Андрей Турчак: "Это не игра"
В минувшую среду, 18 декабря, губернатор Псковской области Андрей Турчак в прямом эфире ГТРК "Псков" и ПАИ-live дал интервью редакторам ведущих региональных СМИ. Глава области ответил на вопросы, касающиеся предстоящих губернаторских выборов, рассказал о взаимоотношениях с оппозицией, пообещал помочь в решении проблем обратившихся к нему граждан, а также ответил на другие вопросы журналистов. Псковское агентство информации публикует полную стенограмму беседы губернатора с представителями СМИ.
"Я не сторонник формирования черных списков"
- Здравствуйте, уважаемые зрители и радиослушатели! Сегодня в эфире годовое итоговое интервью губернатора Псковской области Андрея Турчака. Здравствуйте, Андрей Анатольевич!
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Андрей Анатольевич, я думаю логично будет начать наше сегодняшнее общение с одной из актуальнейших тем этой недели. Я имею в виду вашу встречу с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась в этот понедельник. Тех, кто интересуется общественно-политической жизнью региона, в первую очередь, я думаю, эта встреча интересовала в контексте грядущих губернаторских выборов. Она уже по факту дает, как мне кажется, основания говорить о том, что вы в настоящее время уже не только действующий губернатор, но и кандидат Кремля, по сути дела кандидат на пост губернатора Псковской области. В связи с чем у меня несколько вопросов. Согласны ли вы, что такие выводы уже можно сделать? Считаете ли вы, что февральский указ президента об исполняющем обязанности губернатора теперь не более, чем формальность? Наконец, когда вы публично, официально заявите о том, что намерены и дальше продолжать работу в качестве губернатора и идете на эти выборы?
- Меня всегда удивляла способность наших псковских журналистов и готовность их, читать между строк и искать в различных встречах, в различных поводах какие-то скрытые смыслы. На самом деле в понедельник действительно состоялась рабочая встреча, на которой был подведен некий итог моей работы на посту губернатора за прошедший период, были даны достаточно четкие оценки со стороны президента Российской Федерации по тем задачам, которые ставились перед руководством области.
В первую очередь это была задача решения демографической проблемы. Вторая задача, которая обсуждалась, - это раскрытие инвестиционного потенциала Псковской области. Но говорить о том, что это был исключительно отчет, тоже не приходится, потому что были заданы определенные планки по задачам развития нашего региона на среднесрочную и на долгосрочную перспективу. Был поддержан ряд инициатив, с которыми администрация области выступала и в части решения застаревших наших проблем инфраструктурных, которые касаются строительства путепровода в городе Великие Луки в рамках юбилейных мероприятий по 850-летию города. Это строительство Северного обхода с новым мостовым переходом города Пскова. То есть те вопросы, которые могут в настоящих условиях решаться только при поддержке президента Российской Федерации.
Считать эту встречу предвыборной или не считать, это опять-таки ваше оценочное суждение, уважаемые коллеги. Могу сказать лишь то, что решения по действующим губернаторам у нас принимает президент. Это решение оформляется соответствующим Указом, о котором вы уже сказали, который появится в феврале следующего года.
Если говорить обо мне лично, то естественно я провожу некий анализ того пути, который мной был пройден здесь в качестве губернатора и пытаюсь внутри себя, давая оценку этому периоду, сформировать свою профессиональную готовность, свою человеческую готовность к тому, чтобы этой работой заниматься следующие пять лет. На сегодняшний день я могу сказать, что я готов. Готов в первую очередь за счет той команды, которая была сформирована на протяжении последних пяти лет, в случае если президент Российской Федерации сделает и примет такое решение в феврале, готов участвовать в избирательной кампании по выборам губернатора Псковской области.
- В регионе за последний год значительно увеличилось количество некоммерческих организаций, особенно социально ориентированных. Не секрет, что некоторые некоммерческие организации не совсем добросовестно отрабатывают полученные из федерального и регионального бюджета деньги. Будет ли составляться некий "черный список" по этим организациям в регионе? Как это контролируется?
- Я вообще не сторонник формирования каких-то черных списков. Есть четкие критерии, которые определены при проведении конкурсных процедур. Отбор НКО проходит достаточно открыто, создана специальная комиссия, которая рассматривает эти проекты, которые претендуют на грантовую поддержку.
Я не могу сказать, что какой-то превалирующий процент некоммерческих организаций, которые получали поддержку из областного бюджета в рамках нашей программы, не выполнял целей, которые в заявках были отражены. Мы, естественно, этот анализ ведем. И я думаю, у членов конкурсной комиссии есть право принять то или иное решение, по поддержке того или иного проекта, основываясь в том числе на их реализации.
Поэтому списков мы формировать не будем, грантовая поддержка социально ориентированных НКО на 2014-й год сохранена в полном объеме, в тех же лимитах, которые у нас были в 2013-м году. Пока наращивать их мы не можем, но такие планы на 2015-2016 годы мы имеем.
- Но сейчас вы уже видите какие-то реально ощутимые результаты от выделения средств НКО?
- Большинство проектов, которые были поддержаны, - это социально ориентированные проекты, в том числе по такой чуткой для нашего региона сфере, как решение проблемы детей-сирот. Это работа во благо и очень здорово, что она поддерживается не только областной властью. Наши псковские НКО претендуют на получение федеральных грантов, - такие примеры у нас тоже есть.
"Каждый выбирает свой момент для старта"
- Андрей Анатольевич, вопрос снова по выборам губернатора. На данный момент только "Единая Россия" может преодолеть в Псковской области муниципальный барьер. Но ее кандидату, кем бы он ни был, в любом случае нужны будут ее противники, конкуренты. Наверняка в недрах партии уже продумывается этот вопрос. Допустим, на выборах мэра Москвы "Единая Россия" поделилась голосами муниципальных депутатов с представителями оппозиции. В Псковской области такой вариант возможен? Если да, то кто получит эти голоса? Это будет какой-то конкурс или все желающие смогут принять участие в выборах?
- Вы совершенно правильно сказали, что кто бы ни был кандидатом на выборы губернатора от "Единой России", этот человек заинтересован в максимально широкой конкуренции. И с этой точки зрения, если оценивать опыт выборов, которые прошли в Москве, я думаю, это было правильное решение и хорошая инициатива кандидата в мэры Сергея Семеновича Собянина по максимально широкому участию кандидатов в этих выборах.
Поэтому я думаю, что руководство "Единой России" найдет возможность через своих представителей в районных собраниях, депутатов, на уровне местной власти, в наших муниципалитетах, оказать поддержку тем, кому будет не хватать голосов для прохождения муниципального фильтра.
Естественно никаких конкурсов здесь не будет, никаких списков здесь не будет, мы постараемся сделать это максимально широко. К слову сказать, у нас представители парламентских партий тоже входят в областное Собрание депутатов. И коммунистическая партия, и "Справедливая Россия", и ЛДПР, и партия "Яблоко". Они все имеют своих представителей в том числе и на муниципальном уровне. Кто-то больше, кто-то меньше. Это на самом деле показатель их работы в межвыборный период. Условия для конкурентной политической борьбы в пределах правового поля в регионе созданы, и мы эти условия будем поддерживать и в сентябре 2014-го года.
- То есть так называемые малые партии тоже смогут претендовать на голоса, которые будут нужны для прохождения барьера?
- Мы за максимальное участие кандидатов от партий в губернаторских выборах.
- Сейчас идут подготовительные работы к сессии и ко второму слушанию регионального бюджета. Согласительная комиссия, которая в принципе не обязательна была, и ваши встречи постоянные с фракциями, - это некая игра в демократию или все-таки они внесли какие-то конструктивные предложения в бюджет и в большинстве их приняли?..
- Мы в демократию не играем. Мы договаривались об этом с областным Собранием депутатов. Наша задача совместная была поломать порочную практику, когда главный финансовый документ Псковской области вносился в Собрание практически за неделю или за две до первого чтения. Мы постарались сделать этот процесс максимально публичным.
Именно с этой точки зрения мы еще в прошлом году обеспечили широкое обсуждение нашего финансового документа в рамках публичных слушаний. Мы их проводим не по формальному принципу. Все, кто желает, - и представители парламентских партий, и общественность, и главы муниципалитетов - принимают в этих публичных слушаниях максимально широкое, максимально активное участие.
Кроме того, мы в этом году также поступили с утверждением государственных программ, на основании которых строится бюджет Псковской области на 2014, 2015, 2016-й годы. Также представители самой широкой общественности могли принимать участие в их обсуждении. Это никакая не игра, это возможность сделать наши бюджетные вложения в самые актуальные точки Псковской области максимально прозрачными и максимально эффективными.
Что касается согласительной комиссии между первым и вторым чтением, да действительно, юридически согласительная комиссия создается только в случае отклонения бюджета в первом чтении, но мы совместно с руководством областного Собрания приняли решение, и второй год это решение реализуем, чтобы согласительная комиссия работала. И очень большое количество точечных, на первый взгляд казалось бы мелких, незначительных поправок, которые в итоге отражаются на жизни наших граждан, принимаются нами в процессе работы этой согласительной комиссии.
- Я хочу вернуться к истории, с которой я работала еще в 2006-м году. Я познакомилась тогда с предпринимателем, который заключил тогда договор с областным комитетом по культуре и восстанавливал памятник архитектуры. Он восстановил его, он провел археологические работы, открыл кусок стены Окольного города, обеспечил его консервацию. Реставраторы меня с ним познакомили как с примером совершенно чистого энтузиаста, который от чистой души по совести делает очень доброе, полезное обществу дело – восстанавливает памятник. И вот я вернулась к этой истории, и узнала, что сейчас у него нет ни этого дома, ни бизнеса, который у него тогда был, нет ни тех денег, которые он тогда затратил, нет ничего. Государство сыграло как какая-то мясорубка, которая взяла и переломала хорошее дело, хорошие планы, хорошую семью. Я просто хотела получить ваш комментарий – как вы могли бы воспринять такую ситуацию как представитель государства, соответственно.
- Как можно воспринять такую ситуацию? Мы этот вопрос в последний раз обсуждали в рамках общественного совета по культуре при губернаторе. И этот конкретный пример, в частности, тоже разбирали. Здесь очень многое зависит от позиции территориального управления Росимущества. Вы, естественно в эту проблему погружены и знаете, что это не единичный пример, у нас еще есть ряд примеров, когда ответственные предприниматели брали тот или иной объект культурного наследия, приводили его в порядок, предъявляли или пытались предъявить некие средства к зачету произведенных улучшений, но, к сожалению, руководство Росимущества на уровне субъекта, мягко говоря, не шло им на встречу. После заседания общественного совета мы этот вопрос вынесли на федеральный уровень, у меня прошла встреча с руководителем Росимущества, мы детально разобрали четыре конкретных проекта, включая и этот.
Отдельно обсуждался еще вопрос по Двору Подзноева, где также возникли сложности с зачетом. Руководство Росимущества сейчас этот вопрос на федеральном уровне изучает, я думаю что с началом 2014-го года мы единое решение для всех должны получить.
У нас 30 декабря здесь в гостях будет министр культуры Российской Федерации Мединский и заместитель руководителя Росимущества Бабушкин. Предмет нашей совместной встречи будет касаться укрепления береговой линии Снетогорского монастыря. Но я планирую на этой встрече поднять вопросы и о состоянии федеральных памятников.
Либо часть из них должна быть переведена на уровень субъекта, и мы сами тогда будем определять наши взаимоотношения с инвесторами, а инвесторы у нас есть, либо должно быть какое-то комплексное решение на федеральном уровне.
Я надеюсь, что встреча, которая 30 декабря у нас пройдет, даст ответы хотя бы на часть этих вопросов. Поверьте, что мы очень чутко за этой сферой следим. Для нас конечно заманчивы примеры Москвы и Санкт-Петербурга, где полномочия полностью по федеральным памятникам находятся на уровне субъектов и правительства Санкт-Петербурга и Москвы сами определяют взаимоотношения, зачетные отношения с теми инвесторами, которые вкладываются в памятники. У нас, к сожалению, таких полномочий нет. Может, мы будем как раз ставить вопрос о передаче этих полномочий.
- Ну а конкретно этот частный случай? На восстановление справедливости в той или иной форме эта семья может рассчитывать?
- Мы именно этим и занимаемся. Несправедливость должна быть исправлена.
"Мы отслеживаем судьбу каждого"
- Есть в администрации список конкретных предприятий банкротов, занимаются ли этим списком ваши заместители? Телефон редакции разрывается от звонков, люди остались не у дел. Привожу пример – завод "Керамид", Псковская птицефабрика, завод "Красный луч". Люди остались не у дел, звонки от матерей-одиночек, от матерей у которых дети-инвалиды, они сидят без денег. Им кто-то может помочь? Может быть, перевести на службу Мнацаканяна [Армена, председателя управления социальной защиты Псковской области - ПАИ], чтоб можно было оказывать помощь? Может быть, в том числе в устройстве на работу?
- Ну, что касается "Красного Луча" – предприятие работает. На нем сейчас работают 84 человека, которые регулярно получают заработную плату. Завод загружен, конечно, не на полную мощность, тем не менее портфель заказов и по 2013-му году и на 2014-й год предприятие имеет. В том числе помогла решить эту проблему газификация поселка Красный Луч, которая была проведена в 2010-м году.
Что касается списка банкротных предприятий, то он ведется, у нас в регионе создана межведомственная комиссия, которая занимается организацией контроля за выплатой заработной платы на предприятиях разных форм собственности. И бюджетных, и не бюджетных, коммерческих.
У нас общий объем долга по заработной плате на сегодняшний день составляет чуть больше 60-ти миллионов рублей. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что 80% этих долгов – это предприятия-банкроты. Понятно, что заработная плата – это выплаты первой очереди, но, тем не менее, есть ряд банкротных дел, которые тянутся не первый год. И действительно, работники, которые в свое время отдали силы, здоровье в различных отраслях экономики Псковской области, вынуждены стоять в этой очереди.
Безусловно, мы ведем работу с арбитражными управляющими. Там, где проводится конкурсное производство, самым внимательным образом отслеживаем, чтобы средства, вырученные от продажи тех или иных активов, направлялись в первую очередь на погашение заработных плат.
Из банкротных предприятий, что называется, новейшей истории, вы упомянули Псковскую птицефабрику. Действительно из этих шестидесяти миллионов большая часть средств – это долги по зарплате по Псковской птицефабрике. В отличие от Новгородской области у нас есть определенная уверенность, что часть этих средств будет погашена, мы сейчас согласуем правовую позицию нашу с органами надзора. У нас есть возможность выплатить причитающуюся часть субсидии, которую мы должны этому предприятию, и эта сумма должна вся в полном объеме пойти на погашение зарплат. Мы стараемся это сделать до новогодних праздников. И я призываю работников птицефабрики чуть-чуть потерпеть.
Что касается дальнейшей перспективы, то мы вместе со Сбербанком находимся в активном поиске инвестора. Есть несколько компаний, которые готовы подхватить этот проект, у меня есть уверенность, что производственную деятельность на Псковской птицефабрике можно будет восстановить. Сейчас остались те службы, которые занимаются жизнеобеспечением – охрана, все, что касается коммунального блока, инженерного. Часть граждан трудоустроена на агрофирму "Победа". Это достаточно большое количество сотрудников.
Ну и наш комитет по занятости постоянно эту ситуацию сопровождает и предлагает варианты для трудоустройства. Нам, естественно, важно не потерять уникальных специалистов, которые были задействованы в птицеводстве. Это, что называется, штучные люди, и мы отслеживаем судьбу каждого.
- Я все-таки настаиваю на вопросе, можно ли оказывать помощь конкретно взятым людям – матерям-одиночкам?
- Безусловно, те категории, которые попадают под те категории, которым мы обязаны осуществлять меры социальной поддержки, их получают. Отдельного обращения для этого не нужно. Если есть какие-то частные, локальные, уникальные ситуации, в которых необходимо какое-то дополнительное наше вмешательство, естественно, обращайтесь, и в любое время будет наша молниеносная реакция. Но здесь единого подхода для всех быть не может и, к сожалению, из бюджета в прямую гасить долги по заработной плате мы не имеем возможности. Я был бы рад это сделать, но закон нам этого не позволяет. А вот к локальной, точечной помощи мы всегда готовы.
- Вопрос из Великих Лук: в средствах массовой информации все говорят о том, что сельское хозяйство у нас растет, поднимается, все замечательно и прекрасно, но тем не менее, если посмотреть по Великолукскому району, то колхозы распродаются и распадаются. Как быть? Что скажете по этому вопросу?
- К сожалению, по южным районам области мы являемся наследниками той ситуации, когда в регион заходили крупные инвесторы, которые никогда в своей жизни на самом деле сельским хозяйством не занимались.
Речь идет о группе Экосельхозинвест, которая в свое время появилась в Псковской области, где-то она перекупила сельхозпаи, где-то главы администраций районов сами за ручку их сопровождали. Таким образом, очень большое количество СПК, сконцентрированных в южных районах нашей области оказались в руках этих инвесторов. К сожалению, те планы, которые ими декларировались, и та реальность, которая в результате получилась в рамках этого инвестпроекта, это пропасть между ними.
Чем мы занимаемся сейчас? Естественно, собственники нам известны, мы понуждаем этих собственников к поискам инвесторов, они сами этим занимаются, занимаются этим и кредитные организации, которые в свое время предоставляли им заемные средства для развития. Это длительный процесс. Опять-таки, все работники у нас учтены, мы знаем каждого, и будем добиваться погашения тех долгов, которые были накоплены.
- Оправдали ли себя в Псковской области агрогородки как альтернатива исчезающим деревням? Сколько еще нужно этих городков построить, чтобы каким-то образом обеспечить жильем и рабочими местами жителей сельских районов?
- У нас нет и не было такой комплексной программы по строительству агрогородков. И задачи по строительству энного количества агрогородков построить к такому-то году тоже нет. В каждом конкретном случае агрогородок строился в привязке к конкретному действующему предприятию, инвестору. Все зависит от потенциала и от желания инвестора, потому что вы знаете, финансирование данного мероприятия осуществляется и за счет Минсельхоза и за счет средств области, и за счет средств инвестора.
Те агрогородки, которые построены, на сегодняшний день практически заселены. Я вчера был в Махново Бежаницкого района, - один дом у нас остается пока что не заселен. Но, вопрос не в этом. Вопрос в том, что изначально эти агрогородки строились для того, чтобы работники СПК, привлекаемые специалисты, решали свой жилищный вопрос. Но, к сожалению, по агрогородку Махново мы констатируем, что часть семей, которые получили это жилье, на данный момент в этом хозяйстве не трудятся уже, а трудятся где-то в ином месте.
Закрепление специалистов в случае предоставления им жилья - это вопрос, который касается не только сферы сельского хозяйства. Этот вопрос касается нашей жилищной программы по врачам, которую мы реализуем в регионе.
Возможность закрепления обязательства отработать энное количество лет на том предприятии или в том учреждении в которое ты пришел, у нас теперь есть. Мы готовим сейчас изменения в областные нормативные акты, и с 2014-го года будем четко прописывать в контрактах обязательства работников отдать свой долг тому или иному предприятию или учреждению.
У нас по здравоохранению сейчас складывается такая ситуация, что нас просто используют в качестве "аэродрома для скачка". Прибывает специалист, мы его обеспечивает подъемными, обеспечиваем жильем, он оформляет все свои документы и через год снимается в сторону Москвы и Санкт-Петербурга, найдя работу там.
- Может, у Лукашенко поучиться? У Белоруссии получается и с агрогородками и с закреплением специалистов.
- Нужно просто съездить туда и посмотреть, как там закрепляют специалистов. На самом деле развитие этого проекта будет и в 2014-м и в 2015-м годах. Где-то это будут агрогородки, как в случае с хозяйством "Августагро", а где-то будет профессиональные общежития, куда будут приезжать специалисты, в том числе общежития семейного типа со всей необходимой социальной инфраструктурой.
Сейчас такое общежитие на 600 мест строится в Невельском районе в рамках проекта Невельского свиноводческого комплекса. Достаточно большое общежитие. Естественно, и жилищные проблемы на селе будем решать, и кадровые.
"Искать в этом "разваряживание администрации" не надо"
- Я хотел бы вернуться к теме обсуждения принятия бюджета региона на 2014-й и плановый период 2015-2016 года. Главной неожиданностью этого процесса, на мой взгляд, стала позиция "Справедливой России", которая выразилась и в голосовании фракции при принятии бюджета в первом чтении, и в различных заявлениях представителей и руководителей партии в Псковской области, и в известном демарше господина Брячака и его сторонников. Я напомню, что Олег Михайлович раскритиковал вас по поводу возрастающего государственного долга Псковской области, после чего сделал вывод, что ваше пребывание в нашем регионе обходится нам "колоссально дорого", ушел сам и призвал своих сторонников тоже покинуть зал. При этом мы знаем, что Михаил Брячак и Олег Брячак на протяжении всех лет вашего губернаторства были вашими союзниками. В связи с этим у меня вопрос – вот этот демарш Брячака и в целом позиция справедливоросов стали ли для вас шоком? Расцениваете ли вы это как личное предательство?
- Политика - это вообще искусство договоренности и искусство компромисса. Оценивать это как предательство – у меня ничего личного с семьей Брячаков нет. И с представителями других политических крыльев, которые на карте политической нашего региона представлены. нет. Поэтому их поведение - это и собственная трактовка той политической реальности и оценка своих шансов, своих возможностей, своих перспектив на какую-то среднесрочную, долгосрочную перспективу.
Я думаю, что все без исключения политические силы сейчас такую оценку проводят. И уже основываясь на своем опыте участия в избирательных кампаниях, которые на протяжении 2011-го, 2010-го, 2012-го и текущего годов у нас в регионе проходили, муниципального или федерального уровня, делают свои выводы и корректируют свою политическую позицию.
Ничего здесь страшного я не вижу. Каждый выбирает свой путь. Каждый выбирает свой момент для старта. Все покажет будущее.
- Я правильно понимаю, что то, что произошло в последние недели, не означает, что диалог закончен? Он в какой-то форме продолжается? Будет продолжаться? Ведутся какие-то переговоры?
- У нас ни с кем никогда диалог не заканчивается. Это как раз искусство политической работы. Сейчас мы закончим разговор с вами и в областном Собрании пойдет очередной цикл бюджетных консультаций, на который приглашены все участники политического процесса, представленные в региональном парламенте. Еще раз говорю, никакого трагизма в этой ситуации нет. Все в порядке.
- А более мягкая позиция представителей других партий, что касается бюджета, стала для вас неожиданностью?
- Мне кажется, в этом бюджетном цикле более качественно все партии подошли к проработке бюджета. Не хочу приписывать областной администрации заслуг, но мы действительно постарались заранее все цифры предоставить, дать объяснения по каждой цифре, согласиться по каким-то позициям. Мне кажется, что та конструктивная атмосфера, которая вокруг проекта бюджета расположилась в этом году, это плод, в том числе, наших усилий. И в следующем году будет еще более рабочая обстановка обсуждения. Меньше политики – больше дела.
Понятно, что будут появляться желающие это поднять на флаг избирательной кампании. Это их право. А мы не вправе кого-либо в чем-либо ограничивать. И не будем этого делать.
- Андрей Анатольевич, намечаются ли новые кадровые перестановки в администрации Псковской области? Совсем недавно из администрации уволился один из вице-губернаторов, Геннадий Безлобенко, человек, который в вашей команде был с самого начала, человек из числа "питерских"...
- "Ленинградских"!
- Хорошо. "Ленинградских" в администрации становится заметно меньше. Это с чем связано? Заканчиваются какие-то договоренности, по которым они приходили на время? Люди находят себе какие-то более выгодные карьерные позиции? Или же идет сознательный процесс замены на псковичей?
- Во-первых, вот этот водораздел, который всегда производят, - на приезжих, на местных, на питерских, на витебских, на псковских, - я его не разделяю. Потому что администрация области – это такой единый организм. Если можно сравнить со спортом, то это такая команда, в которой каждый игрок выполняет свою функцию. Команда эта называется Псковская область. И разделять внутри команды на приезжих, отъезжих, мне кажется, это просто непрофессионально.
Что касается изменений, которые проходили на протяжении четырех с половиной лет внутри администрации, то где-то замена производилась по профессиональным качествам человека, где-то она была плановой и это была действительно договоренность на определенный срок.
Сегодня очень много молодых коллег, которые занимают позиции руководителей наших органов исполнительной власти, и заместителей губернатора, они за это время выросли от должностей главных специалистов, начальников отделов. Это естественный процесс, процесс роста, ротации.
Поэтому отвечая на вопрос будут ли изменения в администрации, я всегда говорю: "Да, будут". Это не статичный организм. Есть новые вызовы, есть новые задачи. Есть внутренние задачи оптимизации штатной численности, концентрации кадрового ресурса на каком-то прорывном направлении. Процесс живой.
Что касается Геннадия Андреевича [Безлобенко], то, как я уже сказал – он регион не покидает, как у него было вменено в обязанности сопровождение крупных, значимых для региона проектов, он обязательно эти проекты закончит. Это реконструкция театра, реконструкция набережных, строительство онкоцентра. Проявится ли новое - будет зависеть от его профессиональных способностей, от результатов его работы.
- Вакансии вашего заместителя пока нет?
- Нет. Их достаточно.
Мы в целом поменяли подход в управлении и попытались сформировать функционал наших замов по таким блокам как "доходы", "услуги", "контроль", "социальный блок". Каждый из замов ведет это направление. Блок доходов, который формирует доходную часть бюджета, прошу не путать с финансовым блоком, - это Сергей Перников. Блок контроля – это Максим Жаворонков. Блок услуги – это Александр Кузнецов. Блок "социальные услуги" и общее руководство – это Вера Емельянова. Ну, а финансовый блок – Татьяна Баринова. Поэтому ничего кардинально нового и искать в этом "разваряживание администрации" не надо.
"Все держать в государственных руках – это не правильно"
- Андрей Анатольевич, в следующем году планируется установка большого количества камер видеонаблюдения на территории области, в том числе на участках федеральных трасс. Это будет сделано в рамках концессии с частной организацией. Скажите пожалуйста, почему именно такая форма сотрудничества выбрана, что получает организация?
- Форма этого взаимодействия обусловлена дефицитом прежде всего наших финансовых возможностей. Мы не можем себе позволить в рамках одного бюджетного года решить задачу комплексно. А если размазывать эту задачу по годам, устанавливать по 2-4 камеры в год, то вы понимаете, к какому году мы придем с реализацией этой задачи.
А задача действительно важная. Это и снижение смертности от ДТП, и контроль за поведением водителей. Есть целый ряд компаний, которые на примере различных регионов эту программу реализовали. Мы провели предварительный отбор, сейчас остались две компании, которые доформируют свои предложения до конца года и в начале следующего года мы будем принимать решение.
Задача в том, чтобы в рамках 2014-го года максимально полностью покрыть нашу территорию, включая Псков и Великие Луки, этими приборами контроля. Экономически это окупаемый проект, поэтому инвесторы охотно идут. Но регион не может себе позволить потянуть единовременные такие затраты. Тоже самое было с покупкой и обновлением парка скорой медицинской помощи. Мы пошли по лизинговой схеме, потому что в момент купить 105 карет мы не могли, а задачу демографии решать надо и доступность медицинской услуги решать надо. Поэтому это нормальный механизм. Сейчас изучаем опыт республики Татарстан по строительству фельдшерско-акушерских пунктов.
- По этой же системе?
- Да, пришел частный инвестор, все ФАПы строит сам. Кроме того сотрудники ФАПов, фельдшера, санитары они все находятся в частной организации. Просто эта система включена в систему ОМС. Это нормальная практика. И доля частных инвестиций в сектор здравоохранения, она будет расти. Здесь за примером далеко ходить не надо, наши западные соседи это путь уже прошли, только прошли его чуть раньше. Все держать в государственных руках – это не правильно.
- Интересно, много ли частных медицинских учреждений обратились в комитет здравоохранения для того, чтобы стать участниками финансирования?
- Надо начать с того, что их у нас в Псковской области в принципе не много. Поэтому ответ на ваш вопрос и есть – не много. Что нас тревожит, это, конечно, Петербург. Лечебные учреждения Петербурга активно ведут свою наступательную кампанию и целью своей ставят участие в нашей программе. В основном это касается высокотехнологичных видов медицинской помощи, но и в том числе и на рынок диагностики петербургские центры достаточно активно пытаются влезть.
Но могу сказать, что те частные клиники, которые есть в Псковской области, и в том числе новые учреждения, которые появились в последние годы, диализный центр, который по системе ГЧП нами был построен, лечебное учреждение Октябрьской железной дороги, лечебные учреждения министерства обороны, - они все в программе ОМС у нас участвуют.
- Раз уж мы заговорили о государственно-частном партнерстве, я хотела бы уточнить, как вы оцениваете это партнерство, которое стартовало несколько лет назад, по псковским кинотеатрам. Эффективно ли оно сейчас? Что область получила? Довольны ли вы этим инвестором?
- Область получила контроль над этой сетью кинотеатров. Вы помните, что мы ставили себе задачу по возобновлению этого контроля. И на самом деле переговорный процесс, который с инвестором шел, закончился для региона позитивно. Эта сеть развивается, инвестор выполняет свои обязательства с точки зрения вложения в эту сеть. Мы не ставили себе задачу максимального извлечения прибыли. Здесь бизнес-задачи не было. Была задача восстановления прав субъекта, и мы их восстановили.
- Пока недалеко ушли от темы медицины, я хотела вам еще одну частную историю. Вот существует такая программа в области – "Старшее поколение Псковской области". И одно из мероприятий программы – зубопротезирование пенсионерам, пожилым людям. Все очень довольны, за исключением того, что номерки выдаются раз в месяц с протяженностью просто гигантскими интервалами. И люди беспокоятся, что они не успеют до 2014-года закончить лечение. Что будет на следующий год? Как это продлится ли лечение? А будет ли сертификат, выданный в этом году, действителен в следующем?
- Я бы хотел успокоить наших граждан, наших ветеранов – все сертификаты, которые были выданы в 2013-м году, будут закрыты до конца первого квартала 2014-го года. Сумма, которая у нас предусмотрена на одного гражданина, она не меняется. Это 15000 рублей. Средства на 2014-й год заложены. Никаких проблем с этим быть не должно. Если есть какие-то конкретные ситуации, где что-то сбоит, я попрошу просто вас, Светлана, у вас есть возможность до меня эту информацию довести, будем ее корректировать. Еще раз – все сертификаты, которые выданы 2013-м годом, в первом квартале 2014-го года будут закрыты.
- Андрей Анатольевич, буквально недавно глава Пскова Иван Цецерский высказал такое предположение, городские власти готовы взять долгострой гостиницы "Интурист" и переселить туда всю администрацию города из десяти зданий. Десять зданий потом продать – это будет экономия. Вот слышали о таком проекте? Как к этому относитесь? Реально это или нет?
- Слышал в порядке информации с горячей линии, интересный проект. Амбициозный. Но я считаю, он нуждается в более четких экономических расчетах. Но как проект – почему бы нет? Действительно, это возможность сконцентрировать все административные функции в одном месте, тем самым сократив затраты на содержание все этих десяти зданий.
Второе - вы знаете, что с собственником этого здания на протяжении последних лет мы ведем переговоры. Нам удалось пока сумму понизить от первоначальной практически в два раза, но все равно это цифра запредельная для города Пскова.
Под гостиничную функцию мы двух потенциальны