который уже прошёл первое чтение в Государственной Думе, сопровождение семей с детьми-инвалидами будет прописано отдельной строкой. А механизм такого сопровождения каждому региону придётся вырабатывать самостоятельно. Вот для того-то Москве и понадобился опыт передовых в этом отношении регионов, чтобы они проторили дорожку всем остальным и показали, как эту работу лучше делать.
Пилотными регионами в этом проекте наряду с Псковщиной были выбраны Новосибирская, Вологодская, Владимирская области, а также Забайкальский край. Все они принялись разрабатывать административный регламент и стандарт предоставления новой услуги, а также модель оказания семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья такого рода помощи, включая порядок межведомственного взаимодействия для её осуществления.
Итоги этой работы изучит прикреплённый к Фонду научно-исследовательский институт, которому поручено подготовить модельный проект документов по сопровождению семей с детьми-инвалидами, годящийся для использования в любом российском регионе.
Итак, псковская модель уже готова. Причём на суд московских специалистов сначала был представлен черновой проект, они досконально его изучили, выехали в районы Псковской области, проверили, как это осуществляется на практике, провели с местными социальными работниками несколько совещаний и только после этого приняли к рассмотрению проект, сделанный уже, что называется, "под ключ".
Стандарт услуги
Что же это за новая услуга такая – "сопровождение семей с детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья"? Она заключается в том, что специально обученный человек – участковый социальный работник на территории отведённого ему участка изучает условия, в которых проживают такого рода семьи, выясняет, какая именно им необходима помощь, и координирует работу межведомственной команды по оказанию этой помощи. Для этого при центре социального обслуживания, где работает этот участковый, создаётся межведомственная комиссия, в состав которой входят представители органов и учреждений различных систем – образования, здравоохранения, а также службы занятости, комитета по культуре и комитета по делам молодёжи, физкультуры и спорта.
Пока ещё такая помощь оказывается главным образом по обращению самих семей. Социальный участковый подписывает с ними договор о предоставлении услуги сопровождения и разрабатывает индивидуальный план помощи. Помощь может быть самой разнообразной: одной семье необходимо починить крышу, другой требуются занятия с психологом, который смог бы наладить отношения между конфликтующими представителями разных поколений, третья просит приобрести для ребёнка новую инвалидную коляску, а четвёртая нуждается в том, чтобы ребёнка отправили на дорогостоящее лечение в один из столичных медицинских центров.
Со своей стороны семья обязуется, допустим, добросовестно посещать необходимые для её реабилитации занятия, принимать участие в тренингах и пускать в дом, например, социального педагога или психолога (если речь шла о педагогической, психологической или психотерапевтической помощи), а кроме того, даёт согласие на использование специалистами её персональных данных.
Социальный участковый и сам может предложить родителям детей-инвалидов помощь, на которую они даже не рассчитывали – например, по неведению. В частности, они могут не знать, как пользоваться бесплатной молочной кухней или какие им ещё причитаются пособия. То есть, в договоре на оказание услуги сопровождение может быть прописана и юридическая помощь. А может быть прописана материальная – в виде памперсов, на которые тоже не у всех хватает денег.
Вы ещё не заказали услугу сопровождения? Тогда мы идём к вам!
Начало этой работе в Псковской области, конечно же, было положено не в апреле 2013 года, а гораздо раньше – ещё в 2007 году, когда в регионе началась сплошная паспортизация всех имеющих детей семей – как зажиточных, так и малообеспеченных, как благополучных, так и не очень. К настоящему времени органы соцзащиты имеют данные уже на 90% псковских семей с детьми и строят свою работу на основании этой информации. Давно уже оказывая посильную помощь нуждающимся в ней родителям и их детям.
В ходе реализации выигранного в этом году гранта в нашем пилотном регионе к тому же была произведена паспортизация всех социальных участков. Всего их к 2013 году в Псковской области было создано 240, которые обслуживали, соответственно, 240 социальных участковых. На такие участки поделена территория всего региона, за исключением Пскова и Великих Лук.
Псков и Великие Луки были разбиты на такие участки благодаря пилотному проекту. В каждом из самых крупных городов области их теперь по пять. И по пять социальных участковых, отличаются от своих коллег в сельской местности только тем, что занимаются исключительно семьями с детьми-инвалидами и детьми с ограничениями здоровья. Если бы им доверили все без исключения семьи, им эту работу было бы не потянуть.
Таким образом получилось 250 участков. Причём, в Пскове и Великих Луках социальные участковые пока работают главным образом по заявлению самих семей, а также с семьями, де воспитываются дети, нуждающиеся в паллиативной медицинской помощи (это такая помощь, которая позволяет улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания).
Если конкретно, в Пскове насчитывается 440 семей с детьми-инвалидами и детьми с ограничениями здоровья. Всего за несколько месяцев с начала работы проекта уже 45 таких семей успели подписать с социальными участковыми договор о предоставлении услуги сопровождения.
"Всего в Псковской области примерно 1800 семей, имеющих детей с ограничениями здоровья. Наша задача – подписать такие договоры со всеми!" – говорит начальник отдела семьи, женщин, детей и демографии Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Марина Кириллова.
Разумеется, проектом предусмотрена массированная информационная кампания во всех СМИ, а также издание специальных буклетов и юридических справочников для родителей детей-инвалидов и детей с ограничениями здоровья.
Ушла на базу
Кроме того, в ходе проекта в Пскове на базе областного Центра семьи был создан ресурсно-методический центр сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограничениями здоровья. Как площадка, где сосредоточено максимум высококвалифицированных специалистов разного профиля, которые могут бы полезны социальному участковому в его работе.
Четыре филиала этого центра базируются на базе районных центров социальной помощи: в Острове, Великих Луках, Порхове и Опочке. При них и созданы межведомственные комиссии, которые могут в случае чего сформировать выездную бригаду и навестить нуждающуюся в их помощи семью с ребёнком-инвалидом в любой деревне. Потому что проектом были выделены деньги на приобретение необходимого для этого транспорта. Вдобавок на средства гранта эти центры были оснащены компьютерной техникой и веб-камерами – чтобы работающие там специалисты могли участвовать в вебинарах, а также консультировать своих подопечных дистанционно и, конечно, общаться с коллегами из других районов и областного центра.
Проектом предусматривалась и учёба тоже – 72-часовые курсы, в которых приняли участие 50 специалистов: не только социальные участковые, но также социальные педагоги, врачи-психотерапевты. Кроме того, на средства гранта для них приобретена необходимая методическая литература.
Одним из итогов проекта также станет издание собственного методического пособия по сопровождению семей с детьми-инвалидами и детьми с ограничениями здоровья – с пошаговыми инструкциями для социальных участковых и рекомендациями по межведомственной кооперации. Часть тиража этого сборника будет передана в распоряжении остальных четырёх пилотных регионов проекта, а они в свою очередь поделятся с Псковской областью своими методическими наработками.
Но самые большие затраты (более двух миллионов рублей) связны с разработкой и внедрением электронной базы данных проекта, которой смогут пользоваться соцработники всех 26 муниципальных образований Псковской области и прежде всего – ресурсно-методические центры, а также все ведомства и учреждения, которые работают с семьями, где есть дети с ограничениями здоровья.
На каждую семью, которая позволит социальным участковым пользоваться её персональными данными, будет составлен электронный паспорт, доступный всем остальным специалистам, которые работают с этой семьёй, каждый из которых сможет дополнять его в пределах своей компетенции. Эта электронная база позволит, помимо всего прочего, отслеживать качество предоставляемых семье услуг.
Затраты
Общие затраты проекта – примерно 21 миллион рублей. Большая часть этой суммы – около 14 миллионов рублей – это средства областного бюджета. 6 миллионов 894 тысячи рублей в проект вложил Фонд поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
В проекте также задействованы общественные организации, которые тоже внесли в него свой материальный вклад. Например, общественная организация "Росток", которая работает на базе Бельско-Устьенского дома-интерната, помогла организовать учёбу и подготовку методических материалов для приёмных семей, взявших на воспитание детей-инвалидов. Межрегиональная ассоциация поддержки детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии поспособствовала приглашению на псковские семинары специалистов из столицы и других регионов. Общественная организация "Я и ты" для родителей детей-инвалидов с аутизмом, которая действует при Центре лечебной педагогики в Пскове, помогла органам соцзащиты разработать блок проекта, посвящённый организации родительских клубов. Всего их должно быть создано не меньше 26 (по одному в каждом муниципалитете), примерно десять уже приступили к организации совместных мероприятий.
И конечно, все привлечённые к проекту общественные организации помогали социальным работникам привлекать волонтёров. Волонтёрами проекта стали в основном студенты (например, студенты Опочецкого педагогического колледжа, которые помогают тамошнему ресурно-методическому центру) и участники молодёжных движений (как в Порхове).
Никакой бюрократии
На сегодня специалисты Государственного управления социальной защиты Псковской области не только отрапортовали в Москву о том, что он практически выполнен, но и подвели для себя некоторые первые итоги своей работы, удивившие их самих.
Когда они проанализировали уже подписанные с семьями договоры на сопровождение, то оказалось, что большинство семей - 80 % семей – нуждаются в том, чтобы отправить своих детей на лечение в федеральные центра, а также в санаторно-курортном обслуживании и в паллиативной медицине.
Но на втором месте… никто не ожидал… стремление общаться! 50 % семей хотят быть вовлечёнными в родительские клубы, а также выразили желание, чтобы их дети посещали кружки и спортивные секции. Видимо, комитетам по физкультуре и спорту придётся в ближайшее время во многом пересмотреть свои приоритеты.
40 % детей в семьях, которые уже получают услугу сопровождения, нуждаются в развивающих занятиях и консультациях конкретных специалистов.
То есть, материальная помощь, если, конечно, не считать таковой квоты на лечение в ведущих клиниках страны, в таком деле как социальное сопровождение, оказалась далеко не самой востребованной.
Напоследок хотелось бы успокоить уполномоченного по правам ребенка в Псковской области Дмитрия Шахова, который переживал на недавнем заседании региональной администрации, что семьям с детьми-инвалидами придётся заполнять слишком много документов, чтобы получить услугу сопровождения.
Как выяснилось, семья, которая соглашается на сопровождение, заполняет всего один документ – заявление. А потом подписывает составленный социальным участковым договор. И все.
Наталья БОЯРИНОВА