Суси отсюда
Сообщение в Facebook депутата Гдовского районного Собрания, заместителя председателя Ассоциации «Псковрыбхоз» и отца двоих дочерей Алексея Малова о курьёзном случае в псковской школе, куда не пустили курьера, доставившего по заказу старшеклассниц суши [или, в соответствии с правилами японской фонологии, где нет звука ш – суси], неожиданно стало своего рода «темой дня». Под его сообщением в соцсети развилась бурная дискуссия (более 230 комментариев), а в «Яндекс:Новостях» сформировался отдельный сюжет: об этой истории сообщили не только псковские, но и федеральные СМИ, проблему обсуждали в прямом эфире на радиостанции «ВестиФМ»... Корреспондент Псковского агентства информации изучила мнения сторонников и противников новых веяний в школьном питании, чтобы понять, как блюдо традиционной японской кухни, столь нелюбимое экс-главой Роспотребназдора Геннадием Онищенко, стало поводом для очередного столкновения «отцов и детей» и полемики о грани допустимого для школьников.
Собственно, Алексей Малов написал у себя на страничке вот что: «Продвинутая молодежь. В нашей школе ученики 9 класса на обед заказали себе суши. Суши-коммивояжеры точно к началу большой перемены все это доставили. Курьера, ясное дело, учителя отправили вЗад. Вопрос, а есть, интересно, ограничения для такой кипучей кейтеринговой деятельности или это нормально? Очень не хочется поощрять все это».
Речь шла о псковской школе №10 и об ученицах 9-го класса, которые решили полакомиться японским деликатесом. Альтернативный обед они заказали в суши-магазине, расположенном аккурат через дорогу от школы.
Гастрономически озадаченная этим вопросом общественность, принявшаяся рьяно высказывать свои мнения в комментариях к сообщению, разделилась на два лагеря. Одни скандировали: «Даешь право выбора!», другие, наворотив, утверждали, что «суши – не от голода», и вообще: школа – это в первую очередь место для учебы, и она существует по своему регламенту, а значит посторонним, в том числе курьерам, там не место.
«Зэки» или «граждане»?
Сам Алексей Малов уверен, что одно дело, когда еду детям дают с собой родители, другое дело – когда еда попадает в школу «непонятно откуда». Он также убежден, что подобного рода ситуация может только создать некую социальную напряженность: одни себе могут позволить сделать заказ японской кухни, другие – нет.
Не все из его друзей по соцсети разделяют это мнение. Многие заявили, что не видят ничего плохого в том, чтобы дети съели «что-то более съедобное, чем переваренная капуста и подгорелый пирожок из школьной столовой». «Кто-нибудь видел, как выглядят обеды и школьной столовке загнивающей загранице? Выбор, разнообразие, количество по потребности. Я верю, что дети в старших классах у нас ходят полуголодные», - посетовала одна женщина.
Несколько отцов нынешних школьниц, напротив, выступали против такого способа разнообразить школьное меню: «У меня ребенок в первый класс ходит. Дома – завтрак, в школе – штатная кормежка (не голоден – не ешь). Дома – обед, и точка. Поймите, вы, что суши – не от голода! Это как с «айфонами» раньше было. Теперь же у кого суши – тот и крут»; «Мне тоже не нравится это: когда жратву (пиццу, суши) в школу начнут заказывать. Школа – это место для учебы. Если есть вопрос по заказной еде и сомнения, то, конечно, надо выносить на родительское собрание, а потом на школьный совет (или что там сейчас есть)».
Кто-то высказывался в том духе, что суши – это вообще не проблема: «Господи, да хорошо, что они себе еду заказывают, а не траву! 9 класс... Просто хотят быть не как все. Возраст такой»; «Просто пусть родители либо дадут добро, либо запретят и все. Жрет он дома суши, а не мамин борщик, пусть хомячит филадельфию и в школе. Я проблемы не вижу. Как говорится, кто дурак, тот сам знает. Учителя как-то все время не на том акцентируют внимание...».
А кто-то увидел в данном случае проблему лишь в конкретном выборе блюда: «Вообще, я думаю надо поговорить, откуда такие барские замашки, и что такое поведение неприемлемо. И того, кто хотел «выпендриться», надо было осудить, а не идти на поводу. Есть много других способов быть «крутым».
Еще один комментатор по имени Екатерина заметила: это хорошо, что школа лишена возможности быть кафе-рестораном. «Потому что, не дай Бог, рыба в суши окажется несвежей, а у кого-то аллергия на томат (но сил отказаться от пиццы в отсутствие родителей не оказалось), то потом будет: «Чем вы думали? Куда смотрели?». Поэтому в таких заведениях все исключительно вареное и несоленое. Мне так и вовсе невдомек, почему после хорошего горячего домашнего завтрака появляется необходимость еще раз завтракать часа через 3-4. Но, видимо, не все дома едят. Мои обходятся «диетическим» бутербродом с соком. И то иногда домой несут, не успевают проголодаться до обеда».
Тут же появились защитники «новой русской кухни». Некий Тимофей заметил, что его ребенок не ест ничего в «столовке» кроме макарон, чая, булочек и запеканки. «И что? Голодной теперь ходить ей? Продавай там рядом пиццу, нормальную картошку, «бургеры» и, да - это нормальная еда, – те же ваши домашние котлеты с хлебом и овощами – проблем с питанием не было».
Между тем социолог Ирина увидела в ситуации столкновение старых подходов и навыков, быстро перенимаемых детьми у их родителей: «Дело именно в дерзости учеников, позволивших себе применить свои (скорее всего домашние) практики в школе. И в реакции учителей, таких практик не имеющих (ибо дорого, «не любим мы эти суши» плюс разные мифы про испорченную сырую рыбу). Ребята молодцы, они более приспособлены к современной жизни, более гибкие. Захотели есть – заказали. Нормальная такая практика пользования обычной услугой. Учителя – это, как правило, закостеневшие в догмах, правилах и рамках люди. И это не вина их, а беда, – отмечает она в своем комментарии. – Сама система образования год за годом вытачивает из гибких веселых студенток суровых теток, первой реакцией которых на что-то новое (тем более в стенах школы) является запрет. А тут мало того что суши, да еще и курьером. Давайте представим ситуацию, если бы эти же самые ребятки выскочили на перемене, купили по чебуреку и вернулись в школу соответственно пованивая. Да никто бы даже не замеееетииил!»
Таким образом, дискуссия с гастрономических проблем переметнулась на проблемы сути российского образования. «Если задача школы – дисциплинировать, то суши к чёрту; а вот если учить и просвещать, то вопрос открыт. И еще: в первом случае, школьник вроде «зэка», во-втором – гражданин... Словом, очень интересная дискуссия», – отметил по этому поводу Дмитрий.
«Эти разнузданные законы поведения»
Директор школы № 10, депутат Псковской городской Думы Ольга Федорова, комментируя ПАИ произошедшее, отметила, что произошла бытовая ситуация, которая затрагивает проблемы, связанные, в первую очередь, с питанием и поведением в школе. «Ничего этого в школе быть не должно, иначе это уже не школа», – уверена директор. Она считает, что учебное заведение имеет право ограничивать ребенка «в абсурдном поведении».
По ее словам, в школе «живут и учатся» несовершеннолетние, которые должны выйти из стен учреждения образованными, умными и здоровыми. «Разумется, не хочется, чтобы страна имена в 30 лет людей на больничной койке, допустим, с гемодиализом и отрезанным желудком», – заметила Ольга Федорова.
Она также обратила внимание на то, что в школах существует «режимный момент»: по ее мнению, в учебном заведении не место чужому человеку. «Даже если бы суши были проваренной и пропаренной едой, то все равно учитель не имел права пускать постороннего человека», – подчеркнула директор школы.
Ольга Федорова напомнила, что по СанПиНам в школьных столовых не допустимы ни суши, ни даже блинчики с икрой: «Такая еда является деликатесом, но это не может быть повседневным питанием для ребенка. Вы же Кока-Колой не начнете поить грудничка, и суши кормить тоже его не будете - а речь-то идет о любом возрасте!». Она добавила, что невозможно сделать еду в школьной столовой вкусной, так как всё, что могло бы сделать её таковой – запрещено.
«Дети приходят учиться, – прокомментировала директор поведение учениц. – К примеру, любой русский человек, попадая в заграничную школу, ведет себя там как зайка серенький, поджав хвостик. А у себя дома разве приемлемы эти разнузданные законы поведения?». По мнению руководителя школы, задача учебного учреждения – воспитывать. «Школа – это не вседозволенность! Воспитание не строится на соблюдении прав, воспитание – это всегда ограничение прав и возможностей», – заметила она.
В целом, добавила директор, в данной ситуации обсуждать в общем-то нечего. По её словам, в соцсетях почему-то подхватили именно эту тему, но не замечают куда более насущные – например, курение школьников или их неправильное питание дома. Так, заметила Федорова, родители учеников, упрощая себе задачу, сами порой заказывают к вечеру, к примеру, шашлыки или те же самые суши, показывая тем самым нездоровый пример. «Родители предлагают массово заказывать суши? Я тогда могу сказать только одно: «Счастливо отравиться!».
«Они считают, что школа их гнобила когда-то, а теперь гнобит и их ребенка»
Говоря о поступке девятиклассниц, директор школы заметила, что для них, по её мнению, заказ суши был всего-навсего шуткой или попыткой «соригинальничать». Она рассказала, что осенью эти же школьницы как-то во время урока физкультуры ели буханку хлеба. «Трескали как голодные дети Поволжья. Так вы думаете, что им суши нужны?» – заметила она.
Директор сообщила, что не стала доводить информацию по поводу произошедшего инцидента до родителей школьниц. «Все, что я могу сделать – это еще раз объяснить, что умно, а что глупо. Самое главное, конец второй четверти – у большинства из этих девушек – двойки, и сколько я не вела беседу с ними и родителями, объясняя, что нужно заканчивать девятый класс с хорошими оценками и знаниями, ни до одних, ни до других не достучаться», – поделилась директор.
«Понимаете, родители винят в школу во всем. Они считают, что школа их гнобила когда-то, а теперь гнобит и их ребенка, – подчеркнула Ольга Федорова. – А заглянули бы они в свой холодильник, заметили бы, что дома топор можно вешать - настолько прокуренное помещение. А вспомнили бы, когда общались со своими детьми по душам… Разговор не о том».
Директор школы № 10 подытожила, что её, как педагога, обижает, что обсуждают «такую ерунду». Она еще раз повторила, что взрослые не обращают внимание на действительные проблемы, связанные с их детьми – курение, употребление алкоголя.
«А знаете, мы вообще не красим учащихся: ты вот двоечник, ты – куришь, ты – выпиваешь, - добавила, заканчивая разговор, Ольга Федорова. - Вы приходите на 9 мая к нам на битву хоров, когда они поют военные песни. Красивые, в тельняшках! Они все красиво поют, и даже эти школьницы, которые заказали суши».