Реальный Шевчук

...До этого единственный раз на концерте Юрия Шевчука я был в 2006 году. Стадион «Машиностроитель», 2 августа, повсеместно — тельняшки... Думаю, мама тогда почти смирилась, что, возможно, больше никогда меня не увидит. Но в этот день в Псков приезжала группа ДДТ. ЮрьЮлианыч недавно выпустил альбом «Пропавший без вести». Честно сказать, альбом не самый сильный в дэдэтэшной истории, но заглавная песня смогла урвать себе эфирное время на «Муз ТВ», а композицию «В бой» иногда можно было услышать не только на «Нашем радио». Все это по тем временам был приличный успех для рок-группы.

С тех пор и того концерта прошло много времени, а сам Шевчук появился в Пскове только спустя 8 лет, когда Россию разрывает на части изнутри и снаружи. Есть в этом, согласитесь, какой-то символизм. Идет война в Чечне — туда едет петь ДДТ. Бомбят Белград — поет под бомбами никто иной, как Шевчук. Россию снова лихорадит, а Юрий Юлианович здесь, хотя его в Пскове уже и ждать-то порядком перестали. Но приехал, и повторюсь — символично это все. «Не так уж скверно все, не так уж плохо все», - это из его последней песни.

Лидер ДДТ накануне концерта был нарасхват: пресс-конференция, эфир на радио... При этом никого и близко не интересовал его новый альбом «Прозрачный». Ради приличия, конечно, задали вопрос-другой, как пожертвование. Но после пятиминутного этикета все посрывали накрахмаленные «слюнявчики», а дальше - кто в Украину и по рубли, а кто Путина обсуждать. Какой тренд — такие вопросы. Тем более, когда не пнуть власть по нынешнем меркам сродни антисемитизму, а сделать это вместе с Шевчуком — бесценно, памятуя о взаимоотношениях «юры-музыканта» и власть предержащих. Юрий Юлианович, надо отдать ему должное, ответил на все вопросы псковских журналистов, которые, видимо, еще заранее налепили шаблонных заголовков вроде «Юрий Шевчук: Кризис в стране — печальная политика государства». Получились заголовки, пошли комментарии, пошел и сам Шевчук своей дорогой и со своим альбомом.

Я вот для себя как-то давно уяснил, что кроме честного творчества и гражданской позиции лидера ДДТ всегда отличало чувство меры. Он говорил лишь в том случае, если у него было высказывание, и молчал, если голоса вокруг сливались в какофонию. Его никогда не было много. Как, например, Гребенщикова в его юбилей. Или как сейчас — Макаревича. Пускай ситуация тут другая, но пафос в том, что Шевчук вряд ли бы оказался на месте «машиниста», хотя тоже не заигрывал с властью. Впрочем, и для пиара ее не хулил, не искал коньюктурных поводов для щегольства. Вот и сейчас при всей своей гражданской позиции он треклятит правящий режим. Недоволен им — да, говорит об этом открыто — тоже да. Но только когда спросят, или больше не хочется молчать.

Помните, как года 4 назад вокруг Шевчука развернулась травля? Его обвиняли в мародерстве, когда музыкант принял на хранение звезды с погон русского солдата, убитого в первую чеченскую. Передали эти самые звезды Шевчуку однополчане погибшего. Истории на тот момент было уже 15 лет, но ее удалось подать под новым соусом. Зародилась «лавина» в одном из блогов, а уже обрастал «ком» на федеральных каналах и новостных полосах. Я тогда много слышал комментариев, обвинительных версий, но только не оправданий от Шевчука. Ситуацию позже разъяснили сами ветераны Чечни, которые рассказали, что такой подарок был частью памяти о павшем, но ни как не мародерством. Сам музыкант просто не стал опускаться до разъяснений. Такая победа чести над удобством.

Тогда мне было стыдно за наше общество, готовое «онанировать» на черный пиар. Неогопкультура в своем проявлении, что поделать. Как и было стыдно когда-то за лидера нации, для которого Шевчук просто «юра-музыкант», а вовсе не пример гражданского сознания. За самого Юлиановича стыдно не было ни разу.

Феномен Шевчука, как мерила политической простыни, на которой по российскому обыкновению полно пятен, в том, что для него нет крайности, нет черного и белого. Как взять того же Макаревича, Борзыкина или других оппозиционеров от рока. Не пишет поэтому Шевчук манифестов или памфлетов в эти дни, хотя казалось бы... Вместо этого он выпускает один самых светлых и оптимистичных альбомов ДДТ, оставляя надежду. Кому — себе, стране, нам — каждый сам решит.

Поныть — это вообще не про него. Пока одни спешат наколядовать имидж обиженного, а потом певуче доносить пастырем истины жития, Шевчук ставит в «паспорте» штамп с реальностью и не жалуется на семейный быт. Но и назвать ее по-есененски сукой тоже не стесняется, однако опять же, если она того заслужила.

«Я считал, что реальность в Ницше, а оказалась она в лапше.
И моё рок-н-рольное братство увяло в вечно больной душе.

Я думал, что я хороший... Мне снилось, что я орёл!
Я сражался за чистый разум, но он опять не туда завёл.
Я сломал свой Духовный Фаллос в этой битве добра и зла,
А она улыбнулась, целя мне в лоб, и опять никого не спасла».

(«Реальность», альбом «Прозрачный»)

Владимир Капустинский
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...