Малые большие

Совет по взаимодействию с региональными отделениями политических партий при губернаторе Псковской области, куда приглашаются и представители «непарламентских» партий и политических объединений, становится всё более заметной политической площадкой на политическом фоне региона. Например, вчера именно на заседании совета было объявлено о таком значимом решение местной «Единой России», как помощь с голосами муниципальных «медведей» единому кандидату от непарламентских партий для преодоления пресловутого «фильтра» на сентябрьских губернаторских выборах. Однако, пока этот совет еще страдает болезнями роста, в чём убедилась корреспондент Псковского агентства информации.

Крымские яблоки

Заседание Совета врио губернатора Андрей Турчак начал с длинного эмоционального выступления на тему крымского референдума. Он поздравил собравшихся «с историческим событием, которое произошло вчера на наших глазах».

«Это событие справедливое, долгожданное и правильное по отношению к нашим братьям, которые долго ждали и дождались, наконец, этого. Чувства нас переполняли, мы отдельно пообщались и с крымской делегацией, надо было просто посмотреть им в глаза, чтобы понять, что им пришлось пережить и за последние 20 с лишним лет, и за последние месяцы и дни. И очень здорово, что историческая справедливость вчера была восстановлена», - с этого глава региона начал.

Затем речь Андрея Турчака приобрела куда более жесткий тон.

«Вместе с тем, с сожалением приходиться отметить, что и у нас в стране, и у нас в регионе есть политические силы, для которых мнение абсолютного большинства являются ничем и представляют собой ничто. Для них есть только интересы государственного департамента США и они этими интересами руководствуются как пошаговой инструкцией к действиями. Это пятая колонна, которая пустила корни, и имеют место у нас в регионе. Эти люди сбросили свои маски и окончательно показали нам свое лицо, и здесь речь идет и о силах, которые в государстве занимаются деструктивной деятельностью, и у нас в регионе есть такие силы. На протяжении последних месяцев мы видели, как на Майдане практически вживую сжигали Беркут, расстреливали людей, оружием загоняли в зал депутатов, чтобы они принимали неконституционные решения. В это время наше псковское «Яблоко» посылало своих видных представителей, членов бюро на учебу в Варшаве, где они обучались конкретным пошаговым действиям, 15 ступеням Госдепа по легитимизации незаконных решений, которые были приняты в Украине, по раскачиванию конкретной ситуации в Крыму и в Севастополе».

Вместе с этим губернатор напомнил, что крымские события во многом объединили даже представителей оппозиционных парламентских партий и партию власти, после чего единым списком поблагодарил за это Александра Рогова, представляющего КПРФ, Сергея Макарченко, представляющего ЛДПР и Александра Котова, представляющего «Единую Россию».

«Единство, которые они проявили в ходе украинско-крымских севастопольских событий - это пример здоровой консолидации политических сил, которыми в том числе должны руководствоваться и вы, представители широкого спектра непарламентских партий», - заключил губернатор.

(Тут было показательно, что «Справедливая Россия» в этот список не попала, так как Олег Брячак сотоварищи не принимали участия в митинге в поддержку Крыма в понедельник. Корреспонденты ПАИ поинтересовались, по каким причинам справедроссы бойкотировали митинг и получили весьма двоякий ответ.

В комментарии ПАИ он сослался на уважительную причину - «Я сам находился на заседании комитетов Псковского областного Собрания, поэтому не мог принять участие в митинге в поддержку присоединения Крыма». Однако тут есть определенная нестыковка.  Последним в тот день было заседание комитета по АПК. И вопрос не в том, что закончилось оно до начала митинга, а в том , что Олега Брячака на заседании вообще не было. Комитет по законодательству, в заседании которого он принимал участие, закончил работу и вовсе в районе 15 часов.

То есть было бы желание - можно было успеть. Но тут перевесили другие резоны, что  слова самого Олега Брячака косвенно подтвердили: «Кроме того, на вчерашнем митинге было достаточно представителей различных партий и объединений, так что не совсем заметны были бы мы. А мнение своё по этому поводу однозначно положительное мы уже высказали и в СМИ в том числе. Если бы мы знали, что на митинг никто не подойдет, то, конечно, организовали членов нашей партии и высказали свою гражданскую позицию публично и на митинге тоже». Заметили – не заметили: вокруг этого, видимо, теперь и выстраивается политическая активность эсера.)

7 или 10

Совет по взаимодействию с региональными отделениями политических партий между собой принято называть советом «малых» партий - так проще и понятнее (с парламентскими-то губернатор сотоварищи встречаются и на других площадках). Но, как выяснилось, самим «малым» партиям это название обидно и где-то даже оскорбительно. Василий Краснов, лидер местного «Правого дела», даже поправил губернатора: мол, хочу подчеркнуть – мы не малые, а именно непарламентские.

«А в чём разница?» - озадаченно посмотрел на своего бывшего однопартийца координатор регионального отделения ЛДПР Сергей Макарченко…

Впрочем, вопрос формулировок не отменяет того факта, что в ходе последнего заседания, совету удалось принять сразу три довольно значимых, я бы даже сказала, больших решения.

Два из них затрагивает непосредственно выборный процесс. Андрей Турчак предложил непарламентским партиям выдвинуть на грядущие выборы губернатора единого кандидата. Для того, чтобы помочь этому кандидату пройти муниципальный фильтр, губернатор заручился поддержкой самой крупной политической силы региона – партии «Единая Россия». Александр Котов готовность единороссов делиться своими подписями с единым кандидатом от непарламентских партий подтвердил.

«Мы предлагаем провести альтернативные праймериз среди тех малых партий, которые представлены в совете непарламентских партий. Мы хотим, чтобы это были порядочные люди, которые имели бы альтернативную точку зрения на то, что происходит в области», - пояснил губернатор.

Очевидно, что решение о едином кандидате будет даваться партиям непросто. Если вообще дастся.

«Я хотел, чтобы все учитывали, что коалиция непарламентских партий – это организация со своими амбициями. Нам будет непросто сделать выбор внутри себя, но я уверен, что мы с этим справимся и представим единого кандидата», - заметил всё тот же г-н Краснов.

Очевидно, что отдельно взятому кандидату отдельно взятой непарламентской партии будет нелегко (вернее, почти гарантированно невозможно) не только преодолеть фильтр, но и набрать на выборах превышающий статистическую погрешность процент голосов. Поэтому выдвижение единого кандидата решает проблему одновременно и с фильтром, и с голосованием.

Есть в этом предложении и резоны у представителей власти: руководитель управления внутренней политики Роман Романов сказал, что «не хотелось бы, чтоб какая-то малая партия сказала потом, что нас не пустили на выборы».

Руководитель Облизбиркома Николай Цветков и вовсе назвал предложение «беспрецедентным» и даже «вторым историческим шоком за два дня» (после всё того же крымского референдума).

Ещё более заметным шагом к реальному участию в выборах стала удачная попытка членов Совета настоять на снижении пресловутого фильтра.

Василий Краснов (по обыкновению своему он говорил много) напомнил собравшимся, что прохождение фильтра – это 7% голосов депутатов и 10% голосов глав районов, избранных народным голосованием.

«В законе прописано: и депутатов, и глав, - подчеркнул «праводел». - Даже если не делать больших вмешательств в закон, а просто заменить «и» на «или», это уже позволило бы нам получить больше реальных возможностей».

Андрей Турчак ответил, что не видит больших проблем подержать это предложение, раз уж оно отражает консолидированное мнение членов Совета. Николай Цветков подтвердил, что оно не противоречит законодательству и может быть реализовано. А Сергей Макарченко добавил, что обязательно поддержал бы такое предложение «если бы понимал, о чем Василий Борисович вообще говорит». Предложение между тем приняли.

Таким образом, итогом встречи стало почти гарантирование в предстоящей избирательной кампании как минимум еще одного кандидата. Это, конечно, если малые партии всё же смогут договориться…

Инициируй это

Решение о снижении фильтра приняли, но сразу задумались, как его вносить, вернее, кому. Ведь права законодательной инициативы у малых партий нет, а инициатива есть. Уже готовый рецепт озвучил зам губернатора Виктор Остренко.

По его словам, уже подготовлено постановление администрации области об утверждении порядка внесения изменений в законотворческую и законопроектную деятельность администрации области.

«Выборы – это не самолюбование, а некая конференция идей и альтернатив, - сказал Остренко, – поэтому мы сочли возможным предоставить такое право непарламентским партиям».

Согласно новации члены Совета вправе внести не более 2 законопроектов в год в план законотворческой деятельности региональной администрации в том случае, если не менее 5 непарламентских партий этот проект поддержат. Проекты законов области должны представляться партией всем членам Совета и управлению внутренней политики. Те, в свою очередь, направят предложенный закон профильному органу исполнительной власти, а уже по итогам его заключения будет решена судьба законопроекта.

СМИ, которых нет

После того, как с ключевыми вопросами повестки было покончено, непарламентские партии дали волю словам. Игорь Балабуст потребовал ответа на вечный вопрос, «когда наша система образования будет налажена», а представитель «Гражданской платформы» Николай Пономарёв завел давнюю пластинку о «недоступности СМИ».

«Я считаю, что необходимо с каждым руководителем СМИ встретиться и определить с ними возможность выделения какой-то площадки для непарламентских партий. А то мы в ПАИ-Лайв подали заявку аж на 27 декабря, а до сих пор в очереди стоим», - сокрушался Пономарёв.

Сергей Макарченко, который, судя по всему, был расположен поспорить, сразу отреагировал:

«Да что ж такое! Я не понимаю, почему вы должны попадать в прессу бесплатно? Чтобы попадать в СМИ, нужно создавать информационные поводы. Я вот представитель парламентской партии, но тоже в ПАИ-Лайв не был, плачу деньги за публикации. А вы чем лучше?»

Андрей Турчак предложил, что, может быть, действительно, можно рассмотреть вопрос о предоставлении хотя бы какой-то колонки обиженным непарламентским партиям?

«И о парламентских тогда не забудьте!» - отреагировал Макарченко.

Фактов в дискуссию добавил заместитель губернатора Максим Жаворонков. Он напомнил «непарламентариям» о том, что этот вопрос уже обсуждался на прошлом Совете, и именно тогда были озвучены конкретные шаги и предложения.

«Я четко сформулировал, что у нас по пятницам происходит медиапланирование, мы собираем информацию от всех участников политической деятельности на территории области. К великому сожалению скажу, что информацию о своей активности предоставляют только «Единая Россия» и иногда КПРФ. Никаких сообщений в адрес управления внутренней политики от остальных ни разу не поступало. О каком зажимании непарламентских партий идет речь? Давайте хотя бы так попробуем поработать?»

На том и порешили.

Непарламентские партии, почувствовав, что в тот день представители власти им в общем и целом благоволили,  решили предложить еще и наделять членов совета специальным статусом.

«Для чего необходимо определить статус члена совета при губернаторе? Для того, чтобы мы могли без очереди попадать к замгубернаторам, к руководителям профильных комитетов. К [вице-губернатору Сергею] Перникову я 3 года попасть не могу!», - заявил Николай Пономарёв. - «Во-вторых, мы хотим, чтобы госслужащие в кратчайшие сроки принимали членов совета при губернаторе, и чтобы мы могли чаще выступать в областном Собрании депутатов, а то сейчас мы можем там не чаще одного раза в год выступить».

Однако его пыл быстро остудил руководитель аппарата администрации региона, вице-губернатор Максим Жаворонков: «С моей точки зрения, создание Совета по непарламентским партиям при губернаторе - это уже статус. С определенной периодичностью губернатор и представители разных органов власти встречаются с вами и обсуждают с вами все насущные вопросы. Это возможность, которая есть не у каждого. Второй момент - мы вам обозначили возможность выступать с законодательными инициативами, и этот закон может быть подписан уже сегодня».

Затем слово взял спикер регионального парламента, лидер местных «единороссов» Александр Котов: «Мы не можем предоставить вам возможность выступать на каждом заседании, в плане обсуждения вопросов преимущество имеют депутаты, представляющие интересы избирателей, - напомнил он существенную разницу между парламентскими и непарламентскими объединениями. - Иначе мы не сможем сессию и за два дня закончить!»

В результате малые, простите, непарламентские партии ушли готовить вопросы для следующего Совета и собирать идеи для искрометных – уверена! - законодательных инициатив.

Алина Чернова

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...