Культурный аккорд
Череда подарков – долгожданных приемок, запусков и открытий, прибереженных к концу года – сегодня вошла в финальную стадию: после вертолетов, детских садов и многофункционального центра дошла очередь и до культуры. На 30 декабря было намечено еще не открытие, но уже техническая приемка капитально реконструированного пушкинского драмтеатра. Специально ради этой цели и нескольких других в Псков прилетел министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
Первой точкой, где ждали министра был, само собой, аэропорт. Там его встретил губернатор, который тут же умчался на совещание по переводу силовых ведомств области на усиленный режим работы – эхо терактов в Волгограде. Андрей Турчак присоединился к группе сопровождающих Владимира Мединского лиц позже – уже в Снетогорском монастыре.
А пока министра повезли на более мелкие, но не менее важные объекты. Первым был въезд на реконструируемую набережную Великой со стороны Георгиевской улицы. Председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев, выйдя из микроавтобуса, сразу указал на дом №4 – полудеревянное здание, на первом этаже которого расположено кафе "Старый город", излюбленная забегаловка студентов "Музла". "Во время Первой мировой войны здесь располагался штаб Северного фронта. Из этого здания отправлялась на войну и координировалась многомиллионная армия русских войск" – ввел в курс министра Александр Голышев, добавив, что в перспективе здесь планируется открыть музей, посвященный Первой мировой войне. Взволнованное лицо Ваганыча в окне кафешки, который только 10 минут назад закончил разгружать свой фургончик с рекламой доставки шашлыка, красноречиво сообщало, что идея с музеем Ваганычу не по душе.
Тут же Мединскому показали то, зачем его сюда привезли – макет будущего памятника, изготовленный по заказу Псковского музея-заповедника известным скульптором Александром Пальминым. На министра смотрел малость неопрятный, но бодрый белогвардеец с залихватскими усами, держащий в руках винтовку с убедительным штыком. Голышев пояснил, что этот русский солдат должен перекликаться с похожим памятником солдатам Первой мировой войны, который установлен в Париже.
"Отлить до 1 февраля успеете и установить?" – неожиданно обозначил дедлайн Мединский.
"Ну, мы делали план к 1 августа, но все решаемо" – опешив, поторопился заверить Голышев.
От Георгиевской кортеж переместился на километр северо-восточнее, на улицу Свердлова, где во дворе дома №42 разрывает сердца неравнодушных к культурному наследию туристов храм Сергия с Залужья. Экскурсию проводил настоятель храма, священник Михаил Федоров.
"Во время войны сюда попала бомба, поэтому сейчас храм стоит без купола" – объяснил отец Михаил и рассказал, что в храме идут службы даже несмотря на то, что он летний, неотапливаемый. Бывает служат и при минус 29, как прошлой зимой.
Владимир Мединский, тем временем, устремился внутрь церкви, а затем и в земные недра. Обнаружив подпольное пространство, он вспомнил, что видел нечто подобное в одном из регионов:
"Там восстанавливали взорванную церковь, и там сверху был новодел, а внутри такие же ходы" – рассказал министр.
"Здесь реально можно выйти на 16-й век" – согласился Александр Голышев, и тут же напомнил, что в регионе всего два храма Сергия Радонежского, а в 2014 году пройдут празднования 700-летия со дня рождения преподобного. Правда, деньги на реконструкцию церкви Сергия с Залужья из федерального бюджета уже выделены. 4 миллиона уже потрачены на изготовление проектно-сметной документации.
Отец Михаил напомнил министру, что в Московском кремле есть только два русских храма – у всех остальных архитекторы из Италии. А эти два возведёны не кем-нибудь, а именно псковскими зодчими.
"Итальянцы – известные проходимцы, - заметил на это Владимир Мединский. – А псковичи всегда строили на совесть!".
Двинувшись к Псковскому кремлю, кортеж министра стал причиной превращения новогодних заторов в стабильную и крепкую пробку. По направлению к центру стояли все улицы, ведущие к площади Ленина – Советская, Поземского, Труда. Въехав на территорию крома, микроавтобусы остановились у самого Троицкого Собора. Дальше министр и его сопровождающие пошли пешком.
По пути к смотровой площадке, с которой открывается незабываемый вид на слияние Псковы и Великой, Владимир Мединский заметил, что северная территория Крома позволяет увеличить прогулочную зону. На это ему заметили, что такой проект уже имеется. По мере приближения к малой набережной первый зампред областного госкомитета по культуре Владислава Вишневская все глубже погружала министра в вехи развития туристско-рекреационного кластера "Псковский". "Минимализм и максимальное сохранение естественного ландшафта были главными принципами работы при реконструкции набережной», — отметила Владислава Вишневская.
"Красиво", - положительно оценил увиденное Владимир Мединский, добравшись до смотровой площадки, и расчехлил свой iPad. – "А это что у вас на том берегу такое?"
"Такое" оказалось бывшим зданием шпагатной фабрики. Владислава Вишневская пояснила министру, что фабрика находится в частной собственности. Владелец начал было работы по реконструкции здания под бизнес-центр с офисами, гостиницей и ресторанами, однако в 2012 году заморозил проект. После этого министр выразил желание осмотреть здание лично.
На обратной дороге к транспортным средствам министр был атакован представительницей Спасо-Елеазаровского монастыря, которая передала господину Мединскому новогодний подарок и письмо с просьбой помочь обители решить "проблемы с реестром".
Выехав из кремля, кортеж было двинулся на север по улице Поземского, но внезапно остановился – министр захотел взглянуть на сквер у улиц Волкова и Труда, чтобы прикинуть, будет ли здесь смотреться бронзовый усач времен Первой мировой. "Да, он, пожалуй, станет неплохой доминантой" – обнаружил в себе архитектурные способности глава Пскова Иван Цецерский, и пока он развивал свою мысль, Владимир Мединский уже переметнулся через дорогу – смотреть другой сквер, у Золотой Набережной.
Скучающие в пробке автолюбители тем временем злобно взирали на сине-красные "люстры" спецроты ДПС, отчетливо понимая, что причина их бед кроется в одном из этих людей в пальто и куртках-алясках. Наконец, министр закончил прогулку, и кортеж освободил движение, двинувшись в сторону Снетогорского монастыря.
В монастыре министра первым делом снова увлекли к воде – показывать противоаварийные работы по укреплению южного склона береговой линии и южной башни монастыря. Когда здесь начались обрушения, Росимущество выделило 30 млн рублей для возведения бетонной стены для дополнительной поддержки башни, но работы не были завершены – в том числе и из-за противодействия общественников. "Но с инженерной точки зрения ничего другого не придумать" – заключил Александр Голышев, и предложил все-таки продолжать наращивать стену – в длину и в ширину. Владимир Мединский попросил предоставить в Минкультуры весь пакет документов по этому объекту, чтобы принять взвешенное решение.
Вернувшись наверх, Мединский вновь встретился с губернатором Андреем Турчаком, который, разобравшись с проблемами антитеррористической безопасности, поспешил воссоединиться с сопровождающими высокого гостя лицами. Губернатора и министра повели в собор Рождества пресвятой Богородицы – смотреть уникальную фресковую живопись, сохранившуюся со второй половины 14 века.
"В европейском тренде фигуры, ничем не отличается от итальянской школы, но гораздо лучше" – восхитился Владимир Мединский.
Реставратор Владимир Сарабьянов отметил, что сохранилось около 60% живописи, но для того, чтобы привести храм в порядок, потребуется еще 3-4 года. "Проект реставрации образцовый, но есть недоделки по инженерному укреплению" – заметил специалист, напомнив, что этим фрескам недавно исполнилось 700 лет, и другой повод для ритмичного финансирования сложно и придумать.
"Я думаю, это решаемо, – согласился ошеломленный величием фресок министр. – Подумать только: сыновья Александра Невского еще были живы и правили, когда эти фрески создавались!"
"Давайте сделаем "Малый Эрмитаж", - неожиданно предложил Мединскому губернатор давно, по всей видимости, созревшую мысль. – В Санкт-Петербурге уникальные фрески из храмов Довмонтова города хранятся в запасниках. Мы говорим – давайте нам, мы готовы сделать все условия: отдельное здание, условия, хранение, безопасность. Не дают"
Министр задумался и Андрей Турчак, увидев, что настал тот момент, когда железо надо ковать, не отходя от Минкультуры, незаметно предложил господину Мединскому пообщаться "тет-а-тет". Губернатор и министр отошли в сторону, и минут 5 общались вне зоны восприятия их речи посторонними.
Дело, между тем, близилось к драмтеатру. Журналисты заранее приехали на перекресток Пушкина и Ленина, и в ожидании министра облазили вдоль и поперек все историческое здание. Реконструкция "Народного дома" удалась на славу – все знакомые коренным псковичам с детства элементы сохранены и приведены в достойный вид. Вешалок, правда, в гардеробе еще нет, как и зеркал, но все остальное – практически готово к эксплуатации.
Главная сцена поменяла окрас – в интерьере стали преобладать золотистый и светло-серый цвета – но стала настолько шикарной, насколько вообще могла быть в силу своего историко-инженерного бэкграунда. Количество светового оборудования превзошло все мыслимые ожидания. Словом – есть, на что посмотреть и от чего прийти в восторг.
Этим Владимир Мединский, едва войдя в театр, и занимался. В зале, объяснил ему губернатор, стало меньше мест – повлиял проект "Доступная среда" для инвалидов. "А чьи бюсты стоят?" – показал министр на гипсовые головы великих людей, среди которых легко идентифицировался только Александр Пушкин.
"Это кто – Достоевский? Салтыков-Щедрин?" – принялся угадывать исторические фигуры Мединский. "А это Бетховен? Он-то что здесь делает?"
Невесть как затесавшиеся в сопровождении старожилы театра назвали министру имена всех композиторов, поэтов и писателей, а губернатор добавил их рассказ тем, раньше головы были покрашены бронзовой краской, а изначально – сто лет назад – были белыми. Историческая справедливость реконструкторами была восстановлена.
"Берегите такую красоту", - напутствовал министр, глядя на зашитую в полиэтилен люстру.
По пути из старого здания в новое Мединский заглянул на репетицию, которая, судя по сложному графику пребывания министра в Пскове, шла уже на десятый прогон. Репетировали "Четыре картины любви" в постановке Виктории Луговой. На малой сцене рефлексивная экзальтация то ли влюбленной, то ли разведенной пары сопровождалась видеоинсталляцией – экраны за спинами актеров показывали движения разнополых губ. Министр, моментально раскинувшись в зрительском кресле, о чем-то оживленно заговорил с худруком драмтеатра Василием Сениным.
Вытащив Владимира Мединского из мира искусства в мир сценического оборудования, Сенин провел экскурсию уже по новому, трехэтажному зданию театра, где расположились складские помещения для хранения костюмов и декораций, но и мастерские, репетиционные залы, площадки для проведения творческих встреч и даже столовая. Кабинеты, в которые по пути заглядывал министр, впечатляли неплохой офисной мебелью – людям, которые здесь будут работать, определенно можно позавидовать.
"Я по-хорошему завидую псковичам, - отметил Владимир Мединский уже на встрече со строителями, ветеранами сцены и студентами "кулька". - Театр потрясающий, очень красивый"
"Псковский драмтеатр — единственный на Северо-Западе, который имеет отдельное здание театральных мастерских такого объема, и теперь наши соседи проявляют большой интерес к данному проекту", - констатировал Андрей Турчак.
Министр тут же добавил, что как историк он считает, что псковское вече было гораздо "круче" новгородского. По его словам, в то время, как в Новгороде "правили олигархи", в Пскове у власти стоял народ и люди мастеровые. Поэтому, заключил Мединский, псковичам есть чем гордиться и к чему стремиться.
На пресс-подходе министр заявил, что проблем в сфере историко-культурного наследия в стране еще много, и на восстановление всех российских памятников (а их точное количество не знает никто) стране не хватит ни нефти, ни газа. И снова вернулся к драмтеатру:
"Это — грандиозный объект и, начиная работу, нам хотелось сохранить не просто здание, но и традиции этого театра. Надеюсь, Псковский драматический театр имени А. С. Пушкина, станет серьезной точкой притяжения русской культуры", — подчеркнул Владимир Мединский, напомнив, что торжественная церемония открытия театра запланирована на 3 февраля, и совпадет с открытием Пушкинского театрального фестиваля.
Даниил НОВИКОВ