Виктор Антонов о том, что иногда меньше - лучше
На сайте Псковского агентства информации стартует новый проект. В его рамках местные политики, общественные деятели, эксперты смогут высказаться по актуальным вопросам региональной и общероссийской повестки дня. Некоторым из них в этом помогут корреспонденты ПАИ, которые запишут и расшифруют прямую речь участников проекта. Именно поэтому он получил название «Стенограмма».
Сколько областному парламенту нужно депутатов – как говорится, «для полного счастья»?
К 20-летию Псковского областного Собрания об этом много высказывались и публично, и в кулуарах. Правда, о необходимом количестве депутатов определенного мнения не прозвучало. Но что сегодняшние 44 – перебор – в этом сошлись почти все! Как представители «партии власти», так и оппозиционеры.
Вообще по закону Псковщина может избирать региональный парламент в составе от 25 до 70 представителей. Такой диапазон возможен для нашей численности населения.
Но в соседней Новгородской области – практически такой же, как наша, - всего 26 депутатов. И в огромной Москве – их только 35. А у нас – 44…
Как так получилось? В первом и втором созывах, мы помним, депутатов было 22, и все избирались по одномандатным округам, всех избиратели могли до выборов узнать в лицо, опросить на встречах, а потом призвать к ответу.
К третьему созыву федеральное законодательство потребовало, чтобы третья часть депутатов была избрана по партийным спискам. Карту одномандатных округов ради таких экспериментов никто не захотел ломать. Понимали, что одномандатник людям ближе, чем списочник. Избирателям оставили прежние возможности. В Собрании добавилось 11 «списочников», и всего депутатов стало 33.
Но к четвертому созыву соотношение было снова изменено. Потребовалось, по федеральному закону, чтобы одномандатников и «списочников» было поровну. И снова парламентарии не стали покушаться на карту одномандатных округов, а просто добавили мандатов до нужного соотношения.
Так и получилось 22 депутата, избранных прямым голосованием, и 22 – по партийным спискам. И вот уже второй созыв подряд областное Собрание работает в таком большом составе.
Однако пора уже критически оценить, что дало такое увеличение депутатского корпуса. На мой взгляд, ничего хорошего.
Вряд ли оно положительно отразилось на количестве принимаемых законов и качестве депутатских инициатив. И на содержательности парламентской дискуссии, убежден, сказалось далеко не лучшим образом. Многие решения затягиваются совершенно бессмысленно, что ничего, кроме ненужных затрат, не дает.
Содержание такой «раздутой» законодательной власти – это самая настоящая роскошь для нашей области.
Зато благодаря большой квоте по партийным спискам в областное Собрание попали люди, которые – положа руку на сердце - не смогли бы избраться по одномандатным округам, возможно, никогда.
Если депутат идет как одномандатник, он вынужден лицом к лицу предстать перед избирателем, раскрыть перед ним «все карты». Сегодня люди уже набрались опыта. Они не верят первому встречному за одни только красивые глаза, хорошо поставленный голос и громкие обличительные речи. Им нужно обосновать, почему именно данный кандидат способен квалифицированно представлять округ лучше, чем другие. Доказать, что у него есть не только опыт политической болтологии, но и достаточный личный успешный опыт работы в конкретной сфере, опыт руководства, опыт принятия решений в сложных условиях, опыт решения вопросов с властями. Не может парламент принимать действенные решения по развитию производства, если в нем не будет специалистов в производственной сфере, в руководстве предприятиями.
На то она и представительная власть, чтобы в ней были представлены профессионалы, работающие в разных сферах народного хозяйства, - чтобы грамотно решать и контролировать решения по разным сферам. А если там будут люди не квалифицированные и не опытные ни в какой сфере, то от них никаких позитивных решений и предложений не добьешься – будет разве что критиканство по каждому вопросу и попытки «вставить палки в колеса» всем остальным.
Выбирая одномандатников, люди внимательно смотрят, кого они выбирают, на что способен этот человек судя по его жизненному пути, чего он добился в общественно полезной деятельности, что создал в своей жизни, может ли нести ответственность за других людей.
Партийные списки тоже нужны. Партии – это сегодня наиболее оптимальный способ организации людей с похожей позицией. Нужно способствовать их развитию.
Однако наш парламентский опыт подводит к тому, что «списочников», как, в общем-то, и весь депутатский корпус, все-таки было бы целесообразно сократить до самого минимума, дозволенного законом. Очевидно, что это приведет к повышению квалификации и качества депутатского корпуса, сведет к минимуму непродуктивную дискуссию – ту, что не ради дела, а ради пиара.
Недавно был принят федеральный закон, по которому можно по спискам избрать всего четверть депутатов. Мы можем оставить в нашем парламенте всего 25 законодателей – минимально возможное по закону количество. И, практически не изменив привычную для избирателей сетку одномандатных округов, сократить число «списочников» до 6. Остальные же 19 депутатов будут одномандатниками – депутатами, которых люди смогут знать в лицо.
До выборов депутатов областного Собрания еще есть время, чтобы обдумать и обсудить эту идею.
Виктор АНТОНОВ, заместитель председателя, председатель Комитета по труду и социальной политике Псковского областного Собрания депутатов