Чтецы и жнецы

В Псковской области началось обсуждение проекта бюджета на 2014 год. Главный финансовый документ внесен губернатором Андреем Турчаком в областное Собрание, прошли первые консультации с партийными фракциями, на 25 ноября назначены публичные слушания. В канун большого предвыборного года обсуждение бюджета будет иметь особое значение, а основные политические игроки постараются максимально использовать предоставленные площадки в своих целях.

 

Сила тяжести

 

Плотная работа над проектом бюджета в недрах администрации региона традиционно началась еще летом. В августе, сентябре и октябре государственные программы (напомним, бюджет теперь формируется по новому принципу – через систему госпрограмм) проходили предзащиты и публичные обсуждения на заседаниях администрации, на публичных слушаниях и в интернете. Сказать о массовом интересе к проектам госпрограмм нельзя: мало кто способен продраться сквозь дебри весьма специализированных текстов и цифр, а воспользовались такой возможностью и вовсе немногие. Однако возможность была представлена, и процедура публичности процесса формально оказалась соблюдена.

 

Первые публичные оценки проекта бюджета на 2014 год из уст Андрея Турчака прозвучали на встрече с депутатами Псковской городской Думы 10 октября. Параметры доходной части бюджета не очень отличаются от 2013 года, заявил он, при этом нагрузка на расходную часть будет увеличена, в частности, понадобятся серьезные средства на повышение зарплат бюджетникам.

 

22 октября на заседании администрации области Андрей Турчак назвал бюджет на следующий год "тяжелым". "Мы ставим задачу в обязательном порядке профинансировать программы, которые уже начаты, и где исполнение составило более 50%", отметил он.

 

18 ноября пресс-служба главы региона сообщила о его встрече с министром финансов России Антоном Силуановым. В официальном сообщении скупо говорилось о том, что по вопросу проекта бюджета области "принципиальная позиция региона услышана", а глава Минфина согласовал Псковской области перекредитование бюджетных кредитов "на выполнение первоочередных обязательств". И что на эти цели из федерального бюджета будет выделено более 3 млрд рублей. Кроме того, говорилось в релизе, "была поддержана позиция областных властей по снижению доли областного софинансирования в реализации госпрограмм в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и ряде других".

 

За лаконичностью официального сообщения скрывался сдержанный оптимизм: начатые в регионе проекты, в том числе инфраструктурные, в следующем году все-таки продолжатся и получат финансирование.

 

Тем не менее, рост социальной нагрузки на бюджет в 2014 году (областные власти в полном объеме намерены выполнить обязательства по росту зарплат и сохранению всех имеющихся льгот) стал поводом для значительного секвестра предлагаемых комитетами и управлениями региональной администрации на 2014 год мероприятий. По признанию руководителей некоторых  областных ведомств, резать "в пользу зарплат учителям и врачам" пришлось многие необходимые региону статьи расходов.

 

19 ноября, на следующий день после встречи с Антоном Силуановым на заседании администрации области Андрей Турчак и его заместитель – начальник финансового управления Татьяна Баринова обозначили основные параметры проекта бюджета. Здесь бюджет снова был определен, как "тяжелый", но уже с оговорками.

 

"Бюджет тяжелый, но не тяжелее бюджета 2013 и 2012 годов. Все социальные задачи, которые стоят перед нами в рамках президентских майских указов, сохранены, - заявил глава региона. - Предусмотрена индексация социальных расходов. Существенно увеличились средства на оплату труда бюджетников и содержание дорожного фонда".

 

Андрей Турчак отдельно остановился на встрече с министром финансов, отметив, что достигнуты договоренности о реструктуризации кредитов администрации области в ближайшие три года. Помимо этого, регион получит дополнительное из госбюджета в размере 1,5 млрд рублей на софинансирование социально-значимых программ.

 

В тот же день законопроект был официально внесен в Псковское областное Собрание депутатов, а уже в среду прошли первые консультации с фракциями регионального парламента.

 

Задачники и вопросники

 

Первоначально встречи с депутатами были запланированы на четверг, 21 ноября, однако коррективы внесла жизнь: во вторник вечером пришло печальное известие о смерти главы Куньинского района Вячеслава Макаренко. Областные власти перенесли бюджетные консультации, чтобы в четверг получить возможность проститься с одним из самых уважаемых представителей местного самоуправления области.

 

Встречи проходили на территории областного Собрания, пресса на них допущена не была. После первых бюджетных консультаций руководители фракций "Яблоко", КПРФ, ЛДПР и "Единой России" ограничились короткими комментариями, распространенными пресс-службами областного Собрания и администрации региона. Впрочем, нет никаких сомнений, что развернутая оценка представителей фракций прозвучит уже на обсуждении проекта бюджета в первом чтении, которое намечено на 28 ноября.

 

"Псковская область в бюджетном плане не растёт, к сожалению, - заявил Лев Шлосберг (фракция "Яблоко"). - Мы продолжаем нести основную массу социальных обязательств, у нас небольшой бюджет развития, за исключением сельского хозяйства".  По словам единственного представителя "Яблока" в областном Собрании, он успел задать Андрею Турчаку только часть вопросов по бюджету, но пообещал, что ко второму раунду консультаций их станет гораздо больше.

 

Напомним, в 2012 году Лев Шлосберг стал рекордсменом по количеств поправок к проекту бюджета-2013, и едва не парализовал работу согласительной комиссии.

 

О том, что вопросов к следующей встрече появится больше, повторил и лидер фракции ЛДПР Сергей Макарченко.

 

"В 2014 годы мы выработаем весь лимит кредитов, и есть надежда, что, раз кредиты не будут привлекаться, мы научимся жить по средствам", - заявил он, отметив, что фракцию интересовал большой объем кредитов, привлекаемых регионом.

 

Категорично против предлагаемого проекта бюджета высказался Александр Рогов (фракция КПРФ). "У нас сложилось стойкое убеждение, что эта катастрофа, - заявил он. - Сказать, что при таком бюджете область сможет в следующем году развиваться, невозможно".

 

Позиция фракции коммунистов в областном Собрании по отношению к принимаемым бюджетам уже много лет остается неизменной: ее члены голосуют либо против, либо не участвуют в голосовании.

 

Единороссы по отношению к проекту бюджета настроены оптимистично или, по выражению одного из представителей фракции, "дипломатично". "Есть определенное количество денег. Самое главное, распределить их так, чтобы обеспечить наши обещания – обещания исполнительной власти, обещания законодательной власти, - сказал заместитель руководителя фракции "Единой России" Виктор Антонов. - Я думаю, что в бюджете в этом отношении все спокойно, все правильно, потому что социальная сфера обеспечена. Да, проблемы есть, где-то придется ужаться. Но думаю, что главная задача, это социальная сфера. За бюджет я спокоен".

 

Коллеги Антонова по фракции вторят ему, акцентируя внимание на сохранении в бюджете всех социальных обязательств, рост расходов на ремонт дорог, решении вопросов областного центра и программе по ремонту районных домов культуры.

 

На сегодняшний день бюджетные консультации не состоялись только с фракцией "Справедливая Россия".

 

Объясни, а то непонятно

 

В следующем году в Псковской области предстоят выборы губернатора. Представители "Яблока", КПРФ и справедливороссов уже заявили о намерении выставить своих кандидатов. Таким образом, обсуждение бюджета приобретает дополнительную политическую значимость для каждой из партий, каждая из них предсказуемо использует возможность для критики действующей областной администрации.

 

В связи с этим высока вероятность, что при обсуждении проекта бюджета у администрации Андрея Турчака будет меньше возможностей лавировать между интересами партийных фракцией и рассчитывать, например, на поддержку  фракции ЛДПР или "Справедливой России".

 

В этих условиях многочисленная фракция "Единой России" становится фактически единственной опорной на предстоящих голосованиях за проект бюджета, а партийная дисциплина и явка на сессии Собрания будут значимы как никогда.

 

Региональная администрация по-прежнему продолжает демонстрировать курс на максимальную открытость при обсуждении главного финансового документа, стараясь заручится поддержкой общественного мнения, глав муниципалитетов, общественников.

 

Публичные слушания – один из инструментов открытости и площадка для дискуссии. Специфика бюджетных документов затрудняет формирование объективного общественного мнения: "черт ногу сломит в этих цифрах". С другой стороны, чрезмерное упрощение бюджета – излюбленный прием оппозиционных партий, сводящих бюджет до искаженных, но понятных, а потому воспринимаемых простыми, не разбирающимися в тонкостях финансовых процессах гражданами формул: "бюджет-катастрофа", "бюджет-тайфун".

 

Таким образом, авторам проекта бюджета на предстоящих публичных слушаниях предстоит решить непростую задачу: доступно рассказать о его тонкостях, не скатившись при этом к банальностям.

 

Немаловажную роль будут играть те, чье мнение представляет значение для общества, и кто при этом в состоянии "перевести" главный финансовый документ области на русский язык, не подменяя бюджетные вопросы политическими.

 

Предполагается, что окончательно проект бюджета на 2014 год будет принят во второй декаде декабря. А еще через два месяца станет понятно, кто займется формированием бюджета на 2015 год.

 

Александр ОСИН
 

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...