Ревизия: МРЭО в Пскове
Когда в сентябре управление ГИБДД УМВД России по Псковской области вдруг взяло, да и закрыло все обособленные (в народе - "коммерческие") филиалы МРЭО, автолюбители оказались, мягко говоря, в недоумении. Как так: раньше, пусть и заплатив 1000 рублей, водитель мог за пару часов поставить на учет или снять с него автомобиль, а что делать теперь? Приезжать в пять утра в единственный оставшийся МРЭО на Труда-75, чтобы занять очередь? Руководство областного ГИБДД поспешило успокоить граждан: никаких очередей не будет, поскольку в областном МРЭО места за всеми имеющимися окошками займут высвободившиеся из платных филиалов сотрудники. Убедиться в этом могли все СМИ, приехавшие на брифинг главы УГИБДД Анатолия Ефимова, где им не только объяснили причины закрытия филиалов, но и провели небольшой пресс-тур по зонам приема и выдачи документов и государственных регистрационных знаков. Спустя два месяца после этих событий, корреспонденты Псковского агентства информации вновь наведались в МРЭО на Труда, чтобы проверить, насколько тяжело сейчас поставить на учет свое транспортное средство.
Ехать решили вдвоем. Оба – водители, несколько раз ставившие авто на учет в МРЭО. Каждый – со своим печальным опытом уничтожения времени и нервов в очередях. Забегая вперед: в ходе "Ревизии" мы успешно совершили два регистрационных действия, которые давно следовало сделать, да все руки не доходили. Точнее, не было никакого желания к ним приступать. Но в этот раз все не только получилось, но и заняло считанные минуты.
Утро понедельника. Предыстории
Водитель №1:
Вот уже несколько лет я владею выводком старых "Жигулей": автомобилем ВАЗ-2103 1978 года выпуска, который давно отслужил верой и правдой и благополучно сгнил, и ВАЗ-2107 1997 года, уехавшим по гендоверенности в другой город, где был угнан и разбит. Где эти автомобили находятся в данный момент, я не знаю, во снах они ко мне не приезжают, и никак о себе не напоминают. Но один раз в год в письме из налоговой говорится о том, что я должен заплатить за владение аж тремя автомобилями.
Понимая, что езжу я только на одном из трех авто, около двух лет назад я отправился в МРЭО на Труда, чтобы снять старую рухлядь с учета и освободить себя от уплаты налога. Отстояв полчаса в очереди в окошко №1, я получил заявление на снятие одного из транспортных средств с учета. Текст был распечатан на матричном принтере, буквы были едва видны. Поскольку от автомобиля у меня ничего не осталось, кроме ПТС, с этим заявлением я должен был пройти простой квест: отправиться в городское ГИБДД, чтобы поставить на заявление печать и надпись о том, что государственные регистрационные знаки не изымались, а затем – вернуться на улицу Труда и отстоять очередь в окошко №4.
В городское ГИБДД пришло ездить дважды, потому что режим работы нужного кабинета был, мягко говоря, не очень удобен, а желающих попасть в этот кабинет за очередной справкой или печатью было хоть отбавляй. А когда я получил заветную резолюцию и вернулся в МРЭО на Труда, то увидел огромную очередь в окно №4. Я вспомнил все свои предыдущие попытки поставить автомобили на учет, вспомнил утренние посиделки на крыльце ГИБДД с чаем в термосе и много еще нехорошего.
С мыслью "приду попозже" я уехал. Когда я пришел попозже и честно отстоял всего 2 часа, то получил ответ: "Заявление просрочено". Нужно было заново стоять в очереди в окно №2, ехать в городское ГИБДД и так по кругу. Я оставил это дело до лучших времен без надежды, что они наступят…
Водитель №2:
Моему знакомству с МРЭО областного ГИБДД меньше трех лет, однако за это время я успел не только получить права, но и поставить на учет три автомобиля. Все три раза я регистрировал авто только в коммерческих МРЭО. В первый раз - потому что попытался связаться с бесплатным отделом, но понял, что мне придется отстаивать 4 очереди вместо одной, и не факт, что я успею совершить все эти действия за один день. Было проще заплатить 1000 рублей коммерсантам за "единое окно" с осмотром здесь же, поблизости. А при последующих продажах своих автомобилей я снимал авто с учета в платных МРЭО, оставляя там "красивые" номера на хранение, чтобы перевесить их на следующую машину.
Я ни разу не пожалел тех денег, которые уплачивал за регистрационные действия коммерсантам. Учитывая количество филиалов МРЭО в Пскове, всегда можно было заранее созвониться с одним из них, и, разведав обстановку, выяснить оптимальное время прибытия на сдачу документов и осмотр транспортного средства. В областном МРЭО о таком телефонном сервисе и мечтать было нельзя – трубку снимали не администраторы филиалов, а сотрудники полиции, которые в лучшем случае называли часы работы.
Понедельник. 10:15
Водитель №1:
Трудно поверить, но те самые "лучшие времена" наступили. Внешне МРЭО ГИБДД на Труда выглядит так же, как и много лет назад. Та же дверь, обшарпанная лестница, те же 4 окошка. Но свершилось самое настоящее чудо – все 4 окошка работали на прием заявлений. Не одно, как раньше, а в 4 раза больше!
В понедельник в 10 утра на снятие с учета для утилизации 2 автомобилей у меня ушло чуть больше 30 минут с учетом заполнения двух заявлений. Перед окошками сидела девушка-консультант, которая вежливо и терпеливо отвечала на самые глупые вопросы, которые только могла услышать.
Увидев в первый раз в жизни свободное окошко №4, я подошел к нему с мыслью, что оно закрыто, но увидел в нем капитана полиции, который вежливо объяснил, что для снятия транспортного средства с учета для утилизации необходимо лишь заполнить заявление. И совсем не страшно, что от автомобиля не осталось ни документов, ни государственных регистрационных знаков. Впрочем, у меня, помимо собственного паспорта, был еще и ПТС на "семерку". На "тройку" не было совсем никаких документов, но по ее госномеру (который я назвал по памяти) сотрудник ГИБДД распечатал мне данные об автомобиле, которые хранились в базе.
Еще несколько лет назад в этом самом окошке другой сотрудник разворачивал людей, которые принесли с собой недостаточно копий документов, и люди стояли в очередях снова и снова. Сегодня же получив листочек с данными "тройки", я взял 2 заявления у девушки-консультанта, заполнил их и сдал в окно №4 (снова без очереди). Взамен я получил 2 документа о том, что мои автомобили сняты с учета для утилизации.
Откровенно говоря, в сентябре я был неприятно удивлен тем, что коммерческие филиалы МРЭО прекратили свою работу. Но то, что я увидел сегодня в обычном "бесплатном" областном МРЭО ГИБДД, говорит о том, что платные МРЭО больше просто не нужны.
Водитель №2:
Поскольку я никогда не был в зале МРЭО, то его еще предстояло найти. Немного поплутав по коридорам ГИБДД я, наконец, понял, что верное направление указывает табличка с надписью "Выход". Я так и знал, что выход всегда есть. И действительно – за дверью оказалась лестница на второй этаж, поднявшись на который я увидел множество информационных стендов, красноречиво свидетельствующих, что именно здесь проводили раньше часы и дни бедолаги-автовладельцы.
Рядом с окошками, возле которых толпилось всего полдюжины человек, стоял стол с табличкой "Консультант", а за ним сидела сотрудница ГИБДД в форме. Я признался, что у меня нет с собой никаких документов – ни ОСАГО, ни ПТС – и я приехал просто для того, чтобы выяснить оптимальные часы и алгоритм работы МРЭО. И, может быть, уже сегодня вернуться, и поставить свежее купленное авто на учет.
Девушка терпеливо объяснила мне весь порядок действий, выдала реквизиты для оплаты госпошлины и бланк заявления, объяснив, как его заполнять и куда потом сдавать. Если бы документы были у меня с собой, я вполне мог бы сдать их минут за 5 после заполнения заявления – одно из четырех окошек приема было стабильно свободно. И предъявить автомобиль на осмотр тоже успел бы до обеда – на площадке под окном с поднятыми крышками капотов стояли всего три легковушки.
Как знать, может и получить все документы вместе с госномером мне бы удалось в понедельник до 12:30 (именно в это время начинается обед), начав заполнять заявление в 10:30. Тем более, что подсуетиться вполне стоило: 25 ноября в ГИБДД выдавали серию К___КК. И пока мы разговаривали с консультантом, мимо прошествовал осчастливленный автолюбитель с номером К332КК в руке.
Даниил НОВИКОВ, Александр МАГЕРА
фото Александра СИДОРЕНКО