Непарламентские выражения

Начну с небольшой преамбулы. В России есть партии парламентские и непарламентские. Системные и несистемные. Большие и малые. Старые и новые. Радикальные и не очень. К степени оппозиционности действующей власти все эти градации имеют весьма опосредованное отношение. Очередной Кремлёвский политпроект внешне может выглядеть вполне оппозиционно. Политический ландшафт в России причудлив, фауна разнообразна и способна к мутациям.

«Зеленый свет» непарламентским партиям был зажжён в начале десятых, после выборов в Госдуму и мощного «болотного выхлопа», на пике общественно-политического недовольства. «Много партий, хороших и разных» - таков был тренд нового дня. Реакцией на массовые протесты «рассерженных жителей» мегаполисов и стало раскручивание гаек. Если пользоваться другой метафорой: кремлёвские кукловоды тогда как бы открыли шлюзы для самого дерзкого партстроительства, партийной инициативы. Если губернаторским выборам — быть (пусть и с серьёзным муниципальным фильтром), почему нужно ограничивать появление новых политических структур?

Далеко не все лидеры старых парламентских партий приветствовали это стратегическое решение Кремля, справедливо, видимо, полагая, что со временем отдельные из «новорожденных» способны будут составить нешуточную конкуренцию в битве за места в парламенте. Процесс, однако, был запущен, новые и возрождённые старые партии принялись плодиться и размножаться как методом отпочкования, так и на пустом месте. Ну, а лидерские позиции в новых партиях   стали занимать некие амбициозные люди, мечтающие об общественном поприще и стремящиеся всё туда же - в органы законодательной и, может быть, исполнительной власти всех возможных уровней.

На обывательском уровне история часто выглядела так. Жил-поживал некий Вася Пупкин, валялся в личных амбициях, постил и копипастил на интернет-форумах, либо сшибал гешефт на подхвате у помощников депутатов, и это было что-то вроде хобби. А тут — бац, и новым всероссийским партиям срочно потребовались кадры на местах. И наш Вася Пупкин стремительно цепляет себе виртуальные погоны и перемещается в креслице маленького фюрера местного отделения заведомо карманной, однако имеющей всероссийский статус политической партии. И вот он уже не просто Пупкин, а законный представитель партийки, вроде как представляющей интересы какой-то группы граждан. Главный парадокс ситуации: хотя Пупкина никакой народ никуда ещё не выбирал, наш Пупкин почему-то убеждён, что он имеет право вещать от имени народа и чего-то требовать от представителей действующей власти и от прессы.

Разумеется, и в Пскове за такими вот Пупкиными дело не заржавело. Не успели народиться отделения непарламентских партий, как их лидеры успели подсуетиться и создали свою коалицию. Более того, они желают выдвинуть на предстоящие губернаторские выборы единого кандидата, встречаются с представителями власти, и абсолютно не стесняются заявлять о своих претензиях, полностью подтверждая старую народную истину: «Мал клоп, да вонюч».

Всё это, поверьте, не какие-то голословные утверждения и политологические фантазии, а вполне себе «полевые» наблюдения, только вместо условного Пупкина можно подставлять реальные фамилии. Вот, скажем, недавно мне в числе немногих журналистов довелось поприсутствовать на своего рода «круглом столе», в котором участвовали лидеры коалиции непарламентских партий Псковской области и глава города Иван Цецерский. Так вот, понаблюдав за разговором, иначе как «междусобойчиком амбициозных балаболов» я для себя эту политтусовку не определил, хотя люди не просто так собирались, а по якобы чрезвычайно важному делу: во-первых, решили создать Совет при главе города Псков по взаимодействию с непарламентскими партиями, аналогичный подобному губернаторскому Совету; во-вторых, постановили создать Молодежный парламент при Псковской городской Думе, опять же, аналогичный областному Молодёжному парламенту. И наконец, в третьих, обсудили вопрос «о возможности опубликования в СМИ информации о деятельности непарламентских партий». Как видите, планов громадьё.

Если по третьему пункту, то он оказался для «недопарламентариев» архиважным. Настолько, что когда глава города Иван Цецерский объявил: «Опаздываю на встречу с врио губернатора Андреем Турчаком!», саммит не закончился, а  «недопарламентарии» согласились ждать мэра столько, сколько будет нужно. И терпеливо ждали градоначальника без малого час. По-моему, случай беспрецедентный и поразительный. Что же их задержало в зале заседаний?

В двух словах, лидеры коалиции попытались «выбить» из главы Пскова регулярную бесплатную колонку в муниципальной прессе, поскольку в таковой колонке им, якобы, регулярно отказывают журналисты других псковских СМИ, в частности, журналисты «Медиа-холдинга Псковской области», в состав которого входит и Псковское агентство информации. Особенно усердствовал в обличениях журналистов секретарь регионального исполкома псковского отделения политической партии «Гражданская платформа» Николай Пономарёв, пожаловавшийся главе города Пскова на то, что областные власти «монополизировали государственные СМИ»: «При подаче заявок или при попытках высказывании кого-то мнения, допустим, нашей партии «Гражданская платформа», как правило, эта информация не публикуется. С объяснением, что, мол, это мнение не интересно жителям Псковской области, - заявил он. - Поскольку все мы налогоплательщики, то есть эти СМИ содержатся, грубо говоря, на наши средства, государство должно как-то учитывать наше мнение и давать возможность его опубликовать. Не 2-3 человека собрались, не Иван Александрович Пономарёв пришел и сказал, что я хочу опубликовать своё мнение, а это мнение от юридического лица, от партии! Но в Совете при губернаторе нам сказали категорически, что такой возможности для публикации нет. И господин Котов [секретарь областного отделения «Единой России» - ПАИ], и господин Макарченко [лидер псковских либерал-демократов – ПАИ] сказали: «Мы платим, и вы платите». Я считаю, что это неправильно. С «Медиа-холдингом…» мы ещё будем дорабатывать, возможно, и через правоохранительные органы, потому что это монополизация».

Николай Пономарёв

Фактически обвинив «Медиа-холдинг Псковской области» в целом, а значит и ПАИ, в частности, в цензуре, г-н Пономарёв попросил предоставить ему и его партии место для публикаций в муниципальной прессе и на муниципальном сайте, на что начальник пресс-службы главы города Марина Густова ответила: «Дорогие друзья! Мы тоже, и администрация города, и аппарат главы, и сам глава, мы вынуждены платить за публикации в газете. Таков закон. У нас есть своя газета «Псковские новости», которая финансируется из бюджета города, и сайт. На этом всё. Просто предоставить вам место, чтобы вы высказывали своё мнение в газете... ну, звучит, согласитесь, почти по-детски. Скажу как есть. Что вам мешает организовать свой собственный сайт, издавать свою собственную газету? Пусть у нее тираж будет меньше, чем требующий регистрации. Разносите по ящикам. Если для вас это так важно... Второе. Если вы совершите какое-то хорошее дело, то вы обязательно окажетесь на нашем сайте. Но поверьте, это надо заслужить. Чтобы оказаться в СМИ при нашем законодательстве, за это надо либо заплатить, либо заслужить. Просто так опубликовать вас только за то, что вы представляете непарламентскую партию, извините, мало».

Николай Пономарёв, однако, с этим вполне здравым мнением категорически не согласился. Не помогли даже доводы квалифицированных юристов Гордумы, объяснявшие процедуру муниципального заказа. Начинающий политик упрямо напирал на то, что речь идёт не о «площадке» для какой-то одной партии, а о «площадке для целой коалиции непарламентских партий, которая представляет общественность, представляет народ».

«Издавайте свою газету! Сделайте свой сайт», - снова посоветовала Марина Густова.

«Да мы сделаем свой сайт! - в досаде вскричал г-н Пономарёв и продолжил, - Вы получаете денежные средства от кого? Вы государство, правильно? Государство создано для народа. В конституции прописано, что главным является народ. Мы - представители этого народа. Мы хотим, чтобы в СМИ, которые, грубо говоря, нам принадлежат, публиковалось наше мнение. Например, у меня сейчас есть на руках есть достаточно интересная информация по проведению работ подрядчиком на набережной. И по Детскому парку. У меня есть документы на руках. Я хотел бы их опубликовать. Но я не уверен, что это будет опубликовано. Мы должны быть чётко уверены, что у нас есть информационная площадка, где мы можем публиковать свои материалы!»

Вопрос, с чего г-н Пономарёв вдруг взял, что он представляет интересы именно народа, а не свои собственные, или же интересы своего патрона - олигарха Михаила Прохорова, давайте оставим на совести секретаря местного отделения «Гражданской платформы». К чести Ивана Цецерского, участники «круглого стола» всё-таки попытались сформулировать некий компромисс, то есть и юридические формальности соблюсти, и «хотелки» малых партий учесть, памятуя о том, что журналисты уж никогда не пройдут мимо настоящего повода для публикации. И когда повод для публикации действительно имеется, то обычно оная и выходит в свет, чему лучший пример — вот эта заметка.

Меня, впрочем, поразила кульминация дискуссии, когда секретарь местного отделения «Гражданской платформы», как говорится, на голубом глазу, ничтоже сумняшеся, вдруг заявил главе города, цитирую: «Иван Николаевич, можно сразу коммерческий шкурняк? Мне этот «Стройград» с октября месяца 130 тысяч должен. Может быть, Иван Николаевич позвонит и скажет им: «Ребята, ну, заплатите!». «Ха-ха-ха!» - раздался дружный смех присутствовавших в зале партийцев, и сразу стало всё понятно: что за «шкурняк» такой, и зачем вдруг г-ну Пономарёву понадобились бесплатные колонки в местной прессе именем народа. Воистину, это был момент истины, именно тот выдающийся случай, когда, ей богу, не поймёшь, чего здесь больше: простоты, которая хуже воровства, или наоборот?

В фигуральном смысле, конечно.

Александр ДОНЕЦКИЙ

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...