Андрей Михеев: Надо меньше говорить и думать о стагнации, надо работать
Андрей Михеев, председатель госкомитета по экономическому развитию, промышленности и торговле, на январской сессии областного Собрания уже не в первый раз будет доказывать депутатам целесообразность создания в Псковской области госучреждения "Агентство инвестиционного развития". Накануне он ответил на вопросы Псковского агентства информации.
- Этот год начался с известия, что в рейтинге Минрегионразвития Псковская область удостоилась 8-го места среди регионов по динамике инвестиций. До этого власти всегда так или иначе беспокоились о том, что надо их привлекать, но таких показателей не бывало. Для вас оценка Минрегиона стала неожиданностью?
- Нет, конечно. Этот результат не просто заработан – он выстрадан администрацией. Правда, должен уточнить. В новостях было не совсем корректно сказано, что это результат 2012 года. На самом деле методика Минрегиона учитывала данные за три года. И речь шла не об объеме инвестиций, а о темпе роста. Неожиданностью оценка не стала. Работа по привлечению инвесторов – один из приоритетов администрации области с самого начала работы Андрея Анатольевича Турчака. Мы, конечно, не имели возможности собирать сведения, чтобы сравнивать себя с другими регионами, но по темпам сами видели, что результаты есть.
- Много говорится о проблемах инфраструктуры в регионе. Что у нас очень затратная энергосистема и поэтому высокие энерготарифы. Что плохо дело с кадрами. И так далее. Значит, не мешают эти проблемы?
- Если какой-то фактор инвестора не устраивает, мы стараемся за счет других факторов сделать условия более привлекательными. Инвестор оценивает все в комплексе, и это зависит от содержания конкретного проекта. Инфраструктура – это всегда и плюс, и минус одновременно. С одной стороны разветвленная энергосистема – это высокий тариф, с другой – больше возможностей подключения. Большая протяженность дорог – тяжелое бремя по ремонтам и содержанию, но хорошо для транспорта и логистики. И мы работаем системно. За последние годы совершили рывок в газификации. Сейчас уже половина области газифицирована. Идет масштабный ремонт дорог. Для инвесторов это важно. Они обращают и внимание на модернизацию социальной сферы, на уровень развития системы образования, учреждений культуры – это тоже важно с точки зрения социального благополучия будущих трудовых ресурсов. По всем этим направлениям мы имеем движение вперед. И эта положительная динамика важна для инвестора.
Конечно, у нас много сложностей по сравнению с другими регионами. Тяжелое экономическое наследство. Но если работать, можно все преодолеть.
- Как именно вы привлекатете инвесторов, чтобы они не просто привезли деньги в область, а еще их применили тут, что-то создали и приумножили?
- Это вы правильно говорите – инвесторы вкладывают деньги, чтобы их приумножить. Поэтому им надо доказать, что так это и будет – если вложат деньги, то обязательно получат выгоду. Мы изучаем проект и оказываем всю возможную помощь, чтобы инвестору не надо было самому бегать по многочисленным кабинетам. Помогаем найти подходящий земельный участок – даем несколько на выбор, готовим для инвестора техусловия на подключение газа, электричества, воды, берем на себя различные согласования. Все это делается для того, чтобы оградить инвестора от административных барьеров.
- А если к вам какой-нибудь Остап Бендер придет: я, мол, тут сейчас такое построю - дайте мне землю и всякие подключения, а на деле никакого производства вы от него не дождетесь?..
- От попыток обмана никто не застрахован. Но мы воспринимаем инвестора, как человека, который хочет у нас работать. И относимся к каждому проекту очень внимательно. Изучаем, анализируем. Экономические, финансовые показатели, количество рабочих мест, вопросы социальной ответственности... Для очень нас важно, чтобы проект не нанес вреда окружающей среде, экологии. С этой точки зрения все строго анализируется. И окончательное решение принимает общественный орган – инвестиционная комиссия.
- Инвестиции ведь привлекаются не ради просто инвестиций. Должно подразумеваться, что предприятия будут потом давать налоги в бюджет. Но сейчас мы слышим, что надо инвесторов по-максимуму освобождать от налогов, иначе они не придут...
- Здесь палка о двух концах. Мы даем налоговые льготы. Президент в своем послании заявил о необходимости ввести пятилетние налоговые каникулы для инвесторов. Конечно, нам было бы проще, если бы это были льготы по федеральным налогам. Сложнее, если по региональным. В любом случае не надо забывать, что помимо налогов любое предприятие дает так называемый кумулятивный эффект. Работники свои заработки тратят в нашей экономике, предприятия производят другие расчеты с нашими поставщиками – отсюда в любом случае получаем приток ресурсов в нашу экономику.
Кстати, у нас ряд крупных проектов, которые еще только должны запуститься в 2014-м году. Тогда мы и увидим результаты.
- Нередко звучат заявления, что инвесторы опасны для местного бизнеса, потому что по каким-то направлениям могут составить ему конкуренцию...
- Мы обязаны рассматривать эту проблему под другим углом. Для региональной администрации важно, чтобы росли общеэкономические результаты. Один из важнейших показателей – уровень зарплаты в экономике. Без инвестиций его существенно и достаточно быстро не поднять. Приток бизнеса должен, наоборот, стимулировать экономическую активность в регионе – другого просто не дано.
Кроме того, мы должны задаться целью, чтобы к нам возвращались те кадры, которые уехали на заработки в мегаполисы, в Прибалтику. Без инвестиций, без создания высокотехнологичных рабочих мест с более высокой зарплатой это тоже невозможно.
Поэтому мы подвергаем каждый проект кропотливому анализу именно с той точки зрения, чтобы он принес не вред, а пользу экономике.
- Экономисты пророчат новый кризис. Не получится ли так, что вместо того, чтобы инвесторов обслуживать, вы скоро будете целый день сидеть и смотреть в окошко?
- Честно говоря, сколько ни говорят о стагнации, а работы у нас пока меньше не становится. Есть предприятия, где присутствуют упаднические настроения. Но надо разбираться отдельно в каждом случае, почему это происходит. Есть и объективные, и субъективные причины. По десятке крупнейших предприятий в прошлом году наблюдался рост.
На мой взгляд, надо меньше говорить и думать о стагнации, потому что мысли в конце концов могут и материализоваться. Надо работать.
- Вы сейчас просите областное Собрание создать учреждение "Агентство инвестиционного развития". У вас итак вроде бы результаты приличные. Зачем еще нужно такое учреждение?
- Дело в том, что по факту агентство все последние годы уже функционировало, с его помощью и были достигнуты результаты. Только оно функционировало в форме акционерного общества, которое содержало себя за счет дебиторской задолженности прошлых лет. Сейчас эти средства иссякли. По логике, агентство, если оставлять его на хозрасчете, должно само начинать зарабатывать – то есть брать плату за свои услуги с инвесторов. Однако в нашем регионе пока еще нет очереди инвесторов, каждого инвестора нужно холить и лелеять, иначе ничего не получится. И если агентство начнет брать с них деньги, мы потеряем динамику инвестиций. Этого мы не можем себе позволить. Чтобы в будущем сохранить и содержать нашу социальную сеть, нашу инфраструктуру, нам чрезвычайно важно развитие экономики, появление новых предприятий.
Поэтому мы просим перевести агентство в форму учреждения, чтобы оно могло финансироваться государством.
Чтобы было понятнее, проведу параллели с системой образования – там тоже услуги гражданам оказываются учреждениями образования, с системой здравоохранения, где работают учреждения здравоохранения, и так далее.
Такие агентства давно успешно работают в других регионах, в других странах. Мы никакой велосипед не изобретаем.
И это важно особенно сейчас, когда в стране боятся стагнации, – нам необходимо с помощью агентства показать, что мы активны, у нас боевой настрой, мы уверены в своих силах и возможностях.
Беседовала Татьяна СТОГОВА