Новую версию выставки «Псковская земля глазами художников» представили в музее-заповеднике

Новая версия выставки «Псковская земля глазами художников», экспонированной около пяти лет назад, представлена в музее-заповеднике. Как сообщили Псковскому агентству информации в музее, все 150 работ представленной на этот раз изобразительной «псковианы», принадлежат, за редким исключением, Псковскому музею-заповеднику. Большая их часть экспонируется редко, некоторые работы показываются впервые.

Зрительный ряд выставки, не ограничиваясь только пейзажными «видами», включает в себя также сюжетные произведения, созданные на псковском материале, и портреты псковичей разного времени. Этикетки, специально составленные для удобства зрителей, предпочитающих самостоятельный осмотр, более подробны, чем обычно, и содержат дополнительную информацию разного рода, основанную на архивных источниках.

Образ Псковской земли раскрывается перед зрителем последовательно в трёх залах, сохраняя внутри хронологический стержень – от наиболее ранних до произведений ныне здравствующих авторов. Особенностью экспозиции является принцип параллельного показа.

«В начале выставки зрители попадают в атмосферу размеренной степенной жизни нашего города в позапрошлом, XIX веке. Среди экспонирующихся редких его изображений - листы знаменитой серии «Галерея видов города Пскова и его окрестностей», отпечатанные в собственной литографской мастерской псковского землемера И.С.Иванова в 1837-38 гг», - рассказали в музее.

Вниманию зрителей предлагаются два интерьера, автором которых является представительница дворянского рода Козляниновых. Художник-любитель Е. А. Козлянинова запечатлела комнаты родительского дома в имении Кириллово (1851 г.) а также внутренний вид находившейся там же церкви Казанской Божьей Матери, в которой она когда-то была крещена.

На фоне интерьеров и пейзажных работ перед глазами зрителей проходит галерея портретных образов видных псковичей. Это представители уважаемых псковских семейств дворянского происхождения - Яхонтовы, Вохины, Скобельцыны - кисти неизвестных авторов первой половины  XIX века, портреты супругов Плюшкиных работы псковского художника И. Ф. Жданко.

Ф. М. Плюшкин (1837-1911), купец и коллекционер, известен как создатель одной из главных достопримечательностей Пскова того времени – уникального, собранного на псковской земле музея древностей, часть экспонатов которого сохранилась до нашего времени.

«Облик простых псковичей, друзей и родных молодого в те годы художника В. К. Турбасова (1895-1986) доносят его рисунки и живописные портреты 1910-х-30-х гг.; отголоски постреволюционных настроений передают его же эскизы агитплакатов и агитстендов 1920-х гг., предназначенных для различных учреждений Пскова, - отметили в заповеднике. Очарование тихого провинциального города на берегах Великой и Псковы не подвластно разрушительному влиянию времени , о чём свидетельствуют работы начала XX в. - К.И.Горбатова, не раз приезжавшего в город, и акварельные листы С.Н.Антонова, преподававшего в Псковской художественной школе до н.1920-х гг., а летом 1942 года посетившего Псков благодаря поддержке Православной миссии, организованной русским духовенством в Риге».

Впервые показываются акварели и рисунки А. Н. Самохвалова, созданные в 1930-е гг. на псковской земле в коммуне «Ленинский путь» в бывшем имении Философовых; псковские литографии А. Е. Мордвиновой, юные годы которой прошли в Порхове, где её отец служил врачом; простые живописные этюды известного в Пскове учителя рисования А. А.Ивановского, написанные с натуры в 1950-х годах; сюжетные композиции ныне забытых псковских авторов середины прошлого столетия – Г. А. Алексеева-Гая, Е. Л. Беркала, Г. А. Белоуско, Г. Н. Попова.

Вниманию зрителей также предлагаются работы очень разные по материалам, стилистике и манере письма, поступившие в музей в разные годы от любящих наш город живописцев Санкт-Петербурга, Таллина и Москвы – О. А. Еремеева, Н. П. Величко, Н. И. Кормашова, И. И. Годлевского, П. И. Шолохова, скульптора К. И. Суворовой.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...