Переходящие итоги

В Общественном штабе Псковской области, где в предвыборный период начиналось общественное и экспертное обсуждение «Народной программы», а начиная с октября решали «как жить дальше» в условиях секвестированного бюджета-2015, сегодня подводили итоги. Члены штаба собрались, чтобы представить губернатору Андрею Турчаку выжимки из многочисленных дискуссий и обсуждений на профильных секциях: «административная реформа», «здравоохранение», «образование», «культура и историческое наследие»… Однако глава региона, заслушав доклады модераторов экспертных групп, быстро поменял тон встречи. Во-первых, сообщил он, на этом работа не заканчивается, и теперь из тиши зала в Ледовом дворце Пскова, где заседал штаб, его членам предстоит переместиться «в поля», на встречи Турчака с жителями городов и районов - для объяснения им сути предлагаемых властями реформ и совместного обсуждения предложений. Во-вторых, продолжил губернатор, большинство озвученных им ранее инициатив не носили характера ультиматумов, а, скорее, были лишь приглашением к диалогу и обсуждению проблем. После чего глава региона выдал порцию новостей, которые, с некоторыми оговорками, вполне можно назвать сенсационными.

 

 

«Надо что-то делать»

Постоянный ведущий «пленарных» заседаний штаба, спикер Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов открыл встречу коротким рассказом про сделанную работ, после чего предложил  модераторам секций выступить с короткими докладами-выжимками. Выступления старожила муниципальной политики региона, экс-главы Бежаницкого района Анатолия Трофимова (секция «Административная реформа») и вице-спикера регионального парламента, а в прошлом депутата Госдумы и главного врача Псковской областной больницы Виктора Антонова (секция «Здравоохранение») имели важное сходство: оба модератора в первую очередь отметили, что все признают наличие проблем, требующих реформ.

«В ходе обмена мнениями на заседаниях секции ее участники выработали такую позицию: большой радости от предстоящих перемен никто не испытывает, но необходимость и неизбежность этих перемен признают все», - сказал бывший бежаницкий глава, имя ввиду анонсированное губернатором несколько недель назад возобновление процесса объединения некоторых волостей ради экономии и его же слова о том, что через несколько лет перспектива укрупнения неизбежно встанет уже перед районами. «Это связано и с демографической, и с внешнеполитической ситуацией, сказавшейся на необходимости экономии бюджетных средств, сказывается и забюрократизированность аппарата управления государством», - добавил Анатолий Трофимов.

Анатолий Трофимов

В качестве экспертных рекомендаций он попросил предусмотреть расходы на решение транспортной проблемы для сохранения доступности волостных властей населению и полнее использовать механизмы передачи полномочий между волостями и районами.

Модератор «административной» секции добавил, что в ходе дискуссий звучали два полярных мнения: «Или все реформы одновременно проводить - и в административной, и в социальной сфере - или поэтапно. К единому мнению так не пришли».

Когда очередь дошла до Виктора Антонова, то он начал почти как его предшественник: «Все как один говорят: «Надо что-то делать. …Но только не с нами». Только один доктор [Главный врач Красногородской больницы Дмитрий Корось на заседании Общественного штаба 11 ноября – ПАИ] говорил, что объединение [нескольких больниц в качестве одного юридического лица] – это счастье. Все остальные в счастье не верят и надеются, что их это не затронет. […] Из обсуждений о доступности, о качестве вывод один: «Нас хотят сократить». Это работа, наверное, наших оппонентов и, как это ни странно, некоторых представителей администрации. Некоторые учреждения организовали массовый протест, собирают подписи. И эта неподготовленность – она, честно говоря, удивляет. […] Нужно разъяснять, что те учреждения, которые будут присоединяться – они несовершенны. […] У нас не хватает медперсонала – и врачей, и медсестёр - но при этом люди не готовы проводить реформы на сегодня».

Виктор Антонов

Последующие выступления такой рефлексии уже не содержали и были более конкретными. Например, модератор секции «Поддержка и развитие экономики Псковской области и увеличение доходной базы», депутат областного Собрания Борис Полозов отметил, что эксперты сошлись во мнении о необходимости оптимизация налогообложения. «Они отметили, что необходим анализ последствий введения налоговых льгот», - пояснил парламентарий, уточнив, что в Псковской области были случаи, когда «мы льгот ввели на 50 млн, а принесло это всего 5 млн».

Кроме того, г-н Полозов отметил, что эксперты, говоря о проблемах бизнеса, соглашались: многие «болевые точки» здесь зависят от Москвы. Однако, продолжил он, некоторые проблемы всё же могут быть отрегулированы «на местах». Так, предприниматели хотели бы видеть усиление помощи властей бизнесу в получении выгодных кредитов, контроль государства за уровнем зарплат: «чтобы не упала платежеспособность населения, которая является одним из источников экономического роста». Также модератор озвучил просьбу экспертов «попытаться более жестко работать с торговыми сетями: очень часто они выбрасывают на рынок просроченную продукцию по бросовым ценам: конкурировать нормальной продукции просто невозможно!».

Рассказывающий о результатах работы секции «Образование» областной депутат Владимир Яников отметил, что больше всего эксперты обсуждали объявленную региональными властями политику филиализации учреждений. Он отметил, что в этих процессах нужно будет учитывать специфику конкретных учреждений, в том числе разницу между школами городскими и сельскими, а при создании единых комплексов по схеме «школа + детский сад + учреждения дополнительного образования» необходимо заранее проанализировать требования нормативов, СниПов и ГОСТов к таким разным заведениям.

Владимир Яников

В свою очередь курировавшая секцию «Соцзащита» депутат областного Собрания Лилия Никифорова рассказала, что участники обсуждений сосредоточились на выработке рекомендаций по увеличению эффективности и улучшению качества соцуслуг в предстоящих реорганизационных процессах.

Кроме того, добавила она, что экспертам были представлены для оценки шесть законов, «которые мы вынуждены приостановить с 1 января 2016 года» [ранее областные власти заявляли, что в случае нехватки бюджетных средств им придётся наложить временный мораторий на выполнение некоторых соцобязательств – ПАИ]. Г-жа Никифорова отметила, что эксперты дали свои заключения по всем этим законам, но особенно были обеспокоены планами по приостановлению действия регионального закона о ветеранах труда и увидели «социальную несправедливость» в положениях местного закона №427 от 5 апреля 2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области».

Лилия Никифорова

Самым продолжительным было выступление экс-главы госкомитета по культуры, а ныне сотрудника ПсковГУ и члена Российского военно-исторического общества  Александра Голышева, который был модератором секции, посвящённой культуре и историческому наследию. И это не случайно: ему пришлось комментировать целую череду инициатив губернатора по юридическим объединениям псковских библиотек, трёх музеев (Псковского, Изборского и Военно-исторического (Островского), а также псковского драмтеатра, филармонии и центра народного творчества.

Говоря о планах по слиянию нескольких псковских библиотек в одно юридическое лицо с единым книжным фондом г-н Голышев заметил: «Псковичам всё равно, в какую библиотеку они идут – муниципальную или областную, с какой вывеской. Главное – качество услуги. Тем более в Пскове есть 18 библиотечных филиалов и два таких крупных объединения».

Перейдя к музеям, он вспомнил, что ранее представители Изборского музея-заповедника упоминали о возможности объединения путём перехода в федеральное подчинение.

«По Изборскому музею-заповеднику, по Изборско-Мальской долине ещё в 90-е было постановление правительства, предполагающее создание регионального музея практически федерального уровня. Мне кажется, вполне возможно продолжить диалог с министерством культуры, и в эту тему подключить ещё одну тему – создание к 800-летию Александра Невского музея Ледового побоища», - отметил он.

Александр Голышев

Тут же модератор культурной секции поделился и собственным размышлениями: «По двум учреждениям культуры – Колледж культуры и искусств и Центру народного творчества – при принятии такого решения объединение вполне может состояться. Центр ведь должен стать местом практики всех тек, кто собирается заниматься своей профессией... А по театрально-концертному объединению – я достаточно хорошо знаю ситуацию в Петербурге, так там давно многие подобные учреждения действуют».

«Что мы выигрываем? – резюмировал своё выступление Александр Иванович. -  В первую очередь – мощный рывок, создающий учреждения практически нового типа. Это явные инфраструктурные изменения. Я, конечно, допускаю, что это будет связано и с какими-то сокращениями административного аппарат… Но мы не касались, кого как объединять, кто будет директором, кого сокращать – это в рабочем порядке. Мы заблуждаемся, когда говорим, что всё старое – это всегда хорошо».

 

«Нам здесь жить»

Дальше очередь дошла до комментариев губернатора. И он сразу намекнул, что они не будут рутинными: «Те предложения, которые звучали – они не носят законченный характер. Они являются лишь приглашением к обсуждению. Очень здорово, что оно началось. И очень здорово, что к этому подключилось профессиональное сообщество».

Вслед за этим прозвучали слова, которые, наверняка, позволили вздохнуть спокойнее многих жителей небольших и малочисленных районов: «По поводу административной реформы… Сразу хочу упредить развернувшуюся дискуссию и сгладить оборонительную позицию, которую занимают может не столько главы, сколько депутаты районных собраний и местные жители, занимающие активную гражданскую позицию… В наших инициативах не звучало окончательное решение об объединении муниципальных районов. Безусловно, есть исторические предпосылки и, наоборот, исторические рубежи, которые нельзя перейти, есть экономические, есть географические предпосылки. А опасения глав всегда можно понять. Да и арифмитическое сложение здесь не всегда подходит: мы знаем, что минус на минус не всегда даёт плюс».

«Чтобы тема эмоционально улеглась: мы не разделяем в уровне развития себя от вас, - посмотрел Андрей Турчак на Анатолия Трофимова, в его лице словно обращаясь ко всем главам районов. - И мы понимаем, что это тема архисложная, и последнее слово здесь должны говорить граждане, а не чиновники, и, что особенно важно, уже не министр финансов». Последней ремаркой губернатор напомнил, что разговоры о возможном объединении возникли в связи с тем, что Минфин представил контрольные цифры бюджета, согласно которым Псковской области в 2015 году предстоит на 25% сократить финансирование госпрограмм, на 5% расходы на госаппарат.

«Нам здесь жить. Да, год тяжелый, может, ещё один - мы просто к этому должны подойти подготовленными, очищенными, в хорошем тонусе, - добавил глава области. - Поэтому, Анатолий Яковлевич, были предложения только, а теперь, когда мы будем объезжать районы, то будем обсуждать».

При этом он добавил, что там, где произойдёт объединение волостей, региональные власти уже предусмотрели компенсацию транспортных расходов и даже сохранение некоторых административных должностей. Кроме того, напомнил губернатор, «прорабатыватся вопрос о возрождении института старост».

 

«Ну это ересь!»

Перейдя к теме здравоохранения, губернатор вновь принялся развеивать сложившиеся стереотипы: «Ни о каком сокращении сети речь не идёт. Ни одна лечебная функция в том виде, в каком она сейчас представлена в муниципалитете, [при объединении больниц из разных районов в рамках одного юридического лица] сокращена не будет. Вопрос не касается и перераспределения коечного фонда. Так что те опасения, которые звучали в Дедовическом районе… [Там на встрече местных жителей с начальником Псковоблздрава Игорем Потаповым местные жители высказывались против процесса филиализации, посчитав, что это промежуточный этап к ликвидации местной больницы – ПАИ] Говорить о том, что филиализация – это первый шаг к ликвидации района - это розыгрыш определённой политической карты. Мы отвечаем и за качество, и за доступность, и за объём услуг».

Андрей Турчак

На этом развенчание слухов не закончилось: «Я тут слышал, уже ходят слухи, что следующим шагом будет сокращение первичного звена, ФАПов – ну это ересь! Это просто ересь! Это взрыв всей системы медпомощи!»

«Есть вопросы по городским учреждениям – но опять же ни по Пскову, ни по Великим Лукам никаких решений ещё не принято, мы будем ещё встречаться с коллективами, чтобы не наломать дров», - добавил Турчак.

 

«Это жёлтая карточка»

Следующее его высказывание заставило, пожалуй, вздрогнуть многих бизнесменов. Речь как раз зашла о повышении бюджетных доходов, и тут губернатор объявил о начале настоящей войны с «серыми зарплатами».

«Комиссия по «серым зарплатам» переходит в иной формат работы. Теперь она будет проходить каждый понедельник с привлечением представителей всех силовых структур и контролирующих органов, - сказал он. – «Первое заседание в новом формате пройдёт в ближайший понедельник. Туда приглашены 3 предприятия сферы АПК, включая «Великолукский молочный комбинат», и 3 предприятия строительной отрасли. Это предприятия, которые вылезли в «красную зону» - у них средний уровень зарплат заметно ниже, чем в отрасли. Например, у кого-то из них 8 тысяч средняя зарплата, а в отрасли – 16. Это, естественно, желтая карточка. Ну а красная карточка – это возбуждение уголовного дела».

При этом глава региона обратился к журналистам с просьбой обратить внимание общества и бизнес-сообщества на работу этой комиссии.

«Хотелось бы поприсутствовать по «серым зарплатам», - отреагировал депутат областного Собрания и бизнесмен Алексей Севастьянов.

«А вы в качестве кого хотите?», - с улыбкой посмотрел на него Турчак.

Но владелец бизнеса по продаже автомобилей не растерялся и встал на защиту коллег: «Разные бывают ситуации. Скажем, задержка по налогам – ты туда приходишь, а там уже сидит прокуратура, потому что ага: задержка, значит и зарплату не платишь. И никто не слушает что, почему да как. […] Все эти контролирующие органы – семейный подряд. К сожалению, там нет взаимодействия здравого».

В результате сошлись на  том, что г-н Севастьянов сможет лично «посмотреть в глаза» всем проверяющим. При этом Андрей Турчак заметил, что на комиссию вызывают не тех, у кого наблюдается небольшая задержка по выплатам, а тех, у кого зарплаты на предприятии стабильно «ниже рынка».

 

«Мы этот закон приняли, когда ситуация была не намного лучше!»

Наконец, настала очередь социальной сферы и образования.

Сначала глава региона ответил на критику идеи о создании комплексов, в которых под одной крышей размещались бы и детские сады, и школы, и всевозможные секции: «В некоторых СМИ написали, что губернатор сказал о форматах «детский сад+школа» - якобы это требование Министерства образования. Это не так. И это не требование министерства, а это данность бытия, и если кто-то этого не понимает…» По словам Турчака, такая форма лучше и удобнее для самих детей и их родителей. Другое дело, отметил он, что именно присоединение детских садов к школам позволяет получить федеральные средства на их ремонт, как было, например, со школой №47 города Пскова.

А вот в вопросе соцзащиты слово взял сам руководитель профильного областного управления Армен Мнацаканян: он поделился тяжелыми раздумьями по поводу 427-го закона, о котором говорила модератор «социальной» секции Лилия Никифорова. «Я уже изучал судебную практику, всех своих коллег по Северо-Западу обзвонил, ночью не сплю», - поделился Армен Липаритович. Речь шла о том, что по закону сельским учителям положена компенсация расходов на коммунальные услуги. При этом по оценке специалистов деньги на эти цели действительно распределяются весьма неравномерно и несправедливо: многие получают меньше 100 или меньше 500 рублей, но есть весьма значительная группа, у кого такие выплаты составляют по 5-10 тысяч рублей и более.

Мнацаканян рассказал, что если сложить все выплаты и поделить сумму на количество получателей, выйдет около 1200 рублей: именно такую сумму, считает он, было бы более справедливо выдавать без дифференциаций.

Но тут в разговор вмешалась депутат и председатель Псковоблсовпрофа Ульяна Михайлова, которая заявила, сославшись на весеннее решение Верховного суда, что подобная «усредниловка» незаконна, и что она сама, в случае чего, выступит истцом.

Ульяна Михайлова

Андрей Турчак призвал не накалять страсти, хотя заметил, что несправедливые примеры в регионе действительно есть: «Например, женщина-преподаватель, живёт в огромном коттедже, муж у неё крупный бизнесмен, а мы ей компенсируем коммунальные расходы по 18 тысяч рублей в месяц!»

Попутно он сообщил членам Общественного штаба об ещё одном решении, которое в этот день уже успел анонсировать в Острове на совещании по подготовке к празднованию 70-летия Победы: «По закону о ветеранах труда Псковской области: эту тему [о моратории на действие закона] я предлагаю снять раз и навсегда. И в год 70-летия Победы, и в последующем я предлагаю не возвращаться к ней. Тем более мы недавно на основе этого закона принимали дополнения о «детях войны». Мы приняли данный закон в 2007 году, когда ситуация была не намного лучше, так что он будет исполняться».

При этом Турчак отдал должное Лилии Никифоровой, которая активно отстаивала это решение на заседании вверенной ей секции Общественного штаба.

Других членов штаба он призвал не менее активно, чем она, принимать участие в предстоящем публичному обсуждении бюджета и встречах в районах. А Александр Котов добавил, что на время «бюджетного процесс» привычных заседаний не будет: теперь и дискуссии, и экспертные выступления переместятся на другие площадки. 

 

Валерий ВОЛКОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...