Петр Слепченко рассказал в Общественной палате о «заведомо неисполнимых» требованиях к предпринимателям

Псковский бизнес-омбудсмен Петр Слепченко 15 апреля принял участие в пленарном заседании Общественной палате России, посвященном представлению основных положений доклада уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, который сделал для главы государства Владимира Путина и членов палаты обзор ключевых проблем, препятствующих развитию бизнеса в Российской Федерации.

Как сообщили Псковскому агентству информации в аппарате омбудсмена, заседание проходило в рамках Всероссийской конференции «Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей».

На заседании Петр Слепченко выступил с докладом на тему «Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на примере Псковской области».

В ходе доклада псковский бизнес-омбудсмен, в частности, отметил, что в течение 2012-13 годов в его адрес поступило 37 обращений предпринимателей, связанных с нарушением их прав при осуществлении органами власти различных уровней контрольно-надзорной деятельности.

По мнению Слепченко, основные проблемы при осуществлении такой деятельности следующие:

  • необоснованно большое количество контрольных и надзорных мероприятий в течение календарного периода;
  • отсутствие понятного, доступного, исчерпывающего и фиксированного набора требований, необходимых к исполнению предпринимателями;
  • наличие в нормативных и регламентирующих документах «заведомо неисполнимых» или взаимоисключающих требований;
  • наличие устаревших норм и требований, произвольная и предвзятая трактовка норм и требований проверяющими;
  • нарушение проверяющими процедур проведения проверки, оказание давления на предпринимателей в ходе проведения проверок;
  • предвзятое отношение проверяющих к предпринимателям, нацеленность на «результат», выражающийся в применении штрафных санкций -проверяющие воспринимают себя в первую очередь как карательный механизм;
  • применение по результатам проверок штрафных и иных санкций «по потолку» без учета специфики деятельности предпринимателя и возможностей и перспектив его дальнейшей деятельности;
  • узкоспециализированный подход проверяющих, без учета специфики деятельности предпринимателя в других отраслях, «пересечение» и влияние взаимоисключающих интересов различных проверяющих инстанций;
  • отсутствие фактической действенной ответственности проверяющих за применение неправомерных санкций и распространение в средствах массовой информации сведений о «якобы» неправомерной деятельности или выявленных нарушениях в деятельности проверяемых до вступления в законную силу резолютивных материалов проверки.

Как отметил Петр Слепченко, анализ применения Закона № 294-ФЗ на территории Псковской области показывает, что при значительном «отсеивании» фильтром прокуратуры региона количества проверок (25-30 %% в 2012, 2013 гг.) остаются не решенным остаётся ряд вопросов.

В частности, в различных муниципальных образованиях наблюдается произвольная трактовка (а зачастую эта трактовка вообще отсутствует) того, попадает тот или иной вид муниципального контроля под действие 294-ФЗ или нет.

Кроме того, на многие виды контроля (надзора) не распространяются или распространяются не в полной мере гарантии Закона № 294-ФЗ.

В связи с этим Петр Слепченко предложил ввести норму проведения проверок: один контрольно-надзорный орган может проверять одного и того же предпринимателя не чаще 1 раза в 3 года, при этом один и тот же предприниматель в течение 1 года подлежит проверке не более чем 3-мя контрольно-надзорными органами (данное положение касается только плановых проверок). Согласно предложению псковского бизнес-омбудсмена проведение всех проверок сверх данного лимита должно согласовываться с прокуратурой и уполномоченными по защите прав предпринимателей.

Кроме того, представитель Псковской области предложил установить мораторий на проведение всех плановых проверок СМП сроком на 3 года и ввести норму, согласно которой решение о проведении проверок контролирующим органам принималось бы с учетом обусловленности их результатами анализа рисков причинения вреда и несоблюдения законодательства предпринимателем.

Ещё Петр Слепченко предложил исключить применение норм и правил, изданных органами государственной власти СССР и РСФСР при осуществлении государственного и муниципального контроля, организовать проведение их комплексной межведомственной ревизии и последующего утверждения соответствующими нормативными и ведомственными актами, создать единый доступный реестр контрольных мероприятий с указанием мотивировочной базы проведения проверок и обязательным отражением результатов контрольных мероприятий.

В заключение он призвал проанализировать с привлечением предпринимательского сообщества перечни полномочий органов контроля и надзора, создать единые сквозные базы данных, провести разумное редуцирование областей контроля и органов осуществляющих контроль так, чтобы каждая сфера контроля была отнесена к компетенции только одного органа.

Напомним, на этом же заседании федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов объявил о назначении Петра Слепченко своим общественным представителем по  вопросам, связанным с контрольно-надзорной деятельностью. Эту деятельность на общественных началах Петр Слепченко будет совмещать с работой бизнес-омбудсмена в Псковской области.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...