Страсти по театру: письмо Турчаку от Союза театральных деятелей и ответ нового руководства Псковского драмтеатра

31 марта правление псковского отделения Союза театральных деятелей (СТД) России направило за подписью секретаря отделения, народного артиста России Юрия Новохижина открытое обращение к врио губернатора Псковской области Андрею Турчаку о ситуации, сложившейся в Псковском академическом театре драмы после прихода туда нового руководства во главе с художественным руководителем Василием Сениным и директором Сергеем Дамбергом. В письме говорится о том, «сегодня ситуацию, в которой оказался ведущий театральный коллектив Псковской области, псковское региональное отделение СТД РФ расценивает как угрозу существованию профессионального театра в Пскове». В ответ руководство театра подготовило ответ на ряд конкретных обвинений и заявлений, указанных в письме. Редакция Псковского агентства информации предлагает читателям ознакомиться с обоими документами, чтобы сформировать собственную точку зрения на этот конфликт.

Позиция отделения Союза театральных деятелей

(полный текст письма можно скачать здесь >>>)

Письмо Андрею Турчаку за подписью Юрия Новохижина озаглавлено «Право на театр». В его преамбуле сказано: «В наступившем году завершена инициированная лично Вами беспрецедентная капитальная реконструкция театрального здания – Псковского Народного дома им. А.С.Пушкина – и параллельно строительство нового здания театральных мастерских, не уступающего по площади основному. Фактически Псковский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина получил великолепный театральный комплекс с Большой и Малой сценами и мастерскими, оборудованными по последнему слову театральной техники. И театральный коллектив, и зрители Пскова были исполнены благодарности Вам и Вашей «команде», - и уверенности, что город и область ждет невиданный прежде расцвет театрального искусства, что и в творческом отношении театр будет соответствовать обновленному театральному дому.

Новый импульс нашим надеждам придали Ваши слова, сказанные год назад, 26 февраля 2013 г., на представлении коллективу театра нового художественного руководителя – Василия Сенина: «Я всегда говорил о том, и обязательно, еще раз повторю, что псковский театр должен быть репертуарным и современным, -  чтобы снять эти вопросы, и больше, чтобы на эту тему не дискутировали. …Пскову нужен театр, области нужен театр!» (Цитата по аудиозаписи.)

Однако случилось нечто обратно пропорциональное: при внешнем великолепии обновленное здание оказалось чужим для основной части труппы театра и его зрителей. Сегодня ситуацию, в которой оказался ведущий театральный коллектив Псковской области, Псковское региональное отделение СТД РФ расценивает как угрозу существованию профессионального театра в Пскове».

Затем письмо делится на некие разделы с конкретными претензиями к происходящем в театре переменам.

Первый из них – «Кадровые потери. Снижение профессионального уровня».

«Тревогу вызвали уже первые кадровые замены нового худрука. На место знающих, профессиональных специалистов пришли – в том числе на ключевые должности – люди, профессионально необразованные, не знающие театра, не проработавшие в нем ни одного дня. Одним из первых был заменен зав. литературно-драматической частью (к слову сказать, сейчас эта должность упразднена совсем). На должности актеров были приняты люди без всякой профессиональной подготовки. На должность зав. музыкальной частью – человек с образованием музыкальной школы, на должность главного художника – дизайнер по интерьерам, - и это в Академическом театре!

<…> Скоро стало ясно, что худрук В.Сенин подбирает кадры не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности и кампанейщины.

В театре с легкой руки, а вернее сказать, с языка В.Сенина пышным цветом расцвело сквернословие, а о его грубости и хамских выходках даже к пожилым сотрудникам и сотрудницам театра пошли толки по всему городу.

Апофеозом кадровой безответственности стало назначение на должность директора театра социолога С.В.Дамберга, - возможно, хорошего специалиста в своей области, но совершенно не знакомого с особенностями театра и жизни творческого театрального коллектива. Если директор считает, что актеры, для которых просмотр спектаклей – часть их профессиональной работы, должны покупать на спектакли своего театра билеты (?!), что их вообще возможно не пускать в театр, или считает, что для театра гримерный цех – это лишнее (?!), то возникает мысль что этот, с позволения сказать, «театральный директор»- или полный дилетант, или он выполняет чье-то задание по ликвидации труппы и репертуарного театра».

Следующая претензия озаглавлена так: «Репертуарный театр без репертуара». В ней указано, что «на той памятной встрече 26 февраля прошлого года В.Сенин говорил о предстоящей «громадной работе» по созданию репертуара, которая ждет коллектив в ближайшие два года. Однако всё, на что оказался способен худрук,  – 40-минутный «Граф Нулин», - весьма сомнительных художественных достоинств зрелище, о котором можно говорить, что это сценический клип, музыкально-визуальный коллаж, театрализованное представление, - всё, что угодно, но только не драматический спектакль. <...>

Представление оказалось весьма дорогостоящим и по постановочным расходам, и по выписанным премиям, но показано на публике было всего ОДИН(!) раз.

Для сравнения: за два года, предшествовавшие назначению В.Сенина, коллектив театра, не имея своей сцены, подготовил шесть новых спектаклей, сыгранных на сценах Колледжа искусств и БКЗ филармонии, два из них – детские новогодние сказки в зале развлекательного центра «Супер». При худруке В. Сенине Пушкинский театр ВПЕРВЫЕ В СВОЕЙ ИСТОРИИ бездействовал в Новогодние праздники! На сегодняшний день театр не имеет своего репертуара.

И в этой ситуации худрук Сенин отправляется на постановку в г. Ярославль, где, как сообщает сайт театра им. Ф.Волкова, в мае состоится премьера его спектакля «Свадьбы». Этот факт – еще одно подтверждение, что в Пскове происходит преднамеренная ликвидация ведущего театра региона».

Еще один раздел письма назван следующим образом: «Уничтожение труппы театра преступно».

«Правление Псковской региональной организации СТД считает творческий потенциал Псковской труппы достаточно высоким для решения творческих задач любой сложности: актеры Пскова – это реальное достояние культуры региона. Псковское отделение СТД РФ обвиняет В.Сенина в том, что бОльшая часть труппы – народные и заслуженные артисты России и просто высококвалифицированные артисты – оказались в зоне вынужденного бездействия.  Вместо репетиций и новых премьер – бесконечное ожидание… Чего? Уведомления об увольнении?

При этом в январе 2014 г. всех, кто не занят в репетициях и спектаклях, руководство театра незаконно лишает надбавок, «опустив» и без того невысокую зарплату до 6-8 тысяч рублей. Куда логичнее было бы понизить зарплаты руководителям театра, оказавшимся неспособными организовать творческий процесс. Проверка инспектором Облсофпрофа выявила в театре ряд нарушений трудового законодательства и постановлений администрации Псковской области – в том числе и в оплате труда», - пишет Юрий Новохижин.

Название-тезис следующего блока рифмуется с названием всего письма – «Псков имеет право на театр». Основная мысль здесь заключается в том, что «В Пскове театр один. И этот ТЕАТР ОБЯЗАН БЫТЬ РЕПЕРТУАРНЫМ и иметь спектакли на любой вкус и возраст. Между тем, даже гастрольная афиша приезжих коллективов практически целиком состоит из спектаклей экспериментально-авангардных, которые не могут быть интересны большинству псковских зрителей».

Также в письме содержатся упрёки в том, что в этом году из программы Пушкинского театрального фестиваля была исключена традиционная «творческая лаборатория», а лишившись её, он «превратился в один из многих рядовых тематических театральных фестивалей России».

Затем отделение СТД высказывает претензии к новому руководству театра и в связи с тем, что после реконструкции фактически лишилось помещений: «Теперь по воле худрука В.Сенина у СТД РФ в Пскове своего дома нет. Еще в сентябре 2013 г. при посещении строительства нового театрального здания актерам было представлено будущее помещение для регионального Отделения СТД РФ. После ввода здания в строй места для Театрального Союза в нем не нашлось».

Наконец, последний тезис письма озаглавлен так: «Традиция – основа стабильности».

«Когда-то некий исторический персонаж хватался за пистолет при слове «культура». Похоже, нечто подобное происходит с Василием Сениным при слове «Традиция». Вероятно, отсюда и стремление доказать, что до него в театре не было ничего хорошего, желание разрушить все до основанья. Уничтожен сайт театра с его историческим разделом, архивом публикаций о театре, фотогалереей, персоналиями актеров. Неизвестна судьба музея и архива театра, хранящего его 108-летнюю историю.

Между тем Традиция – это становой хребет стабильности, и это особенно важно в нашем обществе хронических реформ и непредсказуемых перемен. Театр – не исключение. Спектакли могут быть любыми, и авангардными тоже, но театр возможен только там, где его уважают, любят и берегут, где на первом месте не вседозволенность и личный интерес временщиков, а творчество, ответственность и преемственность традиций», - сказано в письме.

Завершается письмо обращением к врио губернатора Андрею Турчаку: «Уважаемый Андрей Анатольевич! В тот памятный день знакомства коллектива Псковского театра с В.Сениным Вы сказали: «Я не буду скрывать, что, естественно, я предлагал кандидатуру Василия. Несу ли я за эту кандидатуру какую-то ответственность? Ну, безусловно, моральную ответственность несу, потому что он был мной предложен…» Ошибаются все, но настоящего уважения достоин лишь тот, кто способен ошибку признать и исправить. Псковская Региональная организация СТД РФ готова совместно с Вами и государственными органами принять участие в разработке и реализации мер по спасению и возрождению театральной жизни в Пскове и области».

Позиция руководства Псковского драматического театра

Руководство театра подготовило ответ, в котором попунктно даются комментарии к тем или иным цитатам из обращения регионального отделения СТД:

«Заявление представителей СТД «Однако случилось нечто обратно пропорциональное: при внешнем великолепии обновленное здание оказалось чужим для основной части труппы театра и его зрителей» не соответствует действительности. Основная часть труппы ежедневно занята в репетиционном процессе и спектаклях нашего репертуара, поэтому, конечно, здание театра не может быть для них чужим.

За два месяца работы театра наше здание посетило несколько тысяч человек - это 3 % населения Пскова. Не меньше половины зрителей посетили театр впервые, примерно пятая часть побывала два и более раз.

Все кадровые замены были произведены из-за недееспособности предыдущей администрации театра. В декабре 2013 года в театре практиковались систематические прогулы, постоянные сбои в работе бухгалтерии, наблюдались серьезные проблемы с художественно-постановочной частью. В этой ситуации у художественного руководителя были обоснованные сомнения в том, что коллектив театра способен выполнить государственное задание на 2014 год.

В настоящее время госзадание Псковского драмтеатра выполняется в полном объеме и по всем параметрам. Все специалисты, принятые в штат театра первого квартала 2014 года, полностью соответствуют требованиям, изложенным в должностных инструкциях. Подавляющее большинство этих специалистов до приема на работу не были лично знакомы с Василием Сениным. Юрий Стрекаловский продолжает сотрудничество с театром в качестве артиста, занятого в премьерном спектакле «Граф Нулин».

Фразу «Апофеозом кадровой безответственности стало назначение на должность директора театра социолога С.В.Дамберга» следует понимать, что «апофеозом кадровой безответственности» называется решение губернатора Андрея Турчака, принятое по предложению художественного руководителя театра. В результате данного решения коллектив театра сформирован согласно штатному расписанию, в феврале 2014 года уровень оплаты труда основной части персонала (а именно - труппы и цехов художественно -постановочной части) превысил размер средней зарплаты по Псковской области, и значительно превысил размер оплаты труда, выплачиваемой этим сотрудникам ранее.

Ежемесячно театр посещает более тысячи зрителей. В настоящее время в собственном репертуаре театра есть четыре спектакля - «Четыре картины любви», «Божьи коровки возвращаются на землю», «Уходил старик от старухи» и «Граф Нулин». Идет работа над новыми постановками: репетируется спектакль «Гедда Габлер» по пьесе Генрика Ибсена (режиссер Виктория Луговая), летом начнется работа над спектаклем «Мольер» (режиссер Олег Молитвин), продолжаются работы над детским спектаклем  «Золотая рыбка» по произведениям А.С.Пушкина и спектаклем «Ионыч» по А.П.Чехову (режиссер Василий Сенин). Общее количество показа репертуарных спектаклей за два месяца составило 12 раз. Идет подготовка над двумя новыми спектаклями, еще один восстанавливается.

Фраза «Директор считает, что актеры должны покупать билеты на спектакли своего театра» некорректна. В феврале, после окончания Пушкинского фестиваля состоялась встреча труппы с директором, посвященная обсуждению текущих вопросов. На ней были сформулированы правила бесплатного прохода сотрудников театра на спектакли: каждый сотрудник театра имеет право на две контромарки (входные билеты), как на гастрольные, так и на репертуарные спектакли. В случае если этого количества недостаточно, сотрудник может приобрести дополнительные входные билеты непосредственно перед началом спектакля. Цена входного билета (билета на не проданные места) составляет 200 рублей. Эти условия были приняты всеми актерами, хотя бы изредка посещающими свое рабочее место.

Фраза «Гримерный цех — это лишнее» также не соответствует действительности. Практика первых двух месяцев работы театра показала, что часть сотрудников цехов не задействована в постоянной работе. В ближайшее время этим сотрудникам (семь-восемь человек) будут предложены новые условия труда: вместо постоянной занятости в штате театр заключит с каждым из этих сотрудников гражданско-правовой договор, согласно которому данные специалисты будут оказывать театру профессиональные услуги, необходимое количество рабочих дней. При этом стоимость одного рабочего дня возрастет в несколько раз по сравнению с существующим уровнем оплаты. Предварительные договоренности с этими сотрудниками достигнуты и не вызвали возражений. В результате грядущих изменений штат театра будет точно соответствовать кадровым потребностям. Так, гримерный цех, в котором работает один человек, зарабатывающий менее восьми тысяч рублей, утратит статус отдельного подразделения, а услуги гримера будут востребованы по мере надобности и оплачены на достойном уровне, в строгом соответствии с объемом оказанных услуг.

Фраза «При худруке В. Сенине Пушкинский театр ВПЕРВЫЕ В СВОЕЙ ИСТОРИИ бездействовал в Новогодние праздники!» не имеет под собой никаких оснований. В канун и в течение всех новогодних каникул, здание театра было категорически непригодно для приема зрителей из-за строительно-монтажных работ. При этом часть коллектива театра выполняла свои функции со 2 по 15 января: в это время производилась транспортировка имущества театра (костюмы, декорации и пр.) в складские помещения здания мастерских. Другая часть коллектива театра в этот период была занята оборудованием своих рабочих мест, в основном здании театра и в здании мастерских. Параллельно продолжались репетиции премьерного спектакля «Граф Нулин».

Актеры, не выполняющие никаких функций - Яковлев В.Н. и Новохижин Ю. М. ни в это, ни в последующее время не имели информации о текущей деятельности театра в целом и его подразделений в частности.

Фраза «На сегодняшний день театр не имеет своего репертуара» бессмысленна. На сегодняшний день Псковский драмтеатр имеет свой репертуар (см. выше).

Фраза «И в этой ситуации худрук Сенин отправляется на постановку в г. Ярославль» некорректна. Худрук В.Г. Сенин действительно приступил к работе над спектаклем в театре имени Волкова в г. Ярославль. Однако эта деятельность была приостановлена до 2015 года в связи с текущей занятостью Сенина как худрука Псковского драмтеатра. В настоящее время В.Г.Сенин, помимо работы над спектаклем по повестям А. П. Чехова, заканчивает работу над детским спектаклем «Сказка о рыбаке и рыбке». Худрук В.Г. Сенин ведет  переговоры со шведским проектом Teaterunionen и с Фондом Валерия Гергиева о благотворительном концерте в рамках Московского Пасхального фестиваля, благотворительном концерте для ветеранов ВОВ, приуроченному к Дню Победы, а также продолжает работу над фестивальной программой, в которую входят: большая программа детских спектаклей, летний фестиваль уличных спектаклей, гастроли Александринского театра, перенос в Псков одного из международных кинофестивалей и продолжение  сотрудничества с фестивалем «Золотая маска».

Фраза «Всех, кто не занят в репетициях и спектаклях, руководство театра незаконно лишает надбавок» некорректна. Зарплата артистов, не занятых в спектаклях, складывается из следующих компонентов:

- базовый оклад

- надбавка за квалификацию

- надбавка за стаж

- надбавка за звание

Все эти надбавки и оклад выплачиваются незанятой в спектаклях труппе в полном объеме. В результате уровень оплаты труда неработающих артистов, состоящих в штате театра, составляет от 7 до 11 тысяч рублей, что в два-три раза ниже зарплат занятых артистов. В настоящее время незанятыми остаются 6 человек из 26. Среди занятых есть как молодые, так и старейшие актеры театра, как имеющие звание, так и не имеющие.

В обязанности художественного руководителя не входит и не может входить задача занять всех актеров театра.  При этом в ближайшие месяцы будет проведена аттестация труппы с целью выявить тех сотрудников, что не могут быть заняты в спектаклях по причине профессиональной несостоятельности. Трудовые отношения с актерами театра будут продолжены в соответствии с результатами предстоящей аттестации.

Что касается фразы «20 лет фестиваль трудился над созданием театра Пушкина в России». Проанализировав основные показатели последних фестивалей, проведённых до закрытия театра на реконструкцию, а именно - данные за 2010-2011 годы, можно заключить следующее:

- Большинство зрителей попадало на фестивальные спектакли бесплатно. Билеты на эти постановки стоили, как правило, от 100 до 200 рублей.

- Общая сумма средств, вырученных от продажи билетов, в 2010 году составила 230 тысяч рублей, в 2011 году - 790 тысяч, что в сумме меньше кассы фестиваля 2014 года более, чем на 100 тысяч рублей.

- В отличие от практики предыдущих лет, в программе фестиваля не было ни студенческих спектаклей, ни спектаклей по произведениям, не относящихся к А. С. Пушкину.

За пять дней Пушкинского фестиваля прошло восемь лекций, на каждой из которых присутствовало от 60 до 130 человек.  Фестиваль собрал беспрецедентное количество прессы. Помимо псковской прессы, о мероприятии написали: «Российская газета», «Новые ведомости», РИА-Новости, журнал «Театрал», «Известия», «Ведомости», «Невское время», «Петербургский театральный журнал», «Голос России» и другие.

Приглашение к участию творческой лаборатории Владимира Рецептора было направлено, однако до последних дней подготовки к фестивалю никакого ответа театр не получил.

Фраза «У СТД РФ в Пскове своего дома нет» также не имеет отношения к реальности. Театр готов предоставить помещение для регионального отделения СТД РФ в Пскове, однако у СТД нет не только «своего дома», но и какого-либо программного документа, согласованного или просто известного театру, предложений о совместной работе с театром, и даже реквизитов для уплаты членских взносов.

После вступления в СТД худруку театра поступило предложение оплатить членские взносы наличными, без каких-либо платежных документов. В настоящее время нам неизвестно ни о каких проектах, осуществляемых под руководством председателя псковского отделения СТД Новохижиным Ю.М., кроме его сотрудничества с партией «Справедливая Россия». Однако и эта партийная деятельность, в которую входят регулярные встречи с сотрудниками театра, происходит без каких-либо согласований с руководством театра.

Фраза «Уничтожен сайт театра» тоже не соответствует действительности. Адрес сайта театра http://theater.pskov.org/, его дополнительные разделы в настоящее время находятся в разработке.

Все архивы театра находятся в том состоянии, в каком они были переданы руководству театра. В настоящий момент идет инвентаризация, в ходе которой уже установлено, что актером Новохижиным Ю.М. присвоена шуба из костюмерного цеха. Пользуясь случаем, хотим обратиться к Юрию Михайловичу - верните, пожалуйста, шубу».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...