Путешествие четырнадцатое: Усвятский район

Путешествие четырнадцатое, 

необычайно короткое: Усвятский район

Путешествие в Усвятский район получилось у нас сверхкоротким: вместе с посещением гостиницы и изучением местного общепита мы уложились всего в полтора часа. Хотя, отправляясь туда, я была уверена, что и в этом районе нас ждёт много интересного, в чём и пыталась убедить и всех тех, кто до поездки говорил мне: «Зачем вы туда поедете? Там ведь нет ничего». «Что вы – что вы, - отвечала я. – Там должно быть много интересного, вы просто сами не были. Там одних памятников археологии сколько!» 

Так вот в Усвятах я в очередной раз убедилась в том, что история и культура всех районов Псковской области будет жить до тех пор, пока там есть люди, которые действительно любят и знают свои родные места. Здесь, к сожалению, такие люди нам не встретились.  

Может быть, эта поездка сложилась бы по-другому, если бы в день нашего приезда не был занят заместитель главы района Дмитрий Анатольевич Петров, с которым мы вели предварительные переговоры. Буквально утром, когда мы были уже на пути в Усвяты, он сообщил, что не сможет встретить нас и направил  в Усвятский центр культуры, заверив, что его сотрудники нас ждут и непременно всё покажут и расскажут. Они, конечно, были в курсе того, кто, зачем и откуда к ним приехал, но вот поверить в то, что нас там ждали, было о-о-очень сложно.  Почти не отрываясь от каких-то бумаг, руководитель ДК заявила мне, что никто ничего показывать нам не будет, и вообще в районе нет таких специалистов, а директор местного музея отсутствует по семейным обстоятельствам. После этого мне всучили книгу автора Николая Никитенко «Усвяты» 2009 года выпуска, так сказать для изучения и предложили самостоятельно проехать по посёлку и району.  

- Как, совсем никого нет, кто бы мог показать самые интересные места в районе? - удивлялась я.


- Совсем никого, - отвечали мне.


- Может быть, есть краевед? – пыталась я найти выход, чтобы избавить от своего общества дам, которые явно хотели как можно быстрее от меня отделаться.


- Нет, все умерли, - услышала я в ответ. 


В общем, после длительных переговоров-уговоров с нами согласилась поехать заместитель  директора центра культуры Раиса Васильевна Старовойтова, только с условием, что мы закончим экскурсию быстро.  В общем, чтобы узнать хоть что-то об Усвятском районе, мне пришлось почитать ту книгу, которую мне выдали, и оказалось, что история этих мест началась ещё до нашей эры и здесь есть на что посмотреть.

Усвятский – самый южный район Псковской области, который граничит с Белоруссией и Смоленской областью. Сам посёлок Усвяты расположен между двумя озёрами Узмень и Усвяты. Он находится в трёхстах километрах от Пскова и в примерно 100 километрах от Великих Лук.
Справка 

Из Южной столицы области есть два пути до Усвят: длинный - через Невель (около 100 километров) и короткий - через деревни Бандино, Адамово, Церковище и другие (примерно 88 километров).


Мы ехали в Усвяты из Великих Лук по «деревенской» дороге, а возвращались по той, которая идёт через Невель. Асфальт на большей части первой трассы почти отсутствовал, но, надеюсь, что с прошлой осени его отремонтировали, а вот вторая дорога была гораздо ровнее.


Если же вы собираетесь добраться до Усвят на общественном транспорте, то туда ходят только автобусы: в 10:20 и 18:55 из Великих Лук во все дни кроме вторника, и ежедневно в 14:00 – из Пскова. Обратно можно уехать в 6:30 и 15:30 до Великих Лук, в 11:30 – до Пскова. Билет до Великих Лук стоит 225 рублей, до Пскова – 630 рублей.

Псковская Венеция, клады 
и проклятье королевы из затонувшей ладьи 
К счастью, в Усвятский музей, несмотря на отсутствие его директора, мы всё же попали. Жаль, правда, что экскурсию по нему нам никто провести не смог, так что мне пришлось увиденное в музее, сопоставлять с одной из глав книги. Самый интересный, на мой взгляд, музейный зал посвящён как раз археологии. Как пишет Николай Никитенко, на территории района имеются 105 археологических памятников. Это стоянки, селища, городища, группы курганов, которые относятся к разным эпохам: позднепалеолитической (I-III тысячелетие до нашей эры), неолита (2700 – 2200 лет до нашей эры), эпохе бронзы, периоду раннего железа.

Археологи доказали, что первые люди появились в этих местах ещё 12 тысяч лет назад, сразу после того как отступил ледник. Первыми тут поселились охотники, которые добывали северных оленей. Через шесть тысяч лет после этого, когда климат изменился и стал более сухим, здешние обитатели начали изготавливать глиняную посуду по уникальной технологии, но поскольку тогда уровень рек и озёр был значительно ниже, то остатки поселений сейчас находятся на дне уствятских водоёмов.

 

Раскопки показали, что в период неолита люди тут строили дома на сваях, которые соединялись между собой переходами. Следы такого вот свайного поселения обнаружили на северном берегу озера Усвяты, его позже даже назвали «Псковской Венецией». В каждом таком поселении жили 100-150 человек, а питались они в основном лещиной, дубом, водяным орехом. На месте одной из таких стоянок нашли орудия из кремния – кинжалы, ножи, наконечник стрелы, около 140 предметов из рогов и кости, самым примечательным из них оказался идол. Откопали тут и деревянные колотушки, рукояти топоров, ковши с изображением голов животных  и птиц, весло с рукоятью, украшенной изображением голов уток, чащи, заготовки для ложек.

На другом раскопе в Усвятах археологи нашли следы людей, живших тут в 2000-1900 годах до нашей эры. Здесь откопали орудия, фрагменты керамики, кремниевый рыболовный крючок и  даже два погребения человека, в одном из которых была захоронена девушка лет 18-20, а вместе с ней лежали ожерелья из резцов лося, зубов медведя и пластинок из рога лося.


Около трёх тысяч лет назад климат снова изменился и стал более суровым. Тогда древние переехали на холмы и стали образовывать городища с селищами, а ещё научились добывать железную руду и делать из неё орудия труда. Таких предметов, как и осколков керамики, предостаточно в Усвятском музее.


В первом тысячелетии уже нашей эры на территории нынешнего Усвятского района поселились  «сопочники» (они хоронили умерших в «сопках»), которые освоили берега рек и стали контролировать часть пути «из варяг в греки».


А к концу первого тысячелетия здесь появились другие жители, они отличались от своих предшественников тем, что хоронили умерших ни в сопках, ни в длинных курганах, а в курганных могильниках. В одном из таких погребений археологи нашли детали поясного набора восточного типа, в других – вещи характерные для эпохи викингов, например, бронзовую подковообразную фибулу с орнаментом «волчий зуб», ладьевидные браслеты с продольными и поперечными валиками IX-XI веков. 


Конечно же, всё это свидетельствует о торговых и деловых связях. О них же говорят и клады, которые в разные времена находили в Усвятском районе и кое-что из них тоже хранится в музее. Так, однажды в Усвятах нашли около 700 польских и шведских монет периода правлений Сигизмунда III, Густава-Адольфа, Густава Вазы, а у деревни Глазуново обнаружился клад дирхемов, арабских серебряных монет, отчеканенных на территории Ирана в городе ал-Куфа при халифе ас-Сафахе из династии аббасидов.

А ещё здесь есть легенда, связанная с путём «из варяг в греки». Его часть  в Усвятском районе проходила не по воде, а по копанке – это такой участок в болоте, который прокопали искусственно, чтобы по нему перетягивать ладьи из одного водоёма в другой.  Так вот, якобы в этой копанке, а, говорят, её направление всё ещё можно определить в болоте в районе нынешней деревни Прудище, затонула ладья, на которой плыла некая королева. Направлялась она из Суража в Великие Луки и приплыла в Усвяты уже вечером, но, несмотря на это, потребовала, чтобы местный священник отслужил для неё обедню. Он, естественно, отказался. Разгневанная королева прокляла весь город. «Усвят, Усвят, будь не беден, не богат», - бросила она и двинулась дальше. На выходе из Усвятского озера в Узмень дама встретила пастуха и снова повторила проклятье, а мужчину и его овец превратила в камни. Поздним вечером ладья со злой королевой добралась до копанки, но тут на болото опустился туман, который держался несколько дней и ночей. Люди слышали, как из болота доносились крики о помощи, только спасать королеву никто не пошёл. С тех пор её никто не видел, но легенда гласит, что затонувшая ладья и сейчас торчит из болота.


Археологи до сих пор ведут раскопки в Усвятском районе. Когда мы приезжали в  посёлок, на его окраине работали специалисты Эрмитажа, с которыми мы хотели встретиться, чтобы хоть что-то узнать об истории этих мест, так сказать, из первых уст. Но не получилось. Мы отправились на их поиски в том направлении, которое нам указала Раиса Васильевна. Только там мы упёрлись в деревянный мост, ведущий неизвестно куда. Пройти по нему мы не рискнули, поскольку сие сооружение оказалось прогнившим и крайне не надёжным.

Справка 
Усвятский краеведческий музей располагается в доме Родзянко на Замковой горе (о этом доме я расскажу чуть позже). Его посещение стоит всего 10 рублей, экскурсия для группы обойдётся в 300 рублей. А ещё зимой прямо в музее можно взять напрокат лыжи и ватрушки.

Как доказали археологи, сначала Усвяты располагались в месте, которое теперь здешние жители именуют Юрьевыми горами. Тут исследователи нашли селища, датируемые концом I – началом II тысячелетия нашей эры. Тогда это были ещё не Усвяты, а древний город Въсвячъ. В летописях название со временем трансформировалось в Усвячъ, Свячъ, а при Иване Грозном – в Усвято или Усть-Свято, затем появилось название Усвят, а в ХХ веке – Усвяты. Вообще, есть предположение, что изначально название поселение получило от реки Усвяча, которая здесь протекает.


Так вот, с Юрьевых гор люди переехали на три соседние - Пруд, Замковую и Бугор. На всех этих возвышенностях были построены укрепления. Есть легенда, что с Замковой горы можно было пройти на Юрьеву гору в старый город, причём этот переход был подземным и пролегал под озером.  Все три горы по форме похожи друг на друга: они овальные, имеют приподнятые площадки высотой 13-17 метров, только вот на горе Пруд есть ещё террасовидный вал.


По соседству с городищами были ещё две горы. Одна из них носит название Спасовая, там когда-то хоронили людей, а ещё стояла церковь во имя Спаса. Вторая гора – Соколиная, по преданию на ней был тюремный замок с подземными казематами.


В Летописи Усвяты впервые упоминаются в 1021 году в связи со столкновением полоцкого князя Брячеслава с киевским князем Ярославом Мудрым.  При этом в некоторых древних книгах говорится о том, что Ярослав, несмотря на то, что разгромил своего врага, отдал Брячаславу два города – «Восвячь и Видбескъ». В последующие столетия Усвяты неоднократно упоминаются в летописях как места, где проходили сражения русских князей то с литовцами, то с поляками. Воевал тут и Александр Невский в 1245 году. Он тут разгромил литовское ополчение, взяв в плен 8 литовских князей.


Некоторое время Усвяты были в составе Витебского княжества. В начале XIV века ими правил князь Ярослав Васильевич, который в 1318 году выдал свою дочь замуж за литовского князя Ольгерда Гедиминовича. Молодое семейство поселилось в Усвятах. После смерти Ярослава Васильевича Ольгерд стал Витебским князем, а потом вступил на литовский престол, в результате чего без всякой войны Витебские земли перешли Литве. Уже после смерти Ольгерда в ходе войны между Литвой и Польшей Витебское княжество досталось последней, в XVI-XVII веках русским князьям удавалось ненадолго отбивать Усвяты.


Заходил сюда даже Стефан Баторий в 1580 году, которому местные жители вообще сдали город, попросив взамен жизнь и свободу выбора – уйти на русские земли или присягнуть захватчикам. В 1654 году Усвяты взяли русские войска, но лишь на время – в 1667 году был подписан мирный договор, по которому город отошёл Польше. Лишь спустя 100 лет – в 1772 году при Екатерине II в результате присоединения Белоруссии Усвяты вернулись в Российскую империю окончательно. В дальнейшем город только переходил из одной губернии к другой, из одного уезда - в другой в результате территориально-административного «переделения» внутри страны.


К середине XIX века в Усвятах было 300 дворов, 2 тысячи 98 жителей, имелись три церкви, два трактира, четыре корчмы, более 20 лавок, работала парусиновая фабрика, продукцию которой поставляли в Петербург и Ригу. К началу прошлого века тут жили 3 тысячи 372 человека, стояли 3 тысячи 83 постройки, из которых 67 были жилыми, работали пять кожевенных заводов, паровая мельница, казённая винная лавка, две православные церкви, две часовни, синагога, молитвенный дом, женское и мужское училища.  

Юрьевы горы, бесконечные «переезды» в разные страны 
и превращение из Въсвячи в Усвяты
Справка 
Как сообщает официальный сайт района, сейчас в Усвятах проживает чуть меньше людей, чем 100 лет назад. По данным 2010 года здесь было 2 тысячи 839 жителей. 
   

Изменилось тут, кстати, по сравнению с XIX веком количество точек общественного питания. Сегодня их всего две –  кафе «Мечта» от Великолукского райпо и кафе ООО «Валентина». Интерьер, конечно, что в одном, что в другом месте не впечатляет, а вот цены шокировали – всё было почти даром.


В «Мечте» салаты стоили от 18 рублей (овощной) до 35 - с ветчиной, бутерброды – в этом же ценовом диапазоне – самый дешёвый с селёдкой, самый дорогой с икрой.  Во втором кафе подавали салаты «Овощной», «Оливье» и «Сельдь под шубой»  по 20 рублей за порцию, а «Крабовый» - за 23 рубля. Тарелку борща или щей можно было заполучить за 25 рублей. Среди вторых блюд самыми дорогими были котлета и пельмени ( по 45 рублей), а самыми дешёвыми – блинчики с творогом (15 рублей), гарниры стоили 20 (макароны, рис) и 30 рублей (пюре).

Дорога для Екатерины, призрак в белом и польско-литовский замок 
на краю Псковской области

Как вы уже поняли, в Усвятах мы мало что смогли увидеть своими глазами. Одним из того немного оказалась  мощёная камнем дорога, которую сделали в 1787 году к приезду императрицы Екатерины II.  Как утверждают местные жители, этот тракт с тех пор ни разу не  ремонтировали, так что в XIIX веке дороги тут клали на совесть.

А заезжала в Усвяты императрица во время её путешествия по российским губерниям. 11 января 1787 года Екатерина выехала из Великих Лук и к обеду прибыла в Усвяты к генерал-прокурору Александру Алексеевичу Вяземскому, которому ранее даровала эти земли. Обедала императрица в летнем деревянном дворце Вяземского, который был построен на той самой Замковой горе. А после этого отправилась в Велиж, где намеревалась заночевать.


Через несколько лет после визита Екатерины II генерал-прокурор скончался и Усвяты перешли его дочери Прасковье, которая была женой Дмитрия Александровича Зубова – брата фаворита императрицы Платона Александровича Зубова.


Потом владельцами этих земель стали ротмистр Смоленской шляхты Василий Андреевич Энгельгардт и его супруга Марфа Александровна – сестра князя Потёмкина-Таврического. Следующей хозяйкой имения стала их дочь Татьяна, первым мужем которой был генерал-поручик Михаил Сергеевич Потёмкин, а вторым – дипломат, член Государственного совета, коллекционер и меценат князь Николай Борисович Юсупов. К этому моменту на замковой горе кроме деревянного дома были ещё сад и церковь.

 

И в этот период Усвяты посетило ещё одно первое лицо государства – император Александр I. Случилось это 11 сентября 1805 года, когда он ехал из Петербурга к русским войскам, которые были в заграничном походе и сосредоточились в Маврикии.


После смерти княгини Юсуповой имение перешло к её сыну от первого брака Александру Михайловичу Потёмкину и его супруге Татьяне Борисовне урождённой Голициной. Следующей владелицей Усвят стала сестра Александра Екатерина Михайловна, мужем которой был граф, обер-камергер и член Государственного совета Александр Иванович Рибопьер.


Их сын Иван продал земли генералу Дурасову, а тот, в свою очередь, перепродал их англичанину Артуру Идену. С этого момента в Усвятах началась «иностранная» эпоха. Дальше тут руководили англичане Бальфур и Альшидстиад. С 1982 года земли снова перешли к русским дворянам: их владельцем стал государственный деятель и дипломат Пётр Андреевич Шувалов. В 1888 году от него имение перешло по наследству сыну Андрею Петровичу Шувалову. Он отстроил на Замковой горе новый белый каменный дом, который стоит до сих пор и называется дом Родзянко – именно в нём размещается музей. Этот маленький дворец возведён по образцу польско-литовских замков Остзейского края с элементами средневековой замковой архитектуры. Сейчас вокруг этого дома хотят легенды: одна гласит, что здесь периодически появляется призрак белой дамы, только никто не знает – кто эта женщина, вторая – рассказывает о тайных подземных ходах, ведущих от замка на другой берег озера. 

А домом Родзянко его называют по имени последнего владельца – шталмейстера двора Его Императорского Величества Павла Владимировича Родзянко, который к тому же был братом председателя III и IV Государственных Дум российской империи Михаила Родзянко. А потом имение пытались продать с молотка за долги, которые скопила супруга Павла Владимировича Мария Павловна. Только покупателей не нашлось...

Ещё славу Усвятскому району принесла простая деревенская женщина Ольга Сергеева. Родилась она в деревне Перелазы, потом жила в  Церковище. И вроде бы ничего особенного в ней не было… Но однажды в эти места из Петербурга приехала фольклорная экспедиция, которой Ольга Сергеева напела здешние старинные песни. Потом её отвезли в Северную столицу в студию звукозаписи. Позже усвятские песни в её исполнении зазвучали в одном из фильмов Тарковского, ну а сейчас их поёт Пелагея. В 2002 году Ольги Сергеевой не стало, а теперь здесь проводят ежегодно фольклорный фестиваль её имени. 

Из Усвят мы отправились обратно в Великие Луки, а по дороге побывали в нескольких очень интересных местах Великолукского района, но об этом в следующих частях.


Продолжение следует!


Лена Лешкина