В круге первом

Круг как форму и круг как смысл исследовали художники, участвующие в выставочном спецпроекте Санкт-Петербургского Музея нонконформистского искусства (МНИ) в Арт-центре «Пушкинская, 10»

Евгений Орлов. В круге первом.

Выставка, открывшаяся сразу в двух залах МНИ, большом и малом, получила двусоставное название «Круг – Колесо Времен», где первое слово указывает на форму — живописное полотно, ограниченное диаметром в 52 сантиметра, а два других отсылают к категории хроноса. По словам куратора выставки Евгения Орлова, проект родился достаточно спонтанно, и в тоже самое время — закономерно, из осмысления композиционных и рефлективных возможностей, которые предоставляет круг сам по себе - фигура уникальная и универсальная.

Борис Гребенщиков. Сфинкс

«И этот проект обязательно будет иметь продолжение. Причём в других городах, - подчеркнул, открывая экспозицию, Евгений Орлов. - То есть выставка, как и многие другие проекты Музей нонконформистского искусства, станет передвижной и долгоиграющей. Те, кто не успел ещё сделать круглых работ, что-нибудь да наверняка сделают. Круг — форма действительно уникальная, и почему художники с ним не работают, я не понимаю...»

«Рамочку трудно сделать!..» - вставил кто-то реплику из публики.

Вячеслав Бутусов. Витраж №1.

«Нет, дело всё-таки вовсе не в рамочке. И не в подрамнике, - не согласился куратор проекта. - Для большинства художников круг — форма необычная, и эта выставка подтверждает это правило. Я специально посмотрел каталог западноевропейского искусства и подсчитал, что примерно на тысячу прямоугольных работ приходится всего один-два круга. Если прикинуть затраты, то стоимость круглой рамы не так уж высока. Вот мой сокуратор Михаил Кокорин освоил у нас, на Пушкинской, 10, изготовление роскошных круглых подрамников, и он стал работать над этой формой, и постепенно научился делать эти рамы быстро и хорошо, и для себя не обременительно. И он вот он раздал энное количество этих подрамников, кто-то из художников успел, кто- то нет, но 49 человек успели, и это тоже немало. А сейчас в проекте уже 60 художников. И я бы хотел этот проект продолжить и в других городах. Проект пока открыт для всех желающих, назовём его условно «Орден круглых художников», но 31 декабря 2014 года проект закроет свои двери и превратится в элитарный закрытый клуб. Так что все, кто хочет присоединиться, время ещё есть».

Владимир Овчинников. Ромео и Джульетта

Затем к разговору присоединился другой куратор выставки Михаил Кокорин. «Круглая форма особенно фокусирует внимание зрителя на изображении, я даже как дилетант это вижу, - заметил он. - И такая круглая картина достаточно гармонично смотрится в любом интерьере. Поначалу художники с недоверием к этой идее отнеслись. Кто-то вообще никогда не работал с кругом. Они думали: «Как же можно в круге что-то создать?» Но постепенно пошло-поехало...»

Евгений Орлов. На мосту

Поехало, как первое колесо. И наверняка доедет до Пскова. Во всяком случае три псковских художника — Анатолий Жбанов, Эдуард Шарипов и Любовь Сижко приняли участие в питерской выставке, показав весьма оригинальные работы, отнюдь не ограниченные 51 сантиметром по диагонали.

- Методически выставка построена правильно. От крестодвижения, которым мы занимались пять лет назад, к миру в круге - это абсолютно правильный подход, - прокомментировал художественное событие Эдуард Шарипов. - Подход к искусству не через изображение, а через плоскость. Прямоугольник — это форма из головы, умозрительная форма. А круг — форма естественная. Круг — это Солнце, Луна, Земля, круги на воде, зрачок глаза. В этом смысле ход, идея выставки очень интересны. Сама экспозиция мне понравилась. Всё сделано легко, ненавязчиво. Работы, конечно, разные...

Анатолий Жбанов. Колесо запутанных времён

- Круг диктует какую-то другую композицию?

- И композицию, разумеется, и всё остальное. Прямоугольник требует направленного на него взгляда. Потому что прямоугольник — это искусственно обрезанный взгляд в глубину, в перспективу.

- Фактически окно...

- Совершенно верно. Прямоугольник — это зашифрованная перспектива. А круг — это излучение. По своей энергетике круг не всасывает окружающее пространство, а наоборот — его выбрасывает. Солнце, звезды — энергию излучают. Даже Луна светится отраженным светом. Как и глаза. То есть куратор выставки Евгений Орлов — большой молодец! Из разных разговоров, споров, спонтанно родилась замечательная идея этой выставки.

Николай Сажин. Двое

- Но ведь предполагается продолжение?

- Я предлагаю нам здесь, в Пскове, в следующем году сделать выставку под условным названием «Мир без углов». Есть квадрат, есть прямоугольник, есть трапеция, есть круг. А вот для бесформенного пятна названия нет. Есть просто пятно, клякса. А вот если бы попытаться эту непонятную, неуловимую форму всё-таки поймать? Средствами искусства... Всё-таки пятно приближено к мозгу.

- Как у Жбанова? Путанный разум?

- Да, что-то подобное. Из этой сферы. Мы пытаемся формулировать одно и то же, только разными словами.

Эдуард Шарипов. Рыба

- Надо учитывать, что круг — это основа всех фигур. В круг ты можешь поместить всё, что захочешь. - Как раз кстати присоединился к разговору художник Анатолий Жбанов. - Хочешь - квадрат, хочешь звезду помещай. Мне что не понравилось в этой конкретно экспозиции? Они в большинстве своём круг решали чисто композиционно. Что-то там, какое-то изображение поместить в круг, и всё. А ведь круг — это действительно колесо времён. Начни копать глубже, такое увидишь! Я лично дошёл до наскальных рисунков. Я вот и предложил задуматься, как можно соединить пространство и время. Поэтому я и использовал звёзды, пятиконечную, шестиконечную, попытался понять, как они комбинируются и что означают?

- Это гораздо сложнее, чем просто вписать механически изображение в круг. - добавил Эдуард Шарипов. - А я держу в ещё запасе знаменитый «турецкий огурец», то есть овал, уходящий в угол. Форма — чрезвычайно интересная. Это ведь фактически капля. А с каплей мало кто работал.

Вадим Воинов. Вот вам на всех

- Это яйцо, - вставил комментарий Жбанов.

- Яйцо с углом, - согласился Шарипов. - Целое мироздание, а не форма!

- Но мы и дальше будем над этой темой работать. Это как раз то самое, над чем стоит думать и думать. То, что можно решать, и решать, и решать! - не сомневался Жбанов. - В принципе, то, что предложили сделать нам питерцы с кругом, - только начало. А продолжение обязательно будет. Они сами поняли, что декоративные пятна никому не нужны. Нужна философия круга. И мы эту философию можем предложить.

- Да, для нас это в какой-то степени «детский сад». Выставка получилась всё-таки робкая, там много литературы. Нужно смелей работать с плоскостью. Мы-то, здесь в ПсковАРТе давно в этой теме сидим, - закончил свою мысль Шарипов.

Между тем оригинальная концепция выставки привлекла в стан художников и нескольких известных рок-музыкантов - Бориса Гребенщикова и Вячеслава Бутусова, которые также представили свои работы.

С момента своего явления на свет всякий человек обречён двигаться по кругу, полагают организаторы выставки, круговое движение — характерная особенность Космоса. Вселенная устроена циклично, и Время отнюдь не линейно. Круглые сутки, циклически повторяющаяся смена времён года, века, сменяющие друг друга, миллениумы… Круговращения человеческих цивилизаций, планет в Солнечной системе, молекул, атомов… Круг – это циферблат и важнейший геометрический символ в его совершенной форме начала и конца, направления в целом. Не случайно, круг широко использовался в символике и культуре Древнего мира.

Адрес выставки «Круг — Колесо времён»: Санкт-Петербург, Арт-центр «Пушкинская-10», Большой зал Музея нонконформистского искусства вход с Лиговского пр., д. 53, Флигель С, Большой зал – к. 403.

Малый зал Музея нонконформистского искусства (вход с Лиговского пр., д. 53, флигель D, 2 этаж).

Музей открыт с 16.00 до 20.00, выходной – пн, вт. Тел. 764-48-52 www.nonmuseum.ru

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...