Театральное лето-2014 в Пскове: Александринка, шекспировский «Глобус» и сентябрьские премьеры

В начале 2014 года в Москве при Минкульте РФ был сформирован Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности, создатели которого поставили перед собой благородную задачу, а именно - познакомить жителей России с современной театральной культурой. Так родилась идея больших летних гастролей, в ходе которых 18 крупнейших театров России проедут по 24 регионам страны, от Хабаровска до Брянска, куда привезут самые кассовые и успешные постановки последних лет. Большие летние гастроли стартовали 2 июня в Казани, а уже в августе эстафета дойдет и до Пскова, который примет у себя Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина (Александринский театр). О том, каким будет наше «театральное лето», Псковскому агентству информации рассказал худрук Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина Василий Сенин.

Шекспир, блэк-бокс и мастер-классы

-  Василий, какие спектакли Александринского театра приедут в Псков? И почему выбор пал именно на этот театр?

Мы долго искали партнера для летних гастролей, и в итоге решили, что это будет Александринка - один из старейших драматический театр России, одна из ярчайших театральных площадок страны. В мае представители Александринского театра приезжали в Псков, и мы определились со спектаклями, которые увидит псковский зритель.

Один из них совсем новый – «Солнечный удар» режиссера Ирины Керученко по Бунину.

Второй спектакль - «Укрощение строптивой» по Шекспиру в постановке режиссера Оскараса Коршуноваса. Он будет сыгран на Большой сцене, в классической ситуации. Оскарас Коршуновас – это очень значимый режиссер в мировом театре, сформулировавший свой особый театральный язык. Он руководит собственным театром в Вильнюсе и всемирно известен театральному зрителю своими уникальными спектаклями «Мастер и Маргарита» по Булгакову, «Ромео и Джульетта» по Шекспиру и многими другими, которые уже были участниками крупных российский театральных фестивалей, таких как «NET» и «Балтийский дом». Теперь с творчеством режиссера, имя которого ассоциируется с самим понятием «современный театр» сможет познакомиться и псковский зритель. Особенно приятно, что поводом для этого знакомства стал спектакль Александринского театра .Мне хочется отметить, что в «Укрощении строптивой» заняты молодые актеры, с которыми я работал в Петербурге несколько лет назад. Теперь они уже известны и любимы зрителем. Это в первую очередь Дмитрий Лысенков, с которым мы сотрудничали в театре им. Ленсовета – дарование Дмитрия очень самобытно, он уникальный актер, который может быть страстным и интеллектуальным одновременно.

Зрители могли видеть Дмитрия Лысенкова не только на театральной сцене, но и в кинематографе. Например, в недавно вышедшей на экраны картине  Фёдора Бондарчука «Сталинград».

Кроме того, этот спектакль занимателен с точки зрения конструкции, потому что даже те, кто читал пьесу, помнят о том, что многие постановки этой комедии отказываются от важного элемента - история Катарины и Петруччо – это история, разыгрываемая для одного человека труппой актеров. Его роль в замысле шекспировской пьесы, исполненная в спектакле Коршуноваса Валентином Захаровым – это взгляд современного человека на «осмысление любви».

Оскарас Коршуновас, режиссер-постановщик: «Это история о соотношении театра и реальности. Пока есть игра, существует и любовь. Игра кончается и кончается любовь».

Помимо этих двух спектаклей будет еще три творческие встречи. Одна из них - с Валерием Фокиным, известным российским режиссером, который несколько лет назад стал художественным руководителем Александринского театра, ранее он был худруком центра им. Мейерхольда в Москве, автор уникальных спектаклей «Нумер в гостинице города НН» по гоголевским «Мертвым душам» и «Превращение» по одноименному произведению Франца Кафки. Именно Валерию Фокину принадлежит инициатива создания Гильдии режиссеров в России.

Будет встреча с Александром Чепуровым, он работал в Александринке очень много лет. Это человек-легенда, профессор и глава театроведческого факультета ЛГИТМиКа.

И третья встреча, третий взгляд на театр,- это мастер-класс с Маратом Гацаловым, главный режисер Новой сцены Александринки. С одной стороны, Новая сцена является подразделением театра, но, с другой стороны, это площадка с самостоятельной художественной программой. 

Новая театр в Пскове заработал около года назад, и все знают, что в Псковском театре, благодаря определенным усилиям, помимо двух сцен, возникло еще несколько пространств – медиахолл, пресс-зал и галерея «ЦЕХ». Новая сцена Александринки была построена специальным образом, там нет классической сцены, а есть сцена-трансформер (блэк-бокс), залы для создания современных спектаклей. Мне бы, кстати, очень хотелось, чтобы и в Пскове появился полноценный, технически оснащенный «блэк-бокс», потому что тогда мы сможем принимать и создавать гораздо больше спектаклей. Главное, что сама идеология Новой сцены направлена именно на театр для нового поколения зрителей, идеология, где нет места упрекам за отсутствие «музейности». Для нас это тоже важно продемонстрировать в Пскове.

- Опыт партнерства с Александринкой - уже не первый, и, как я понимаю, вполне удачно вписывается в новую концепцию работы псковского театра. Кто еще станет или уже стал сотрудничать с псковским театром?

- Наш псковский зритель, который ходит в театр, я подчеркну, не рассуждает дистанционно о театре, а именно приходит к нам, уже успел заметить, что у нас уже появилось немало партнеров. Это и Международный Чеховский фестиваль, и русские театры ближайшего зарубежья. Уже есть договоренности об обменных гастролях с Русским театром драмы под руководством Йонаса Вайткуса из Вильнюса, кроме того, мы находимся в завершающей стадии переговоров с Рижским театром драмы.

   

Рижский театр драмы

Русский театр драмы в Вильнюсе

Кроме того, у нас есть уже сложившиеся партнерские отношения с некоторыми театрами Москвы и Петербурга. И в этой ситуации Александринка для нас – стратегический партнер, потому что существует очень много идей, связанных с совместными проектами, творческими обменами, лабораториями, которые нам было бы интересно предложить Александринскому театру. Мы развиваемся очень интенсивно, люди о нас узнают все больше. 

Также в конце октября продолжится сотрудничество с Чеховским международным фестивалем, в рамках которого состоится приезд всемирно известного шекспировского театра «Глобус» со спектаклем «Сон в летнюю ночь» в постановке Доминика Дромгула. В конце октября - начале ноября пройдут региональные гастроли фестиваля «Золотая маска». На данный момент мы уже можем анонсировать участников, это будут три очень разных театра: Малый драматический Театр - Театр Европы под руководством Льва Додина из Петербурга, Театр «Мастерская Петра Фоменко» из Москвы и Ярославский Академический театр драмы им. Волкова, все спектакли этой программы – лауреаты национальной премии «Золотая маска»

«Нам же не нужен театр имени Сенина»

- На фоне такой насыщенной гастрольной программы очень уж хочется спросить про собственный репертуар. Псковская публика наверняка ждет от театра решительных премьер…

В начале сезона нас ожидают целых три премьеры. Это «Гедда Габлер» Генриха Ибсена в постановке Виктории Луговой: рабочий прогон спектакля состоялся 20 мая, а сразу после отпуска возобновятся репетиции, которые прервутся лишь гастролями Александринского театра, и в первую неделю сентября зритель сможет увидеть «Гедду Габлер» на большой сцене.

 «Гедда Габлер»-  одна из самых загадочных пьес Генрика Ибсена. Говорят, что для актрисы сыграть роль Гедды - тоже, что для актера исполнить роль Гамлета

Через неделю после этого на Малой сцене состоится премьера спектакля по пьесе Эдварда Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского» режиссера Алины Гударевой

Под конец первого осеннего месяца – премьера спектакля Олега Молитвина «Скупой» по одноименной пьесе Мольеру.

Я выпущу спектакль «Ионыч» по рассказам Антона Чехова. Моя позиция заключается в следующем: я – художественный руководитель театра, а не главный режиссер, поэтому мне кажется, что не должно быть больше двух моих постановок в год. Нам же не нужен театр имени Сенина, в котором только Сенин ставит спектакли. На данный момент я вижу, что программа, которая нам установлена госзаданием, новой командой театра будет выполнена до конца сезона. 

Дополнением к тому выйдет экспериментальная работа актера театра Виктора Яковлева, речевой спектакль по стихам Пушкина, возникший на уроках сценической речи Сергея Попкова, спектакль приглашенного режиссера Искандера Сакаева с тремя именитыми артистами старшего поколения по пьесе Сиблейроса «Ветер шумит в тополях» и новогодний спектакль для детей. Также уже в работе два моих спектакля – по Набокову и по сказке Уальда «Счастливый принц», но как я сказал – они выйдут после работ моих коллег. Плюс еще будет спектакль для детей, который будет поставлен перед Новым годом, и тоже войдет в репертуар. Получается, что мы превысим наше госзадание - мы должны выпустить 5 спектаклей за год, а выпустим 7, и в совокупности к концу года в нашем репертуаре вместе с четырьмя востановленными будет 11 спектаклей. Согласитесь, совсем неплохо за первые 11 месяцев после ремонта.

Несмотря на общепринятую градацию зрительской активности, судя по тому, как прошла весна - псковский зритель – настоящий молодец. Апрель-май - это ведь рискованные месяцы.У нас изначально было решение закрыть сезон спектакля «Двенадцатая ночь». Но вот уже июнь, и буквально вчера был спектакль, и был аншлаг.

 «Двенадцатая ночь» - два дня аншлага

Плюс еще у нас есть социальный проект, в нем участвует несколько районных центров - показы на площадках районных центров. Это было совместное решение театра и губернатора Псковской области, подарок районам. Подчеркну, что это бесплатные гастроли, жители районов могут прийти на спектакли бесплатно.

- При формировании репертуара псковского театра на что делаете главную ставку?

На молодых режиссеров. Для меня важно сотрудничество с Викторией Луговой, режиссером спектакля «Четыре картины любви», с Олегом Молитвиным, который выпустил «Божьи коровки возвращаются на землю». Он сейчас является магистрантом при Александринском театре. Над спектаклем по Сиблейросу «Ветер шумит в тополях» будет работать Искандер Сакаев, недавно получивший приз за лучший спектакль на фестивале театров малых городов России. Я хочу, чтобы Псков стал привлекателен для молодых режиссеров, для людей, которые завтра будут формировать театральное пространство. К нам приходит много резюме от молодых актеров из разных городов, и на данный момент мы приняли решение, что два молодых актера – одна девушка и один молодой человек – будут приняты в труппу театра. Уже можно говорить о том, что в театре существует профессиональная работоспособная команда.

«Здоровый интерес бывает только к ветчине»

- За окном июнь, а программа на половину следующего сезона уже сформирована. Получается, что работа коллектива отлажена, творческий процесс определен? Или вы все еще в поиске?

- Тут важно понимать, что в хорошем театре, где есть группа единомышленников (как сейчас это происходит в Пскове), всегда есть ситуация, когда какие-то названия «растут», когда внутри театра какие-то вещи зреют вне и безотносительно госзадания. Например, у нас есть «Ионыч», который мы репетируем, и в рабочем процессе из него вырастает еще одна постановка - «Крыжовник», который будет делать Денис Кугай. Мой учитель, Петр Наумович Фоменко, репетировал некоторые спектакли по много лет. За это время выходили другие, но при этом были спектакли, который он и актеры обдумывали и репетировали, не подстегивая себя сроками. Если мы говорим о репертуарном театре, то есть, конечно, работа на результат, а есть то, что является неким «наваром», пищей для роста. Ведь актеры растут, развиваются, меняются. Помимо того, что мы должны выполнять государственное задание, мы еще должны вести эту внутреннюю работу по наращиванию своего потенциала.

Псков - это не Москва, не Петербург, не Казань, не Пермь, не Рига. Псков - это Псков, определенное место в пространстве, со своими культурными особенностями. Но как в любой точке пространства, эти особенности подчиняются общим законам - нас всех объединяет то, что мы живем в 2014 году, со всеми нюансами этого времени. Собственную индивидуальность, аутентичность нужно обязательно искать, главное только, чтобы это не становилось доктриной. 

Конечно, наша программа - более чем рискованная. У Сергея Довлатова в «Заповеднике» есть сцена знакомства главного героя с таким «сборным персонажем» – хранительницами музея. И когда герой начинает задавать слишком много вопросов, ему отвечают: «Личные вещи... личные вещи Пушкина? Это какой-то нездоровый интерес». А парирует: «Конечно, нездоровый, иначе какой это музей. Здоровый интерес бывает только к ветчине». Так и с любыми экспериментами, не может быть этой градации в принципе, этого деления на правильный-неправильный, потому что не существует правильных экспериментов – это удел трусов и симулянтов. 

В нашей стране у театра, который существует на государственные деньги, должна быть сформулирована идеология - этого не надо пугаться. Такой театр преследует иные цели, чем, скажем, театр частный. Для себя я сформулировал главную функцию театра в Пскове – просветительскую. Когда ты просвещаешь человека, то ты знакомишь его с чем-то непонятным, незнакомым. И здесь важно знакомство именно с Александринским театром, который в свое время не испугался. Сегодня это современный театр, который четко понимает, что имеет свое лицо в насыщенной театральной жизни Петербурга и многие театры могут этому только позавидовать. Я очень надеюсь, что и псковский театр будет развиваться в каком-то своем направлении, что возникнут образовательные программы, новые пространства для молодежи, потому что театр нужен не только людям, которые будут в нем работать, театр нужен, прежде всего, городу. И что в результате театр станет тем самым культурным центром, благодаря которому молодежь будет оставаться в городе, формировать культурную среду региона, формировать вектор развития. Это моя миссия на следующий сезон.

Беседовала Алина ЧЕРНОВА
фото предоставлено пресс-службой Псковского драмтеатра
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...