Культ земледелия

Одни говорят, что надо больше вкладывать в сельское хозяйство. Другие – что вкладывать в сельское хозяйство бесполезно, потому что оно только «ест» деньги, а результата, адекватного вложениям, не дает. Сколько ни спорь, а все равно, наверное, ни у кого нет сомнения, что без развития АПК будущее нашей страны весьма смутное. Только витает в воздухе вопрос – во что именно и как вкладывать, чтобы деньги не терять?

А ведь ответ – он близко, на поверхности! Деньги летят «на ветер», когда не хватает… культуры. Это в теории. На практике же понятие о современной культуре земледелия у большинства наших аграриев еще только начинает складываться. И здесь велика заслуга людей с пытливым умом и непоседливым нравом – это они делают открытия, которые в нашей действительности вполне можно считать великими.

Так, мы вдруг узнаем от них, что и в Псковской области можно выращивать пшеницу урожайностью под 40 ц/га и выше - не случайно, а систематически выращивать, из года в год, да еще и с прибылью. Оказывается, доморощенное зерно вопреки протестам скептиков может быть дешевле, чем привезенное с юга. Оказывается, механизаторы в сезон могут зарабатывать и до 3 тысяч рублей в день, работая на чудо-тракторах с кондиционерами в кабинах.

А главное – оказывается, можно не просто коротать сезон за сезоном, кое-как смирившись с чувством безысходности, а строить серьезные, да еще и реальные планы на завтрашний день, работать с перспективой.

 

Заботиться и переживать денно и нощно

Главный агроном ООО «Псковагроинвест» Геннадий Сашин везет нас по ребристой грунтовке – ее рельеф, «нарисованный» гусеничной техникой, создает мощную турбулентность. Дребезжит обшивка УАЗика, собеседника плохо слышно. В кабине, прогретой палящим солнцем, - жара, в районе 40 градусов.

Геннадий Сашин. Фото Дарьи Никишиной

«Я пришел в «Псковагроинвест» в 2010 году. Меня пригласил руководитель хозяйства Александр Николаевич Братчиков и сразу поставил задачу – внедрить новые, даже новейшие технологии выращивания зерновых на корма. Когда он приобрел мощности свинокомплекса «Псковского», который обанкротился, в хозяйстве сеяли пару сотен гектаров. Экономика этого земледелия была нежизнеспособна. А сейчас нам просто некуда деваться -нужно сокращать зависимость от «южного» зерна с его непредсказуемой ценой. Нужно снижать себестоимость кормов, чтобы удешевлять производство мяса… А что такое новейшие технологии выращивания зерна? Это в конечном итоге получение максимальной урожайности при минимальном использовании ресурсов – труда, техники, топлива…»

Мы подъехали к полю, покрытому ровным зеленым ковром всходов.

«Вот наш первый сев этого года – поле овса, - вышел из УАЗика Геннадий Федорович. – Уже сделали первую химобработку от сорняка и подкормку. У нас специальный опрыскиватель, который разбрасывает вещество на 24 метра. Видите колеи? Техника четко движется только по ним. Не только чтобы меньше посевов повредить, но и чтобы избежать двойного полива химикатами. Если средство от сорняка дважды попадет на сельхозкультуру, оно погубит нужные растения».

За всходами главный агроном следит каждый день. Мало того, ежемесячно приезжает ученый-фитопатолог и зорко осматривает поля на предмет заболеваний.

Фото Дарьи Никишиной

«Более-менее сухое лето приносит меньше проблем, - объясняет Геннадий Федорович. – Но как только пройдут дожди, на растениях может появиться пятнистость, разные вредители, инфекции. Фитопатолог определяет, от чего конкретно и как надо лечить, и мы сразу производим рекомендованную обработку».

При этом увлекаться средствами для обработки надо с умом. Ведь все зерно сдается потом в лабораторию и, если что-то не понравится экспертам, его не допустят в кормопроизводство.

От кущения до колошения агроном нянчится с зеленью и переживает за нее как за родную. Тем более что «Агроинвест» с приходом Геннадия Федоровича скрупулезно подбирает семена - отказавшись от фирм-посредников, выходит напрямую на научные институты.

«Закупаем супер-элиту, сеем на своих полях. На следующий год получаем элиту и даже часть сами продаем на семена».

…И как радуется сердце агронома, когда стеной встает-поднимается «золото» полей! И как обливается кровью, когда под самую уборку урожая вдруг из-за леса выйдет черная-пречерная туча, и накроет она «золото» шквалистым ветром да потоками ливня – ляжет пшеница, ляжет овес, ляжет ячмень…

«Два года назад, - грустно вспоминает наш собеседник, - перед самой уборкой залило 150 га ячменя. Мы не смогли въехать в поле, чтобы убрать зерно. Порядка 400 тонн пропало!.. А так если и положит поле, то все равно комбайны идут поднимать, убирать. Только, конечно, производительность от этого заметно падает, а себестоимость растет…»

 

Себестоимость как мерило благополучия

«В позапрошлом году, - вспоминает Геннадий Федорович, - мы закупали зерно с юга по 12 рублей за килограмм, в прошлом – по 9 рублей. Привозное зерно имеет свою цену из-за маржи не только производителя и перекупщика, но и транспортных организаций. В прошлом году мы сумели снизить себестоимость своего зерна до уровня 6 рублей за килограмм. Это выгодно хозяйству».

И все же хозяйство пока еще не может обеспечить собственным зерном свои потребности в кормах. За год свинокомплекс и животноводческие фермы «Псковагроинвеста» съедают порядка 20 тысяч тонн зерна. А своего «хлеба» вырастили в прошлом году всего 6,6 тыс тонн. Однако Геннадий Сашин верит, что однажды и собственного зерна хватит, и с юга завозить не надо будет.

Сейчас «Агроинвесту» не хватает не только, как водится, сил и средств. Самое главное – нет земли. Предприятие ведет работу по расширению собственных угодий, что, естественно, требует немалых ресурсов. Заброшенные, залежные угодья надо не просто купить, оформить - немало приходится потратиться и потрудиться, чтобы ввести их в севооборот...

 

Поле №119

Наш УАЗик, покинув зубодробительную грунтовку, погружается в пашню и – на пониженной – «плывет» к работающей технике.

Поле №119 возле деревни Подборовье площадью 103 га в этом году - впервые с 2002 года – обратили в хлебную ниву. Почти год был потрачен, чтобы его «окультурить». Сначала убрали лес, которым заросли канавы мелиорации, - из-за него вода не уходила, и почва заболачивалась. Протравили сорняки. Осенью подняли землю плугами.

Фото Дарьи Никишиной

А день нашего приезда - последние сутки посевных работ на этом поле. Хотя на краю еще продолжают работать экскаваторы, возобновляя мелиоративную систему, однако поле уже практически полностью захвачено двумя могучими «железными конями».

Роскошный «качок-американец», внушающий уважение своими габаритами и мощью (300 л.с.), водит дискатор – рыхлит-мельчит землю. А следом поскромнее, но тоже уверенно дефилирует трактор чуть полегче (212 л.с.) – с многофункциональным посевным комплексом. Улыбчивые механизаторы, бодрый ход техники и гурьба чаек, искрящих крыльями… Новая культура земледелия на поле №119 – это заразительное сочетание упрощения жизни с какой-то все-таки суетой, от которого вдруг тоже хочется забраться на такой трактор и – пахать вместе со всеми!

«Технологии мы знали и раньше, в советские времена, - рассказывает главный агроном. – Но у нас не было такой техники и таких препаратов, чтобы эти знания реализовать на практике. Уже в 70-80-е годы в наших аграрных учебных заведениях учили премудростям высокой культуры земледелия. Подкармливать дробно, то есть не одним разом все подкормки закидывать, а по фазам. Какие обработки и когда вносить – учили. Но у нас все равно не было таких разбрасывателей удобрений, не было таких посевных комплексов и не было таких мощных тракторов, и мы ничего не могли сделать.

Фото Дарьи Никишиной

Вот это поле всего только тремя тракторами с шестью механизаторами нынче засеяно за четверо суток. Чтобы максимально использовать потенциал техники, работа идет круглосуточно, а механизаторы сменяются каждые 12 часов, и это - тоже нововведение, направленное на снижение себестоимости зерна. За месяц такими силами мы засеяли 1,5 тысячи гектаров. Раньше на такой объем работы понадобилось бы задействовать 20-30 тракторов типа Т40 или «Беларусь», которые имелись в хозяйстве. А с ними – и соответствующее количество механизаторов».

Правда, на эти дорогущие трактора «дурака» и «пьяницу» не посадишь. Один «американец» обошелся в 9 миллионов кредитных рублей, а, например, цена посевного комплекса – около 4 млн руб. «Кони» напичканы «мозгами» - электроникой, которая фиксирует и показывает все на свете – от количества засеянных гектар до объема использованных химсредств. Так что механизаторов отбирают не только по красоте, но и по количеству пядей во лбу, а еще - по уровню надежности, добросовестности и чувства ответственности. Понятно, что таким кадрам нужна и зарплата хорошая.

«Механизаторы постоянно загружены в сезон. Сейчас отсеются, и сразу же приступят к уборке кормов, потом – к уборке урожая. В этот период они получают повышенную зарплату. Нынче принято решение и зимой, когда бывает нечего делать, все равно выплачивать механизаторам зарплату – пусть невысокую, но все равно бонус, чтобы избежать текучки кадров».

…Загорелый «кадр» на манипуляторе перед нашими глазами выгрузил в бункер посевного комплекса две белые торбы семенной пшеницы – 2 тонны на 6 гектар. Мимо хлебороба разве пройдешь равнодушно?

Фото Дарьи Никишиной

«Сергей!» - представился.

«Чем еще занимаетесь, кроме сева?»

«Всем, что положено манипулятору. То семена, то корма, то удобрения - кладем, выкладываем…»

«И по ночам, бывает, трудитесь?»

«Конечно, бывает и ночная смена! Вон у нас – фонари на машинах, и все видно».

«Комары-то небось заедают в сумерках?»

«Есть немножко!»

«А начальство по ночам приезжает контролировать?»

«А как же? Без этого – никуда…»

 

Успех приходит лишь к тому, кто все время учится

Геннадий Сашин с детства знаком с разными премудростями земледельца. Он родился и вырос в деревне Теребище Псковского района. Помогал маме в огороде, как полагалось любому деревенскому мальчишке. А после Теребищенской школы – закончил Себежский сельхозтехникум. Больших раздумий - чем бы заняться, кроме сельского хозяйства - не было. Сначала пришлось поработать в стройотрядах на реконструкции свинарников. Там он даже получил путевку в Болгарию - в благодарность за ударный труд. Агрономом же стал после службы в армии, когда пошел на работу в колхоз «Передовик».

«Очень важно, чтобы у молодых работников были хорошие наставники, - считает он. – Я до сих пор связан со своей наставницей Валентиной Павловной Сулыпкиной, ей сейчас 86 лет. Она меня очень многому научила».

В «Передовике» талант агронома устремился в льноводство. Тогда лен был востребован, давал хозяйству значительные деньги, и Геннадию Федоровичу удавалось добиваться рентабельности в 38 процентов.

Фото Дарьи Никишиной

В последнее десятилетие льноводство ушло из нашего региона. «Передовик» встряхнули рыночные перемены. Геннадий покинул «Передовик» и какое-то время занимался своим бизнесом. А в любимую профессию вернулся, увидев интерес к науке и к делу нового владельца свинокомплекса в поселке Соловьи.

«Чтобы в сельском хозяйстве было меньше разочарований, люди, которые берутся создавать аграрные предприятия, должны иметь какой-то собственный аграрный опыт, - считает главный агроном. - Александр Николаевич Братчиков пришел из другого бизнеса, но ему сельскохозяйственное производство очень нравится, он не жалеет времени и сил на производственные вопросы, и ему свойственно глубоко во все вникать и разбираться, прежде чем принимать какие-то решения. Мы постоянно проводим различные эксперименты, чтобы понять, что именно нам будет выгодно. Перечитываем современную литературу, много ездим по институтам и хозяйствам, смотрим, вникаем, советуемся. Но любые рекомендации стараемся осмыслить через призму собственного опыта и нашей специфики. Слепо копировать ничего нельзя. И ничего нельзя улучшить, внедрить, усовершенствовать, если нет желания постоянно, всю жизнь учиться. В этом плане мы с Александром Николаевичем на одной волне. Я уверен, что именно благодаря постоянной учебе мы достигли европейских показателей эффективности земледелия. И не собираемся стоять на месте, пойдем дальше.

И в советские времена были, и сейчас есть такие аграрии, которые ссылаются на трудные условия и говорят, что у нас нельзя вырастить зерно так же, как и на юге, и в Европе. Конечно, если использовать старую технику и не выполнять технологию, возможную при достижениях современной науки, то это правда - нельзя вырастить. Но и выращивать зерно урожайностью 13-20 ц/га в наше время – это не вариант, так как просто-напросто не имеет экономического смысла…»

 

Амбары ломятся

Возле конторы хозяйства мы увидели зерноток. В 2008 году он был реконструирован исходя из имевшихся на тот момент возможностей. Для хозяйства это был серьезный шаг – появились мощности для очистки, сушки, сортировки, хранения зерна, протравливания семян. Без такого «заведения» сегодняшние достижения хлеборобов были бы невозможны. Начальник зернотока Андрей Туманов говорит, что в элеваторе может одновременно помещаться только 2 тыс тонн зерна, поэтому остальные запасы приходится складировать в помещениях бывшего овощехранилища. По словам Андрея Ивановича, объемы до 8 тысяч тонн зерна в «Агроинвесте» найдут где хранить, но если зерна станет больше – придется снова реконструировать зерноток.

Андрей Туманов. Фото Дарьи Никишиной

… Пока еще в Псковской области разве что считанные сельхозпредприятия соответствуют современным представлениям и высокой культуре земледелия. Не понаслышке, а по собственному ежедневному опыту знают о том, что такое «закон минимума, оптимума и максимума действия факторов жизни растений» и «закон совокупного, взаимообусловленного, а не изолированного действия факторов урожая». От кого и от чего зависит соблюдение этих законов, - это, наверное, разговор немного даже философский. Но говорить можно много, а все-таки, похоже, лучше увидеть и внимательно послушать тех, кто меньше говорит, а больше делает. Потому что именно такие люди открывают двери в другую жизнь, в которой есть вера в завтрашний день.

 

Татьяна СТОГОВА

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...