Мельпомена inc.
В Псковской области намечается «культурная революция»: с целью сокращения административных расходов и повышения эффективности работы планируется объединить целый ряд учреждений культуры. Такой опыт в России уже есть: в Тюменской области мощный «культурный холдинг» был создан весной этого года. Псковское агентство информации попыталось выяснить, какие результаты принес сибирский эксперимент и как его оценивают участники объединительного процесса.
Театр разного зрителя
Полторы недели назад псковскую культурную общественность взбудоражила сенсация. Впрочем, речь шла не о новых творческих свершениях. 24 октября губернатор Псковской области Андрей Турчак рассказал, что в ближайшее время для экономии бюджетных средств планируется объединить Псковскую областную филармонию, Псковский академический театр драмы, Псковский театр кукол, а также Областной центр народного творчества под началом одного менеджера. «Будет централизованная билетная кампания, закупки. Творческая составляющая останется [у каждого учреждения своя], но директор будет один», - пояснил глава региона.
Напомним, в условиях, когда федеральный центр заявил о необходимости сокращения расходов региональных бюджетов по госпрограммам на 25%, власти Псковской области намерены сохранить качество оказываемых населению услуг за счет сокращения административных расходов. Аналогичные реформы анонсированы уже не только в культурной сфере, но и в здравоохранении, образовании, местном самоуправлении.
Заявление губернатора, безусловно, взволновало сотрудников упомянутых им учреждений. В связи с этим начался поиск примеров успешного объединения различных учреждений культуры в рамках одного юрлица. И чрезвычайно востребован оказался опыт Тюменской области, где в начале этого года было создано Концертно-театральное объединение, куда вошли Тюменский драмтеатр, театр кукол, Тобольский драматический театр, а так же ДК «Нефтяник» и местная филармония.
Целью объединения была провозглашена оптимизация расходов на содержание административной и материально-технической базы. Псковское агентство информации решило обратиться непосредственно к участникам тюменского проекта, чтобы из первых уст получить оценку произошедшей там «культурной революции».
Культура и пистолеты
Примечательно, что тюменский опыт уже обсуждался в Пскове. По иронии судьбы, это произошло в ходе расширенного заседания президиума Совета при президенте РФ по культуре и искусству, которое состоялось 3 февраля. Напомним, именно к этому событию было приурочено торжественное открытие после масштабной реконструкции Псковского драмтеатра.
Директор Тобольского театра Сергей Радченко, которого возглавлявший заседание совета Владимир Путин попросил прокомментировать «тюменский эксперимент», пояснил: «Объединяется именно материально-финансовая часть. И театры, и филармония, и ДК входят как структурные подразделения. То есть уже внесены коррективы, и сейчас, по сути дела, на творческую составляющую никто не посягает. Сейчас всё выстраивается, мне кажется, с большой пользой. У нас бюджет театра увеличился на 30% по сравнению с 2013 годом. Правительство Тюменской области дало добро на реализацию различных проектов, которые связаны с привлечением внимания опять же к проблеме театров малых городов России».
Впрочем, у проекта тут же нашлись и оппоненты. «Вы скажите, есть проблемы в связи с этим чисто хозяйственным и финансовым объединением? Творческому процессу нанесен какой-то ущерб или нет? Я просто тоже хочу понять», - потребовал президент. Но г-н Радченко упорно настаивал, что у эксперимента, идея которого давно «витает в воздухе», есть «огромный большой плюс»: «консолидация и материальной части, и финансовых ресурсов, и именно поддержка и решение проблем в рамках объединения».
В итоге Владимир Путин, выслушав всех участников дискуссии, высказал свое мнение по данному вопросу: «Вы знаете, дело ведь не только в этой отрасли, не только в культуре, но и в других отраслях у нас, что часто происходит? (...) Так называемая тыловая часть в разных силовых ведомствах у всех своя. Условно говоря, один и тот же пистолет покупают по совершенно разной стоимости разные ведомства. Я думаю, что здесь в Тюмени попытка уйти от этого состояния, как раз оптимизировать расходы на театральное дело, не уменьшая творческие коллективы, а сократив расходы на вот эту административно-финансовую составляющую».
В Пскове на тот момент об объединении учреждений культуры никто еще не думал. Да и непонятно было, что объединять: до рождения обновленного драмтеатра оставалось еще несколько часов, еще даже не увидела свет премьера «Графа Нулина». Так что псковские деятели культуры, надо полагать, к спору на госсовете прислушивались, быть может, и с любопытством, но явно не проецируя его обстоятельства на себя. Да и кто бы мог в тот момент прогнозировать грядущие международные санкции, падение цены на нефть и необходимость «затягивания поясов» в регионах?..
«Нужно уметь распределять ответственность»
Директор Тобольского драматического театра имени П. П. Ершова Сергей Радченко, у которого ПАИ попросило прокомментировать тюменский опыт и спрогнозировать, что будет в Пскове, к вопросу подошел философски: «Тут всё зависит от того, кто это будет делать и как. У нас же всё определяется ролью личности в истории. Поэтому всё зависит от конкретных обстоятельств, то есть каким образом это происходит и кто стоит во главе. Насколько человек погружен в проблемы одного учреждения, второго, третьего, четвертого, пятого, насколько у него хватает знаний, опыта, желания, умения руководить вот этой объединенной структурой. Это дело действительно довольно непростое».
Однако он безоговорочно признал плюсы объединения материально-технической части разных учреждений культуры: «Когда объединена ресурсная база, выигрывают, скорее всего, учреждения, которые находятся в более слабой позиции по материальной части. То, что имеется в этом учреждении, никто не претендует забрать и поделить». Ну а «говорить о том, что творческая часть не зависит от объединения материально-технической базы — это некорректно. Зависит и в достаточно большой степени», - уверен г-н Радченко.
«Очень многое будет определять тот человек, который будет стоять во главе этого объединения, - констатирует директор тобольского драмтеатра. - Во-первых, должен быть человек, который способен развиваться. Естественно, должен быть опыт профессиональной работы: здесь речь идет именно об организационном, хозяйственном объединении… В объединении, если генеральный директор готов делегировать свои полномочия, нужно уметь распределять ответственность и передавать ее другим».
Что касается конкретного театра, который он возглавляет, то, рассказал Сергей Радченко, «общее финансирование увеличилось где-то процентов на тридцать». «По нашему театру сократили главного бухгалтера и инспектора по охране труда, чтобы не дублировать должности в объединении… Кого-то поменяли по должностям. У нас всё обошлось минимальной кровью, - считает он. - Спектакли выпускаются, проводятся мероприятия, идут гастрольные поездки, то есть жизнь, та, которая была запланирована, идет своим чередом. А то, что происходит, скажем так, на управленческом уровне — это должно касаться пока только нас, а не коллектива».
При этом в Тюменской области общий вектор развития бюджетного сектора, похоже, совпадает с псковским: «Если посмотреть вокруг, то у нас аналогичные процессы идут и в сфере образования, и в сфере медицины», - резюмировал г-н Радченко.
«Мотивация – повышение эффективности»
Сам руководитель вновь созданного Тюменского концертно-театрального объединения (ТКТО) Михаил Бирман, ранее возглавлявший Тюменскую областную филармонию, по праву считает себя и своих коллег «пионерами»: «Прецедентов нет, подобного ничего в стране не проводилось, мы первопроходцы, поэтому сложно. По сути дела, у нас такой холдинг, департамент профессионального искусства, так скажем».
При этом он уверен: «Концентрация финансовых средств в одном объединении - это хорошо. Это единая система, это площадки, которые тоже будут едины, то есть можно какую-то единую политику в этом плане проводить. Единый маркетинговый подход. В общем, какая-то стандартизация».
И, самый главный совет, который г-н Бирман хотел бы дать своим псковским коллегам, звучит так: «Мотивация [объединения - ПАИ] – это повышение эффективности, но не сокращение нескольких человек».
Анна ЦВЕТКОВА, Валерий ВОЛКОВ